kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение грамоте. "Гласные буквы Ю,ю ". С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения в первом классе по теме " Гласные буквы Ю,ю".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. "Гласные буквы Ю,ю ". С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке".»







Урок обучения грамоте

Тема: Гласная буква Ю, ю.



Цели урока:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра и учителя.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, индуктивный, стимулирующий.

Межпредметные связи: связь с уроком окружающего мира.

Форма опроса: индивидуальная, фронтальная

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Приветствие.

Психологический настрой.

II. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ

Работа по таблице “Речь”

- Какая бывает речь?

- Что такое устная речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Как пишется начало предложения?

-Что поставим в конце предложения?

- Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?

 





 



- На что делятся слова?

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)

- Как мы произносим согласные звуки?



- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

- Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)

А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть, 
Но не хочется им петь.

1. РАБОТА ПО “ЛЕНТЕ БУКВ”

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у, ы, э).

- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).

- Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).

Игра «Найди свой домик».( продолжение)

- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)

- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)

Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)

На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)

Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)

Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)

Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)

Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)

На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)



2. Игра «Угадай – ка». – 



Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. 

- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).





3. ФИЗМИНУТКА

Отгадайте загадку.

С неба падают зимою,
И кружатся над землею, 


Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).

Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе в хоровод, получается снежок.



111 Новый материал.



1. Слого-звуковой анализ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.

- Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.

- Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)

- Какой слог ударный? (2)

- Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).

- Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).

- Какое же слово спряталось в схеме?

2. Отгадайте загадку.

Кручусь, верчусь,
И мне не лень,
Вертеться целый день.

- Посмотрите на картинку. Что это? (юла)

- Разделим слово юла на слоги ю-ла.

- Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.

- Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].

Какой первый звук [й], второй [у].

Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ





Знакомство с буквой.

- Что напоминает буква Ю?

- Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?

- Что пишется с большой буквы?

4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось
Получилась буква Ю.

Послушайте сценку.

Кто? – спросила буква Я,
Заменить готов меня?
Отвечала буква Ю -
Если надо заменю!

5. Физминутка.

-Стану я сейчас юлой.

На ноге крутнусь одной.

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

Покрутилась. А сейчас

Я прошу садиться вас.


6. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)


2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)


- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А как звали девочку на картине? (Юля)

- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) 

- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)


7. Чтение слогов с буквой Ю.

Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)

Читаем слоги: РЮ ЛЮ

ДЮ СЮ

ТЮ НЮ

- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)

- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).







8. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою - поют

играю - играют

- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

- Какие? ([йʼу])

- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

- Почему?

- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?

9. Вывод:

 Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. 

- Оцените свою работу.



1V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.



1. Рассматривание иллюстрации

- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите на рисунке?

- Чем занят ежик?

- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией

- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)

- Что шьет еж?

- Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

4. Рассматривание иллюстрации

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)

- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука.

- Оцените себя.





V. Итог урокаРефлексия.

- Какая цель была на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Почему она особенная (хитрая)?

- Что интересного узнали об этой букве?

- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? 

- Оцените свою работу на уроке.

-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение грамоте. "Гласные буквы Ю,ю ". С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке".

Автор: Демченко Ирина Михайловна

Дата: 29.12.2018

Номер свидетельства: 493382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства