kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРК иСЭ. "Монастыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.                                                                                                                                                

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРК иСЭ. "Монастыри" »

Тема урока: Монастырь

Задачи урока:

1.Ознакомитьдетей с понятиями: монастырь, монах (монахиня), послушание, монашеские обет.

2.Расширить круг знаний о культурно – исторических традициях православной церкви.



3. Воспитывать у детей любовь к Родине и её культурным ценностям.



Ход урока

Слайд 1

1.Орг. момент.

Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по истории нашей Родины, которое неразрывно связано с православием, христианством. А предметом нашего путешествия станут монастыри.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

- Слышали ли вы это слово? Попробуйте объяснить его значение, опираясь на текст с «проталинками».

Монастырём – называют ____________________________________________

__________________________________________________________________ ,

где проживают _______________ или_______________ , принимающие

единые правила жизни (устав). Они совместно _________________ и _____________________________ .

3. Выдвижение пробных версий.

Слово монастырь мы слышим часто, но не всегда задумываемся, а что же это такое? Кто в нём живёт? Как туда приходят люди? Чем они занимаются?

4. Поиск решения (сбор и анализ данных)

Я предлагаю вам ознакомиться с несколькими толкованиями слова монастырь, представленными в различных словарях и заполнить схему с пропусками (у каждого ребёнка на столе лист – помощник)



Толковый словарь В.Даля

МОНАСТЫРЬ

1) обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.

2) монастырем зовут и кладбище.

3) Церковный двор, кладбище, церковная земля со строениями.

Толковый словарь С.И.Ожогова

Монастырь:

1. Территория, храм и все помещения такой общины.

Архитектурный словарь.

Монастырь - уединенное жилище – общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

Слайды 2 -4

Вывод: Монастырём называют….

Священники называют монастырь образом Царствия Божия на земле т.к. те, кто побывал в монастыре замечают особую красоту и спокойствие этого места.

На территории Самарской области расположено 2 монастыря: Самарский женский Иверский монастырь и Свято - Богородичный Казанский монастырь в с. Винновка. Слайд 5

Лавры

Если заглянуть в словарь синонимов (слов близких по значению), то мы узнаем, что слово «монастырь» близко по значению со словами «Лавра», «обитель», « пустынь».

Сегодня я приглашаю вас познакомиться с двумя монастырями, которые мы называем «Лавра». Лавра – большой монастырь.

Первый христианский монастырь – Свято – Успенский был построен в г. Киеве. По - другому этот монастырь называют Киево – Печерская Лавра.

Основан он был в 1051 году. Князь Святослав 2 подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи монахов, крепостные башни и другие строения.

С Киево – Печерской Лаврой связано имя Монаха летописца Нестора.

- Кто из вас помнит, как называлась летопись Нестора? ( Повесть временных лет). Именно из Повести временных лет мы и узнали о возникновении первого на Руси монастыря.

На территории современной Лавры мы можем увидеть огромное количество сооружений. Это церкви, часовни, иконописные и швейные мастерские, церковные кладбища и памятники.

7слайд

1.Надкладесная часовня 2.Иконописная школа и мастерская.

8 слайд

Трапезная церковь

9 слайд

На территории Дальних пещер Киево –Печерской Лавры, вблизи деревянного храма в честь Рождества Богородицы возведён памятник святым равноапостальным братьям Мефодию и Кириллу, первоучителям и просветителям Словенским, чью память мы отмечаем 24 мая. В России этот день называют днём славянской письменности и культуры.

10 слайд

1. Главная Лаврская Колокольня.

Физ. минутка «На колокольню»

1.Поднимаемся на колокольню . 2. Ступеней много, мы устали, идём медленнее. 3.Мы наверху! Посмотрите вокруг. 4.А вот большой колокол. Попробуем показать какой он большой. 5. Давайте сделаем 3 удара и послушаем, как он звучит!!! 6. А это маленькие колокола. Позвоните! Озвучьте их голос. 7. А теперь пора вниз!!! Нас ждет ещё много интересного! Осторожно спускаемся и занимаем свои места!

Релаксация: колокольные звоны

Монахи и монахини.

Слайды11 -13

Кто этот герой? 1)Что вы о нём знаете?

Сообщение о преподобном Илие Муромском, чудотворце Печерском

2) Кем был Илья в жизни? Кем он стал?

Слайд 14

Как человек может стать монахом?

1)Послушник.

Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды. Они исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.

3 шага в монашество.

2)После принятия окончательного решения, во время торжественной литургии, послушник делает первые шаги в монашество.

1шаг: Монашеские обеты ( обещания):

1) Целомудрие – отказ от семьи

2) Нестяжание- добровольная нищета, отказ от владения личной собственностью.

3) Послушание –духовнику ( наставнику) и посвящение себя молитве и труду.

« Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу, а что нет, а буду спрашивать об этом более опытных людей. Так сберегу силы и время для своего роста»

Слайды 15-17:

В монастыре послушание считается выше молитвы .

Слайд 18:

2 шаг: Пострижение

Слайды 19-20:

3 шаг: Смена мирского имени и облачение в монашеские одежды.

  1. Игра «Назови монашескую одежду»



Камила́вка— головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.

Мантия (от греч. – «покрывало», «плащ») – длинная, без рукавов, накидка до земли с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы. Впоследствии ее стали носить монахи. У простых монахов мантия только чёрного цвета.

Подря́сник — длинная одежда до пят с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Бывает у монахов чёрного. Подрясник — нижнее облачение православного духовенства.

Клобук-головной убор монахов, состоящий из камилавки и «намётки» — чёрного покрывала, прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

Ря́са (от греч. «вытертая, поношенная одежда») — верхнее одеяние лиц духовного звания и монахов — длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета.

Чётки (от др.-рус. — считать, читать, почитать) — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна). Используются для счёта прочитанных молитв, для сохранения внимания и концентрации, задания ритма и так далее.

Слайды 21 -23:

Монах Павел Груздев. Шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи…

- Как вы думаете, почему монаху для еды предлагают квас и кислые щи? (монахи едят только постную пищу)

«Трудись и молись»- вот жизненный девиз монаха.

Слайды 24-25:

Кто изображён на слайде?

-Кто помнит, как звали мальчика изображённого на рисунке? (Варфаламей).Какое имя он получил при постриге в монахи? (Сергий)

Дом монаха.

1) Монастырь

2) Отшельник

Сергий Радонедский .

Приняв монашеский постриг некоторые монахи уходили далеко в леса или в горы и там селились. Жители близлежащих селений приходили к ним за советом или помощью. Видя в глазах монаха искренность и доброту, всё больше и больше людей приходило к ним, чтобы вместе помолиться или чтобы поселиться рядом с ними. Так постепенно вокруг жилища монаха появлялись новые строения. Их становилось всё больше и больше. И это место из глухого, пустынного превращалось в город. Так в глухих Радонежских лесах, близь г. Москвы, появился город Сергиев Посад, сердцем которого является Троице – Сергиев монастырь или как его называют сейчас Троице –Сергиева Лавра.

Слайды 26 -29:

Троице-Сергиев мужской монастырь был основан в 1337г. Юноша Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан основали пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построили (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Около 20 сооружений находится на территории Лавры (церкви, часовни, больничные палаты, колодец.

Троице - Сергиеву Лавру называют духовным центром России.

Вход на территорию Лавры украшает икона «Троица», которую написал духовный ученик Сергия Радонежского Андрей Рублёв в XV веке. Икона является одной из самых прославленных русских икон.

1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в монастыре была открыта духовная семинария.

В 1744г. Императрица Елизавета Петровна издала указ об именовании Троице-Сергиева монастыря впредь Лаврой. В Лавре был создан ряд ремесленных школ: портных, слесарная, столярная, иконописная.

В 1860-х гг. в Лавре и зданиях принадлежащих монастырю был проведен водопровод, в начале XXв. проведено электрическое освещение и установлена телефонная связь с Москвой. Электричество, телефонная связь пришли в жизнь рядовых граждан пришли на 50- 60 лет позднее.

Троице - Сергиева Лавра культурная кладовая нашей Родины, её гордость! Тысячи людей из разных уголков нашей Родины и зарубежных стран ежедневно посещают Лавру!

Релаксация. Хор Троице – Сергиевой Лавры.

Как бы не назывался монастырь, это всегда место, где вас встретят, поймут, помогут. Монастырь – это сокровищница русской и мировой музыкальной, художественной культуры. Монастырь – это место, где слова «милосердие», «любовь к ближнему» не пустые слова.

Слайд 30:

5. Рефлексия. Формулирование вывода.

Наше путешествие подходит к концу.

Скажите, как называлась тема нашего урока?

- Сделайте вывод «Что же такое «монастырь»?»

6. Применение знаний для решения конкретной задачи.

Отгадай зашифрованное в кроссворде слово.



1.









2.





3.







4.









5.







1. Головной убор монаха.

2. «Одинокий» служитель монастыря.

3. Монах, исполняющий послушание на колокольне.

4.Уединённое место, где проживают монахи и монахини.

5. Верхняя «вытертая», «поношенная» одежда монаха.

7. Творческое применение открытых знаний.

Д.З. Объясни значение фраз:

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Подвести под монастырь кого- либо.





Заместитель директора по УВР _______________ /Горяйнова Н.М./





Лист для учащихся

Монастырь.

  1. Монастырём – называют _____________________________________________________________

________________________________________________________________ ,

где проживают _______________ или_______________ , принимающие

единые правила жизни (устав). Они совместно _________________ и _____________________________ .



Толковый словарь В.Даля

МОНАСТЫРЬ

1) обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.

2) монастырем зовут и кладбище.

3) Церковный двор, кладбище, церковная земля со строениями.

Толковый словарь С.И.Ожогова

Монастырь:

1. Территория, храм и все помещения такой общины.

Архитектурный словарь.

Монастырь - уединенное жилище общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

2.Монашеские обеты ( обещания):

1) Целомудрие – отказ от семьи

2) Нестяжание - добровольная нищета, отказ от владения личной собственностью.

3) Послушание –духовнику ( наставнику) и посвящение себя молитве и труду.

3.Облачения монахов.

Камила́вка— головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.

Мантия (от греч. – «покрывало», «плащ») – длинная, без рукавов, накидка до земли с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы. Впоследствии ее стали носить монахи. У простых монахов мантия только чёрного цвета.

Подря́сник — длинная одежда до пят с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Бывает у монахов чёрного. Подрясник — нижнее облачение православного духовенства.

Клобук - головной убор монахов, состоящий из камилавки и «намётки» — чёрного покрывала, прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

Ря́са (от греч. «вытертая, поношенная одежда») — верхнее одеяние лиц духовного звания и монахов — длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета.

Чётки (от др.-рус. — считать, читать, почитать) — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна). Используются для счёта прочитанных молитв, для сохранения внимания и концентрации, задания ритма и так далее.

4. Д.З. Объясни значение фраз:

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Подвести под монастырь кого- либо.













   Отгадай зашифрованное в кроссворде слово.



1.









2.





3.







4.









5.







1. Головной убор монаха.

2. «Одинокий» служитель монастыря.

3. Монах, исполняющий послушание на колокольне.

4.Уединённое место, где проживают монахи и монахини.

5. Верхняя «вытертая», «поношенная» одежда монаха.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
ОРК иСЭ. "Монастыри"

Автор: Архипова Светлана Васильевна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства