Исследовательская работа
Направление: теоретическое
Руководитель: Попова Надежда Витальевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
г. Тюмень
Содержание
страницы
Введение …………………………………………………….. 2
Результаты исследования . . ………… ….………………….. 3-4
3. Вывод ………………………………………………………… 4-5
4. Список литературы …………………………………………... 6
5. Приложение …………………………………………………. 7-14
Введение
В прошлом году, присутствуя на конференции НШО, я познакомилась с работой моего одноклассника по теме «Почему вымерли мамонты». Со своим руководителем мы решили продолжить изучение мамонтов и выбрали тему о жизни детёнышей мамонтов.
Цель исследования: выяснить, о чём может рассказать мамонтёнок.
Задачи исследования:
изучить материалы находок мамонта;
выделить информацию о детенышах мамонта;
собрать фотоматериал о мамонтах;
познакомить одноклассников с результатами моей работы.
Объект исследования: скелеты и тушки детенышей мамонтов.
Предмет исследования: информация по результатам находок детенышей мамонтов.
Методы исследования:
анализ справочной литературы по теме;
знакомство с интернет информацией о мамонтах;
анкетирование;
посещение краеведческого музея г. Тюмень;
консультация с научным руководителем экспедиции юных палеонтологов Ситниковым Павлом Сергеевичем г. Тюмень.
Гипотеза: Детёныши открывают то, что никогда не принесёт изучение взрослых животных.
Данную исследовательскую работу можно использовать на уроках литературного краеведения, внеклассных занятиях по истории, на уроках математики при составлении задач, для проведения классного часа.
Результаты исследования
В начале своего исследования я решила провести опрос и выяснить, что знают ребята о мамонтах. Результаты показали следующее: из 40 опрошенных учащихся 80% имеют определенные сведения о местах обитания и внешнем виде мамонтов, 22% назвали отдельные имена мамонтят и все учащихся понимают значимость изучения мамонтов. Приложение 1.
Анализируя ответы, мне захотелось узнать самой и рассказать одноклассникам о детенышах мамонтов.
Изучив научно – познавательную литературу, я выяснила, что науке известны несколько детенышей мамонта, обнаруженных в разные годы на российском севере. Ямал стал рекордсменом по количеству найденных тушек маленьких мамонтов.
Первый детёныш мамонта «мамонтёнок Дима» был обнаружен в вечной мерзлоте на Магадане. Самым знаменитым на полуострове Ямал считался «мамонтёнок Маша», найденный на реке Юрибейтияха. Потом был найден «Мамонтёнок Гоша» на реке Индигирке, Якутия. Самым крупным считается мамонтенок Саша, останки которого были найдены на острове Большой Ляховский. Ямальский «мамонтёнок Люба» — пятая находка замороженной туши детёныша мамонта. Единственные останки молодого мамонта, найденные не в России, обнаружены на Аляске. Мамонт получил имя Эффи. Оказывается, по традиции детёнышам мамонта дают имена, которые чаще всего выбирает их открыватель. Приложение 2.
Я знаю, что первые мамонты появились в Африке 5 миллионов лет назад. Они достигали 3,5 м и весили до 6 тонн. От холода мамонтов защищали густая шерсть, которая была длиной более метра, а также слой жира толщиной до 9 см. Питались мамонты травянистыми растениями, мелкими кустарниками, побегами деревьев и мхом. Зимой в поисках корма они разгребали снег передними конечностями и бивнями, длина которых у крупных самцов была более 4 метров. Приложение 3. Фрагмент бивня мамонта.
Мне захотелось узнать, как выглядели детеныши мамонта. У «мамонтенка Любы» хорошо сохранились веки глаз, уши и хобот. Уши небольшие и закруглённые сформировались в результате приспособления к жизни в холодном климате. У взрослых особей высота уха достигала 35 см, а у детёныша с Ямала она была 12 см. Хвост у находки отсутствует, но, как и у взрослых мамонтов, он был, видимо, коротким по сравнению с хвостом современного слона. Хобот ямальского детёныша похож на хобот современных слонов. Как удалось установить экспертам, мамонтенок погиб в возрасте пяти месяцев, и случилось это ориентировочно 10 тысяч лет назад. Эти данные очень противоречивые.
Как показывают исследования, рождались детёныши мамонта всегда весной, потому, что выжить новорождённые в суровые зимние морозы не смогли бы. При рождении детёныши мамонта были 65—75 см высотой и весили не более 60—65 кг с длинной (6—7 см) и густой шерстью. «Детская» шерсть покрывала детёнышей мамонта до полугода, после чего начинала формироваться «взрослая» шерсть. Питались детёныши молоком матери, но уже с раннего возраста ели пищу взрослых мамонтов.
Вывод
Международное научное сообщество надеется, что мамонтенок, поможет разгадать причины вымирания мамонтов и мамонтовой фауны и прольет свет на изменения климата и ландшафтов Земли. Ученые считают, что мамонтенка необходимо как можно дольше сохранять в замороженном состоянии, так как с развитием науки могут появиться новые методы и инструменты исследования. Ведь в его дыхательных путях и пищеварительных органах должна оставаться пыльца древних растений, по которой учёные надеются восстановить картину тогдашней флоры. По мнению ученых, если органы так здорово сохранились, не исключено, что в них можно будет запросто найти древние вирусы.
Последние мамонты обитали на острове Врангеля, где и вымерли около 3500 лет назад. Хотя мнения ученых о клонировании мамонта разделились, но теоретическая возможность создания нового вида мамонтов сохраняется.
Список литературы
Газета «Правда Севера» № 7 от 12 декабря 2009 г., № 1 от 23 января 2010г. Раздел «Ойкумена». Статья «Загадки кладбища мамонтов».
Мащенко Евгений. Фото.
Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». М.- Слово; 1996 г. Том I -487; II – 153; III – 235; IY – 322; YI – 385, 416.
Пуртвлиет Рейн. Голландский художник. Рисунки. (Rien Poortvliet).
Интернет сайт «Тайны мира» - http://worldmystery.ru
Интернет сайт http://www.zooeco.com/
http://www.svobodanews.ru/content/Article/402866.html
http://www.en.planetyakutia.com/about-yakutia/facts/0000135/
http://thememaker.ru/themes-list.model/19/1/19/15647
http://mirgeo.net/content/view/246/57/1/1/
http://www.nkj.ru/archive/articles/18594/
http://www.yamaltur.ru/node/48
http://strana.ru /journal/370494
14.http://ru.wikipedia.org/wiki
15.http://www.membrana.ru/particle/740
16.http://fotki.yandex.ru/natevseeva/view/11001
17.http://images.ru
Приложение 1
Вопросы для изучения компетенции учащихся.
Что ты знаешь о мамонтах:
Где обитали мамонты?
Как выглядели мамонты?
Где были найдены туши детенышей мамонта?
По каким правилам присваивались имена детенышам мамонта?
Для чего надо изучать мамонтов?
Приложение 2
Фотографии мамонтов, используемых в презентации.
1.Кадр из мультфильма "Мама для мамонтенка 333×250 … 768×576
sweet.211.ru
2. "Березовский мамонт" - чучело мамонта, целиком...
http://mirgeo.net/content/view/246/57/1/1/
«Мамонтенок Дима». Фото Евгения Мащенко.
«Мамонтёнок Дима» с реки Киргилях. На фото внизу: две пряди ювенильной («детской») шерсти этого детёныша. Фото Евгения Мащенко.
5. Мамонтёнок Маша». Фото Евгения Мащенко.
6.«Мамонтёнок Гоша». Фото Евгения Мащенко.
7. Детёныш мамонта с Ямала («мамонтёнок Люба») Фото Евгения Мащенко.
8. Современные исследования «мамонтёнка Любы» японскими учёными. http://www.membrana.ru/particle/740
Подробные снимки, которые когда-либо позволяли рассмотреть внутреннее строение ископаемого зверя. http://www.membrana.ru/particle/740
Любу загружают в сканер для компьютерной томографии (фото Museum in Salekhard/news.nationalgeographic.com). http://www.membrana.ru/particle/740
Один из томографических снимков Любы
8. Рисунки голландского художника Рейна Пуртвлиета (Rien Poortvliet).
http://www.nkj.ru/archive/articles/18594/
9. Г. Салехард. Скульптура мамонта. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
11. Памятник мамонту г. Ханты - Мансийск http://images.yandex.ru/yandsearch?text
14