kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для формирования нравственных качеств младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, а духовность была смыслом русского человека.   Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для формирования нравственных качеств младших школьников.»


Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для формирования нравственных качеств младших школьников.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Из всего выше сказанного, видим, что идёт поиск духовного возрождения России и обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, доказывает особую значимость и актуальность такой работы.

Предлагаемый опыт это один из путей повышать уровень нравственного развития учащих.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий в организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для формирования нравственных качеств младших школьников.

Диапазон представленного опыта – кружковая работа.

Внеклассная воспитательная работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах. Кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

Индивидуальные занятия предполагают подготовку и выступление на конкурсах, викторинах, подготовка творческих работ и др.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах духовного и нравственного содержания.

Групповая внеклассная работа предполагает игры-путешествия, экскурсии.

В формировании нравственной культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: тематические занятия, праздники, тематические недели, выставки, конкурсы.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов:

- чтение литературных произведений, духовной русской поэзии расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

- проведение бесед с элементами диалога, разбор житейских ситуаций;

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Беседа должна носить проблемный характер. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо вырабатывать правильную точку зрения.

- создание ситуации успеха, новизны;

Ребенок должен себя чувствовать любимым и защищенным. Ситуация успеха позволяет добиваться положительного воспитывающего эффекта. Ребёнок чувствует себя уверенным, нужным, ответственным и взрослым. Задача педагога разнообразить такие ситуации, придавая им эффект новизны, при этом ребёнок учится быть коммуникативным, вырабатывает определенный стиль общения со взрослыми и сверстниками.

- прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеофильмов;

Музыкальные и художественные образы для младших школьников имеют особое значение. В этом возрасте происходи формирование и развитие эмоционально-волевой сферы. Какими образами будет заполнена душа ребенка, какие эмоции он переживает - все это обязательно найдет свое отражение при формировании его личности.

- нравственные ситуативные игры;

Игра – это путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своего потенциала. В ней проходят коррекционные процессы меняющие отношение к самому себе, к другим людям.

Именно в играх дети лучше усваивают социальные отношения и нормы поведения, совершается развитие их личности и самосознания.

- включение игрового материала: кроссворды, загадки, ребусы.

(Развитие познавательного интереса и творческого мышления).

- наблюдение; анализ продуктов учебной деятельности учащихся;

- диагностические методы:

беседа, интервью, анкетирование, метод самооценки, отслеживание результатов.

- анализ и корректировка деятельности учащихся.

Организация деятельности кружка духовно-нравственного направления имеет свои особенности.

Во-первых, внеурочная деятельность согласно Российскому законодательству предполагает добровольное изучение с учетом мнения родителей обучающихся. Для того, чтобы организовать работу кружка педагогу необходимо убедить родителей в том, что занятия кружка, которые способствуют получению дополнительных знаний являются полезными и необходимыми для их детей. Сделать это можно, только если учитель сможет убедить родителей в том, что используемый материал, формы занятий, отчетов по кружковой деятельности будут действительно способствовать формированию и развитию нравственных качеств личности. При этом педагог должен не только получить согласие родителей, администрации школы на организацию и проведение таких занятий, но и в дальнейшей своей деятельности иметь тесную связь с родителями по вопросам, рассматриваемым на таких занятиях.

Во-вторых, дети должны быть очень заинтересованы в изучении предмета для того, чтобы с интересом посещать кружок.

Программа кружковой деятельности рассчитана на 3 года.

Возраст 6-12 лет является наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций. Именно в этом возрасте можно легко и ненавязчиво воздействовать на душу ребёнка. Всё, что окружает маленького человечка, кажется ему добрым и прекрасным.

Успех воспитания младших школьников в значительной степени зависит от технологии педагогической деятельности. В связи с этим остановимся на некоторых особенностях организации занятий, на которых дети учатся видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.

1) Огромным воспитательным эффектом на занятиях кружка обладает чтение православной литературы. Именно в ходе восприятия мыслей выдающихся людей идет формирование мировоззрения человека, воздействие на его эмоциональную сферу. Книгой, способной возродить внутренний строй души человека, является Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, ученые прямо или косвенно обращались и обращаются к темам этой великой книги. Многие притчи Ветхого Завета с успехом укладываются в этические нормы различных религий и даже для неверующих ясны и не вызывают у них скептицизма. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.


2) На занятиях кружка происходит знакомство с жизнью Святых.

Это пророки, апостолы, мученики, преподобные, благоверные, праведники, блаженные, которые, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. Подобранный тематически материал позволяет познакомить с традициями жития на Руси, воспитывать желание подражать благим образам и тем самым, активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря этому качеству люди овладевают социальным и нравственным опытом. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

3) Знание теоретического материала необходимо закреплять на практике.

«Зимние забавы» с катанием на санках, метанием снежков, соревнованием в силе и ловкости;

«Рождество Христово» с колядками, ряжеными;

«Крещение Господне» с особым чином – Великим освящением воды;

«Масленица», «Прощеное воскресение», - такая тематика занятий не только знакомит детей с историей православных праздников, с тем как принято встречать православные праздники в России, но и позволяет прочувствовать и полюбить традиции отечественной культуры.

Изготовление поздравительных рождественских и новогодних открыток. Знакомство с историей их возникновения, традицией дарения на Руси.

Творческие работы на тему: «Светлое Христово Воскресенье», «День Ангела», «Рождество» позволяют изучать многовековой опыт своего народа, который на протяжении десяти веков был православным.

4) Занятия внеурочной кружковой работы по своей структуре не отличается от обычного урока.

Первый этап - рефлексия, эмоциональный настрой.

Учитель передает свое хорошее настроение детям. Используется литературный материал в сопровождении презентации.

Цель — создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе, настроить на активную плодотворную работу.

Видеть, то о чем рассказывает учитель, очень важно.

Большое количество наглядного иллюстративного материала позволяют делать красочные презентации к каждому этапу занятия.

Каждое занятие включает анализ нравственных ситуаций.

Дети знакомятся с притчами, сказками, рассказами современных авторов и классиков. У них несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

Произведения повествуют о православных добродетелях, раскрывают содержание нравственных понятий, вызывают у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам.

Основные задачи таких занятий: научить видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.

Учитывая возрастные особенности учеников младших классов, на занятиях кружка используется занимательный материал. Это посильные для них кроссворды, загадки, ребусы, нравственные ситуативные игры.

Игровые ситуации учат, как правильно просить прощение, правильно приветствовать друг друга, как стать хорошим гостем, правильно отдыхать на природе, заботится о младших, уважать старших, воспитывать в себе характер. Именно в играх дети лучше усваивают социальные отношения, нормы поведения, учатся корректировать своё поведение.

На таких занятиях должны быть особенными и минутки отдыха. Они несут эмоциональный настрой, соответствуют теме занятия. Так, например, физкультминутка «Гусыня с гусятами» учит ценить родительскую заботу, с любовью и вниманием относиться к своим близким.

Физкультминутка «Ангелы» - продолжение темы занятия.

Релаксационное упражнение «Беспомощный птенец» помогает научиться делать добрые дела, осторожно соприкасаться с миром природы.

Привычно в предлагаемых занятиях лишь их окончание: дети, как правило, получают домашнее задание.

Само задание нетрадиционно: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази, приклей в тетрадь свою лучшую фотографию.

Традиционной проверки домашнего задания учителем в классическом виде на этих занятиях вообще не бывает. Зато большое место занимает рефлексия: собственные размышления детей о том, что и зачем они делают дома, нравится ли им это. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые другие задания только добровольно.

5) Работа кружка отражается в уголке православной культуры.

Ведётся календарь, где описываются основные православные даты и праздники. Рассказывается о людях, верных вере. Помещается духовная лирика поэтов-классиков.

6) Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с родителями.

Практика показала, что приобщение детей к православной культуре несет в себе и косвенное воздействие на семью.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, а духовность была смыслом русского человека. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

И сегодня, на новом этапе развития России, воспитательный идеал опирается на лучшие отечественные традиции.

Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Елена Ивановна Бондаренко

Дата: 10.09.2020

Номер свидетельства: 557309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства