Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество»" Цель урока: создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя. Задачи урока: 1)– актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах; - познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; - формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей. 2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, рассказе учителя; - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов. 3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине; - пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине. - развивать самооценку учащихся. Планируемые результаты: Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно-познавательный интерес и мотивация к теме «Родина». Метапредметные: регулятивные–умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя; познавательные–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя; коммуникативные– слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; чтение: работа с информацией:под руководством учителя - работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя; - определять главную мысль текста; - использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта. Предметные:познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине. Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Тип урока: изучение нового материала. Формы работы обучающихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение: «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2016. карточки со словами и картинками для «синквейна); презентация к уроку; компьютер, проектор. Ход урока. I.Организационный момент. 1)Уч. Все сумели мы собраться, За работу нужно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. Уч. -А сейчас проверим рабочее место. Уч. -И работаем под девизом ( Знаешь- говори, не знаешь- слушай). Уч.-Значит как мы учимся говорить? ( правильно, чётко выговариваем слова, громко, чтобы все слышали и понимали.) 2) Речевая разминка.(СЛАЙД 1) 3)Скороговорка. .(СЛАЙД 2) II. Подготовка к восприятию нового материала. 1) Уч. -Сегодня я обнаружила под дверью странный пакет. Давайте посмотрим что в нём. (выставила) И что с ним делать? ( собрать ребус) -Какое слово получилось, читаем хором.( Родина на доске) -Как вы думаете, почему именно это слово спрятано в ребусе? (это тема нашего урока) (СЛАЙД 3 ) – Что вы видите на слайде? (герб, гимн, Флаг) Что это? (символы государства) -Как называется главный город нашей родины?(Москва) -Почему он главный? (там работает наше правительство, президент) -Как зовут нашего президента? 2) Обобщение ответов Уч.-Да наша Родина – Россия, Это большая страна « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля…» (слова из гимна) -Нашу Родину населяют народы разных национальностей и все они живут в мире и дружбе. Любят свою Родину, заботятся о ней и гордятся ей. ФИЗМИНУТКА 1. III. Работа над новым материалом. 1)-Сегодня мы узнаем ещё больше о Родине и поможет нам в этом русский писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский. -Рассказ называется «Наше Отечество». (СЛАЙД 5) -Обсудите в паре есть ли разница между словами Родина и Отечество. (спросить пару, выслушать 2пары). 2) Прочтите текст про себя, есть ли в нём ответ на вопрос? - Кто нашёл ответ в рассказе? ( если не нашли – подсказать – ответ в 1-3 строчке.) 3) Выборочное чтение , составление схемы. -Почему Россия наше отечество?(3 строчка) Россия Отечество | Родина | Матушка | В ней жили отцы и деды наши | В ней мы родились, в ней говорят родным нам языком | Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, защищает от врагов | Уч. -Прочитайте что у нас получилось. -Почему Россия Отечество? -Почему Россия Родина? -Почему Россия Матушка? ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 7) 4) Словарная работа. - Какие непонятные слова и выражения встретились вам? (Испокон веку – очень давно, вскормила, вспоила…..) 5)- Кому из вас рассказ показался интересным? -Такой рассказ хочется читать выразительно, ярко, с любовью. -Я люблю свою Родину и постараюсь так прочитать. 6) Чтение рассказа учителем. 7) Чтение в паре. Подготовиться читать выразительно. (спросить 1-2 уч-ся). IV. Итог. -Что К.Д.Ушинский говорит о России ? (к таблице Россия-отечество, Родина, Мать). -Мы не сказали, что в нашей большой Родине есть у каждого из нас маленькая родина . (карточка на доску) Наша маленькая родина , г. Навашино здесь мы живём, учимся. (СЛАЙД 8) Мы также бережно должны относиться к своей маленькой родине. V. Рефлексия Составление синквейна.(СЛАЙД 9) Уч. –А теперь составим синквейн –найдём самое важное в сегодняшнем уроке. -Какое слово вы назвали бы главным на уроке? Родина - Она для вас какая? любимая, красивая -Что она сделала, как про это сказано в рассказе Ушинского? вскормила , вспоила, защитила -Как бы вы ласково назвали родину. Составьте предложение. Родина – матушка Россия. - Каким словом ещё можно назвать Родину? Подберите синоним. Отечество Родина любимая, красивая вскормила, вспоила, защитила Родина – матушка Россия. Отечество Если останется время 10.Работа с пословицами. Соотнести пословицы с таблицей. | Орг.момент ставил целью: 1) настроить детей на работу, 2) способствовать выработке у учащихся желания говорить чётко, правильно. На организационном этапе создана доверительная, благоприятная, дружеская атмосфера. Цели 1 этапа урока достигнуты. Цель 2 этапа урока является подготовка к восприятию нового материала. На данном этапе у учащихся формируется умение чётко выражать своё мнение. Основываясь на собственный опыт (связь с уроком окр.мира), строить ответы на вопросы учителя, обобщать имеющиеся знания о Родине. Выбранные виды деятельности на данном этапе способствовали развитию мышления. Коммуникативных и творческих способностей. Дети подготовлены к восприятию нового материала. Задачами 3 этапа были 1) – актуализировать и расширить знания обучающихся о Родине, России, её символах; - познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», - формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, 2) –развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя; - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов. 3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине; На данном этапе дети учились действовать по плану (инструкции), взаимодействовать с учителем, работать в парах, коллективно, графически систематизировать материал, тренировать умение кратко и чётко выражать свои мысли. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации Таким образом я считаю, что урок достиг цели. На уроке были использованы здоровье сберегающие, элементы интерактивной технологии, мозговой штурм. Формировались коммуникативные УУД (участие в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы; личностные УУД (умение выделять нравственные аспекты поведения). Психологическая атмосфера на уроке комфортная, доверительная, дружеская. |