Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. "Гласные буквы Ю,ю ". С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке".»
Урок обучения грамоте
Тема: Гласная буква Ю, ю.
Цели урока:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра и учителя.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесный, наглядный, индуктивный, стимулирующий.
Межпредметные связи:связь с уроком окружающего мира.
Форма опроса: индивидуальная, фронтальная
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Приветствие.
Психологический настрой.
II. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ
Работа по таблице “Речь”
- Какая бывает речь?
- Что такое устная речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Как пишется начало предложения?
-Что поставим в конце предложения?
- Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?
- На что делятся слова?
- Какие бывают звуки?
- Как мы произносим гласные звуки?
- Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)
- Как мы произносим согласные звуки?
- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?
- Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)
А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны, Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).
- Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).
Игра «Найди свой домик».( продолжение)
- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)
Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.
Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?
- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).
Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)
На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)
Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)
Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)
Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)
Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)
На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)
2. Игра «Угадай – ка». –
Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает.
- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).
3. ФИЗМИНУТКА
Отгадайте загадку.
С неба падают зимою, И кружатся над землею,
Мягкие пушинки, Милые (снежинки).
Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.
Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки, мы пушинки, Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе в хоровод, получается снежок.
111 Новый материал.
1. Слого-звуковой анализ.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.
- Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.
- Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)
- Какой слог ударный? (2)
- Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).
- Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).
- Какое же слово спряталось в схеме?
2. Отгадайте загадку.
Кручусь, верчусь, И мне не лень, Вертеться целый день.
- Посмотрите на картинку. Что это? (юла)
- Разделим слово юла на слоги ю-ла.
- Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.
- Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].
Какой первый звук [й], второй [у].
Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.
3. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ
Знакомство с буквой.
- Что напоминает буква Ю?
- Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?
- Что пишется с большой буквы?
4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”
Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось Получилась буква Ю.
Послушайте сценку.
Кто? – спросила буква Я, Заменить готов меня? Отвечала буква Ю - Если надо заменю!
5. Физминутка.
-Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутилась. А сейчас
Я прошу садиться вас.
6. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой)
- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)
А как звали девочку на картине? (Юля)
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова)
- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)
7. Чтение слогов с буквой Ю.
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)
Читаем слоги: РЮ ЛЮ
ДЮ СЮ
ТЮ НЮ
- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)
- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
8. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою - поют
играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?
9. Вывод:
Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы.
- Оцените свою работу.
1V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Рассматривание иллюстрации
- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста внизу под иллюстрацией
- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
4. Рассматривание иллюстрации
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)
- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)
(Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.
5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука.