8. Тип урока: изучение нового материала; урок решения практических задач. Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно иллюстративный, словесный. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах и группах.
9. Способы оценки: листы самоконтроля.
Дидактическая структура урока | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Деятельность учителя | Деятельность учеников (познавательная, коммуникативная, регулятивная) | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
I. Организационный этап. | Личностные: обеспечить мотивацию изучения нового материала, вызвать интерес к учебной деятельности. | - А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5». | Дети проверяют: все ли готово к уроку. | |
II. Проверка домашнего задания. | Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания. Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером. | - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … (природа). - На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа? - Распределите по группам предметы живой и неживой природы (Приложение № 1). - Объясните, почему вы сделали именно так. | Ответы детей. Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа). | Работа с ноутбуками в парах. Один определяет предметы живой природы, второй – неживой, изделия распределяют совместно. |
III. Актуализация знаний, определение темы. | Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать. Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем. | - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. - Что вы видите на фотографиях? (Приложение № 2) (Слайды № 1-6. Природные явления). - Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался? - И так тема нашего урока «Явления природы» (Тема записывается на доске). - Какие задачи будем решать на уроке? - Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи? - По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки (Приложение № 3) | Комментарии детей: дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель. Высказывания детей. | Рассмотреть фотографии на мультимедиа и назвать явления, которые они видят. |
IV.Этап освоения новых знаний. | Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество. Личностные: формирование межличностных отношений. | - Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. - Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. - Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. - Сколько времен года вы знаете? - Сейчас вы разобьетесь на 4 группы по временам года. Каждая группа выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе характеристику? (Приложение № 4) (Слайды № 7-10. Времена года: лето, осень, зима, весна). Во время ответов детей на мультимедиа появляются по очереди те же фотографии. | Работа с учебником на с. 28. Ответы детей: четыре – весна, лето, осень, зима. По одному человеку подходят к столу учителя и вытягивают картинку. Дают краткую характеристику временам года. | Прочитать о природных явлениях по учебнику. Разбиться на группы, выбрать фотографию, обсудить ответы. |
V.Физкультминутка. | Регулятивные: умение контролировать действия. | Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? | Потягивания – руки в стороны. Потягивания – руки вверх Машут руками. Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, назад-вперед. Вращение туловищем. | |
VI. Совместное открытие знаний. | Познавательная: использование полученных знаний для решения задач творческого характера. Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | - А какое время года сейчас? - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? - В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться? - Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром. - А в чем измеряется температура? - Назовите части термометра. - Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 - количество градусов холода. - Но шкалы все-таки отличаются. Почему? - Давайте выполним практическую работу. | Ответы детей. Высказывания детей. Ответы детей. - Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала. Объясняют, для чего нужен каждый из термометров. | Каждая группа работает с различными видами термометров. Каждая группа выполняет свое задание. 1 гр. определяет температуру холодной воды; 2 гр. – теплой; 3 гр. - температуру в классе и за окном; 4 гр. - температуру тела. |
VII. Обобщение и систематизация знаний. | Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи. Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения ошибок. | Индивидуальная работа с ноутбуками. - Расставьте слова под соответствующей картинкой (Приложение № 5). Один будет выполнять задание на интерактивной доске. Затем мы сравним ваши результаты. - Что такое явления природы? - Что называется сезонными явлениями? - Чем измеряют температуру? - Назовите части термометра? | Каждый ребенок работает индивидуально. Один работает на интерактивной доске. Ответы детей. | Расставить слова под соответствующую картинку. |
VIII. Домашнее задание. | Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. | - Дома каждый из вас продолжит работу с термометром и измерит температуру воздуха в комнате и на улице, холодной воды и теплой, а также температуру своего тела. По учебнику с. 28 – 31. - Дополнительное задание для любознательных: найти художественные произведения, в которых описываются природные явления. | Фиксируют домашнее задание. | |
IX. Подведение итогов. | Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию | - Что нового вы сегодня узнали? - На какие вопросы получили ответы? - Какие остались? - Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? - Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? - Какой вывод сделали? - Какую работу мы сегодня выполнили? - Чему научились? - Кто или что вам помогло справиться? - Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец». | Дети отвечают на вопросы (фронтальная работа). | Анализ листов самооценки. |