Идёт отара овец по степи. Дошла и остановилась у речки. А за речкой зелёная свежая трава. Хочет отара перейти речку, да только боятся быстрой воды овечки.
Тут чабан крикнул Найду. Прибежала овчарка. Погнала овец через речку. Найда не просто собака. Она - друг и помощник чабана. Только отстанет овца с ягнёнком в густой траве, собака сразу их заметит и гонит в стадо. Найда и чабан, и сторож.
2. Вопросы и задания к тексту. - О чем этот рассказ?
- Что главное в этом рассказе?
- Как вела себя собака?
- Какие чувства к собаке испытываете?
3. Наблюдение над композицией повествовательного текста.
- Сколько частей в рассказе? Докажите.
- Прочитайте вводную часть. Выберите опорные слова. ( Поведение животных).
- Прочитайте основную часть.
- Выберите опорные слова для части, в которой описывается начало действия
- Какой самый напряженный момент в рассказе? Прочитайте.
- О чем говорится в конце текста?
- Найдите в тексте опорные слова, которые вам помогут при изложении текста. (Учитель пишет на доске)
Вопросы плана и слова для построения ответов
Кто шел по степи? Отара овец
Где остановилась отара? У речки
Что находится за речкой? Зелёная трава
Что мешало перейти овечкам речку? Быстрая вода
Кого крикнул чабан? Собаку Найду
Что сделала Найда, когда прибежала на крик? Погнала овец
Кем является Найда для чабана? Друг и помощник
Что делает собака, если овца отстает от стада? Гонит в стадо
Чтение текста учителем по частям с последующим пересказомучащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений; из нескольких вариантов, предложенных учащимися, выбирается лучший вариант).
5. Чтение текста учащимися.
10.Орфографическая подготовка: по ст..пи, тр..ва, б..ятся, в..ды,
ч..бан, приб..жала, помощник, с..бака, сторо...,
На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; сочетания ча, парные согласные на конце слова; непроизносимые согласные
11. Физкультминутка.
12. Задание для обучающихся
Для I уровня: Письменное изложение текста обучающимися по плану.
Для II уровня: записать ответы на вопросы.
Что шло по степи? Отара овец
Где остановилась отара? У речки
Что находится за речкой? Зелёная трава
Что мешало перейти овечкам речку? Быстрая вода
Кого крикнул чабан? Собаку Найду
Что сделала Найда, когда прибежала на крик? Погнала овец
Кем является Найда для чабана? Другом и помощником
Что делает собака, если овца отстает от стада? Гонит в стадо
ДляIII уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.
Идёт (что?) … по степи. Дошла и остановилась (где?) …. А за речкой (какая?) … трава. Хочет отара (что сделать?) …, да только боятся (чего?) ….
Тут чабан крикнул (кого?)... Прибежала овчарка. Погнала овец через речку. Найда – (кто?) … и … чабана. Только отстанет овца с ягнёнком в густой траве, собака сразу их заметит и (что делает?) …. Найда и чабан, и сторож.