Этапы урока, время | Деятельность учителя | Действия учащихся |
I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. | Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать! Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и узнаем классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? |
- Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте. |
II. Актуализация знаний. Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог.
Продуктивное задание: дополнение схемы
Мотивирующий приём: загадки. | - Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? - Чем отличается сказка от других жанров литературы? - Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? - Назовите авторские сказки. - Назовите народные сказки. - Дополните предложенную схему. Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. - Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | - Это всё сказки. - В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - Народные и авторские. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. |
III. «Открытие нового знания» Цель: Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина,
| - Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Но вначале проведём словарную разминку. - словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный - Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? - Найдите значения слов в словаре: ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО |
- Это лиса.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и медведь» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович»
- Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. |
IV. Первичное чтение и закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог. Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.
Способы: работа в парах. | Читает сказку учитель и хорошо читающие ученики - Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку? - А для чего деду понадобилась лиса? - Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому? - Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? - Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда? - Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? - Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение. Только в лес мы вошли, Появились комары. А впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим. Волк вот рыщет быстро в поле, Очень грозен он на воле. Подражаем мы волчишке Непоседы-ребятишки. Но закончилась игра И учиться нам пора. - А сейчас работаем в паре. На странице 91 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям. | Следят по тексту. Читают текст (хорошо читающие) Усталость, радость, страх, злость. Злость, обида. Радость, торжество Выполняют: - Хлопки над головой - Бег на цыпочках. - Подражают волку. - Садятся за парты. Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: самоконтроль, самооценка. | - А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.90-91) - Оцените свою работу с помощью сигналов. - справился - не справился
| Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов (красный – справился, синий – не справился). |
VI. Просмотр отрывка мультфильма | Ребята, а кто знает продолжение сказки? Сейчас вы узнаете, чем закончилась сказка, посмотрев мультфильм. | Ответы детей. Просмотр мультфильма |
VII. Домашнее задание. | Сегодня мы познакомились с русской народной сказкой. На следующем уроке мы продолжим работу над сказками. А вам дома нужно будет прочитать сказку, подготовить пересказ | Запись домашнего задания с. 90 – 91 чтение, пересказ |
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Методы: выполнение продуктивных заданий. | - Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках? Что чаще всего она делает в сказках? - У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка. - Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь? Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок. | - Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая , привлекательная, рыжая, злая. - Обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется.
Дети проводят самооценку.
Дети показывают карточки с изображением животных.
Дети учатся оценивать работу других детей. |
Смагулова А.А.