Обучающее сочинение – описание «Краски осеннего леса»
Обучающее сочинение – описание «Краски осеннего леса»
Цель: развивать речь учащихся, обогатить её образными словами и выражениями, наполнить красивыми выразительными прилагательными, владение которыми необходимо для составления яркого описания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение – описание «Краски осеннего леса»»
Конспект урока по развитию речи 4 класс
Из опыта работы учителя КГУ «ОСШ № 16» Скачковой Аллы Ионасовны
Обучающее сочинение – описание
Сочинение. Тема: «Краски осеннего леса»
Цель: развивать речь учащихся, обогатить её образными словами и выражениями, наполнить красивыми выразительными прилагательными, владение которыми необходимо для составления яркого описания.
Задачи:
1. Научить составлять связанное описание по заранее намеченному плану.
2. Закрепить знания детей о признаках текста описания. Расширить словарный запас учащихся.
3. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Оборудование:
Рисунки детей на тему: «Осенний день в лесу», репродукции картин с изображением золотой осени.
Подготовка к сочинению ( в течение сентября)
1. Наблюдение за изменениями в природе с приходом осени. Раскрытие темы и задач предстоящего сочинения.
Беседа по репродукциям картин на тему «Осень»
Подбор и запись имён прилагательных, отвечающих на вопрос: Какие краски можно увидеть в осеннем лесу?
Подбор имён прилагательных, которыми можно описать золотую осень.
( яркая, светлая, жёлтая, пёстрая, разноцветная, дивная, красивая, нарядная – запись прилагательных в тетрадь)
Проблемная ситуация – Да найдутся ли у нас такие слова, чтобы описать красоту леса в пору золотой осени?
Решение – такие слова надо найти обязательно.
Подбор сравнений (запись в тетрадь): осина стоит красная, как огонь; листья стали золотыми, как солнышко; берёза, словно сказочное дерево.
Дома: подобрать красочные определения, найти нужные слова, чтобы описать красоту осеннего леса. Слова – находки записываются в тетрадь.
Листья – (багряные, красные, алые, золотистые, пожелтевшие).
2. Определение вида текста (текст – описание).
Вспомнить признаки текста – описания
Составить описание некоторых деревьев (запись в тетрадь)
Нарядилась в красный сарафан осинка. Надел красавец тополь жёлтую рубашку. Стройная ёлочка расправила складочки на зелёном нарядном платье. К осени листья пожелтели, стали золотыми, как солнышко.
Стоит пёстрый лес и словно любуется своей красотой.
Дома: составить устные описания деревьев по заглавию: «Огнём пылает дерево», «Осенняя берёзка», «Деревья в пёстром наряде».
(Рассказы учащихся заслушиваются на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, познания мира. Лучшие высказывания записываются в тетрадь)
3. Составление плана сочинения. Заполнения словаря ( записать в тетрадь)
Убранство, краса, словно любуется, скоро исчезнет.
Сочинение «Краски осеннего леса»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. Ф. Тютчев
Ход урока.
1. Организационный момент. Время работы над сочинением 45 мин.
2. Восстановление в памяти темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися.
- Прочитайте тему сочинения. О чём следует писать?
- О какой поре осени будете писать?
- Уточним, какая пора осени называется золотой?
- Назовите как можно больше имён прилагательных, которыми можно описать золотую осень.
Вывод: явление природы, которое мы называем золотой осенью – это небольшая часть осени, когда воздух чист и прозрачен, а леса одеты в багрец и золото. Поэтому эпиграфом к нашему сочинению мы и выбрали отрывок из стихотворения Ф.Тютчева).
- Каким предложением думаете начать своё сочинение? ( 2 – 3 предложения заслушиваются)
- А можно начать рассказ, так: Прекрасен лес в сентябре! Красиво в осеннем лесу!
Вывод: первая часть – введение – небольшая. Напишите 2 -3 предложения, используйте восклицательное предложение.
- О чём нужно писать в основной части?
- Как озаглавили вторую часть?
- Составьте предложения о том, какие деревья особенно красивы в осеннюю пору.
- Чтобы ярче представить картину осеннего леса, надо не просто перечислить признаки золотой осени, а дать связное описание осеннего наряда деревьев.
У клёна листочки, как игрушки на ёлке. Есть красные, есть жёлтые, зелёные. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные золотые слёзы. А красавица – рябина надела праздничные красные бусы. Эти плоды являются кормом для птиц.
Вывод: опишите 2 – 3 дерева, плавно переходите от одного описания к другому.
- Как озаглавили третью часть?
- Как можно закончить текст.
Красив осенний лес! Скоро эта краса исчезнет. И грустно, и радостно в осеннем лесу. Я люблю осень за её красоту и очарование.
Вывод: заканчивая сочинение, передайте свои чувства, своё настроение, своё отношение к золотой осени.