Организационный момент – 1 мин. Актуализация знаний – 4 мин. Задача: подготовка обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию имеющихся знаний. Изучение нового материала – 15 мин. Задача: дать представление об осенних изменениях в живой и неживой природе в связи с приходом осени. Закрепление изученного материала – 3 мин. Задача: уметь полученные знания применять в нестандартных ситуациях. 5. Итог урока – 3 мин | Громко прозвенел звонок – Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись. Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. Отгадайте загадку: В след за летом к нам придёт – листья с веток оборвёт. Унылая пора… Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… Кто автор этих строк? А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы? Почему? Какие следы осень оставляет в природе? Какие признаки осени отражены в стихотворении? Посмотрите, внимательно на картинку в учебник на с. 48 и расскажите, что изображено на ней? Что делают животные осенью? А что происходит с растениями? (осенью растения и животные готовятся к зиме). на уроке? (об осени, как природа готовится к зиме). с растениями? (осенью растения и животные готовятся к зиме). на уроке? (об осени, как природа готовится к зиме). Тема урока: Осень. Природа готовится к зиме. На какие вопросы мы можем найти ответы? Составим план работы урока. План. Осенние изменения в неживой природе. Осенние изменения в природе: а) в гости к растениям; б) в гости к птицам; в) в гости к зверям. На уроке мы будем оценивать свою работу: красный кружочек – правильно выполнил задание; синий – задание выполнил с помощью учителя или одноклассника; зелёный – задание выполнить затруднился. Сентябрь, декабрь, октябрь, август, ноябрь. Выберите названия осенних месяцев. Что вы видите на слайде? (изображение осени) Одинаково ли изображена на них осень? (нет) Работа в парах. Детям выдаются карточки. неживая природа, используя слова – помощники. Солнце (высоко, низко, плохо греет, хорошо греет). Небо (ясное, облачное, пасмурное). Осадки (нет, дождь, дождь со снегом). Температура (Тепло, прохладно, холодно). Высказывания детей. Оцените себя, как вы поработали в парах, поднимите кружочек. В чём причина происходящих изменений в неживой природе? (в похолодании). Как похолодание повлияло на объекты живой природы? По плану урока мы отправляемся в гости к растениям, птицам и зверям. Как готовится живая природа осенью к зиме, вы сможете ответить сами, поработав в группах (задания дифференцированные). Разделить класс на команды можно следующим способом: учитель готовит четыре осенних листа (дубовый, кленовый, рябиновый, берёзовый), разрезает их на части по числу детей в команде, перемешивает и раздаёт детям. Дети должны найти друг друга и сложить части так, чтобы получился целый лист. У кого были части одного листа, те составляют команду. Каждая команда выбирает капитана (читающего ученика). 1-я команда – растения. Определите, как выглядят растения осенью. Вам поможет учебник. Сделайте задание 2 в тетради. Лиственные деревья сохраняют листву? А хвойные? Травы зелены? 2 – я команда – птицы. Каких птиц называют перелётными? Каких птиц называют оседлыми? Чем питаются птицы? Нуждаются ли птицы в нашей помощи? 3 – я команда – звери. Как звери готовятся к зиме? Соотнесите рисунки со словами: Медведь не делают запасы Белка меняет цвет шерсти Заяц ложится в спячку Лиса делает запасы 4 – я команда – правила поведения в природе. Выберите слова, которые помогут определить правила поведения в природе. Громко кричать, беречь, ломать, пугать, топтать. Физкультминутка: Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет, Раз – наклон, два – наклон, зашумел листвою клён. Выступления групп: Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелёными. - Оцените себя, кто как работал в группе. Перелётные птицы осенью улетают на юг. Оседлые остаются зимовать. Трудно приходится птицам, которые остаются на зиму, голодно и холодно. Оседлые птицы: рябчик, филин, ворон. Перелётные птицы: певчий дрозд, грач, зяблик. - Оцените себя, кто как работал в группе. Осенью звери линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Летом белка рыжая, а зимой - серая. Заяц – беляк летом серый, а зимой белый. Заяц, волк, лиса, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм. Звери, которые всю зиму спят – ежи, медведи, змеи. Про ежа и медведя можно сказать, что они «кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания. Некоторые звери запасают корм на зиму. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна. - Оцените себя, кто как работал в группе. Рассказывают правила поведения в природе. - Что нужно сделать, чтобы сохранить деревья? (не ломать, садить, не портить кору деревьев) - Как помочь птицам перезимовать ? (изготовить кормушки, подкармливать, не шуметь, не пугать птиц) - Что нужно знать, чтобы сохранить природу. 1.Распределите птиц на группы: рябчик, певчий дрозд, филин, грач, ворон, зяблик. Распределите в группы: Делают запасы… Впадают в спячку… Ищут корм в природе… Медведь, белка, лось, заяц, ёж, кабан, волк, мышь. Сравните свою работу со слайдом. Оцените свою работу. 3. Назовите осенние изменения в природе. (Улетают на юг птицы, меняют окраску листья, листопад, солнце поднимается невысоко, плохо греет, чаще идут дожди, дни становятся короче, похолодание). – Какие задания вам удалось выполнить? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – С каким настроением вы уходите с урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 2) формируем умение устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных в осеннее время года; 3) развиваем умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. 7) формируем умение описывать изменения в природе, соответствующие времени года; 8) формируем умение наблюдать за реальными природными явлениями; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе. |