kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ героя в японской сказке «Луна на ветке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание материала разработки урока литературного чтения

по теме: Образ героя в японской сказке «Луна на ветке» по программе «Перспективная начальная школа»

Данный урок был проведён в форме урока-тренинга.

Чтобы каждый ученик имел возможность говорить, его надо объединить в пару или группу с другими учениками. Вместе они начнут активно работать и развивать свои творческие способности. По нашему мнению, такой формой проведения обобщающих уроков являются уроки-тренинги.

Как следствие проведения уроков-тренингов является усиление коммуникативного аспекта в обучении, повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления учащихся. Процесс закрепления повторения, обобщения знаний становится более творческим, осознанным. Таким образом, речь идет об оптимизации обучения.

Целью нашего урока было совершенствование читательских действий на примере японской сказки «Луна на ветке».

 

Новизна нашей разработки заключалась в следующем:

1. В процессе урока формировались следующие блоки УУД, как:

- познавательные (поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания);

- коммуникативные (умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения);

- регулятивные (постановка целей, планирование, контроль, коррекция своих действий и оценка успешности усвоения);

- личностные (ценностные установки обучающихся, личностные качества).

 

2. В основе урока используются разноуровневые задания компетентностного характера, а именно:

*   задания на осуществление рефлексивного действия;

* задания, помогающие оценить свою готовность, обнаружить   незнание, найти причины затруднений;

*   самостоятельная работа с кластером;

*   антиципация (предугадывание по заглавию);

*   задания по работе с дополнительными источниками;

* задания, направленные на «вдумчивое чтение» (по поставленной проблеме);

*   задания, помогающие осуществить самоопределение детей.

 

Наш урок направлен на достижение следующих результатов:

  •  Систематизация полученных знаний, поиск информации,  анализ и обобщение информации;
  • Определение позиции  своего отношения к полученной информации;
  • Развитие умений перевести словесную информацию в графическую;
  • Развитие умений сравнить между собой объекты, описывать их 2-3 характерные особенности;
  • Обоснование   выбора  вида чтения, соответственно его цели;
  • Высказывание  своего предположения, нахождение общего решения, умение  договариваться;
  • Осознание и понимание сущности поведения героя.

 

      Каждый этап урока направлен на определённый результат и предусматривает формирование  предметных и метапредметных универсальных учебных действий, поэтому данный урок эффективен.

      На  уроке была организована работа по разделу «Знакомство с малой поэтической формой "хокку" или "хайку" (Япония). У народов мира - единый круг ценностей. Любовь к природе». Деятельность участников процесса позволила организовать анализ поведения героя произведения с опорой на его образ и характерные особенности.

            Фрагменты этого урока помогли  при проведении классного часа на тему «Уроки нравственной жизни», напомнили  понятие красоты и ещё раз дали советы о том, как различать красоту внешнюю и внутреннюю на классном часе «Красота: как ты это понимаешь?» 

Материал данного урока был использован в рамках работы литературного кружка по теме “Эстетические и нравственные ситуации в японских сказках”.

       В данной методической разработке представлены технологическая карта урока, дидактический материал к данному уроку  (презентация к уроку, музыкальное сопровождение, раздаточный материал), инструкция по использованию в форме презентации.

  Разработка в таком объёме полностью готова для проведения урока литературного чтения любым педагогом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ героя в японской сказке «Луна на ветке». »

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Образ героя в японской сказке «Луна на ветке».

Класс: 2

Программа обучения: Перспективная начальная школа

Форма урока: урок - тренинг

Цель: совершенствование читательских действий на примере японской сказки «Луна на ветке».

Задачи:

  • тренировать навык поиска информации, систематизации полученных знаний, сопоставления, анализа и обобщения информации;

  • развивать умение определять своё отношение к полученной информации, осознавать сущность поведения героя;

  • закреплять умение переводить словесную информацию в графическую;

  • совершенствовать умение сравнивать между собой объекты, описывать их 2-3 характерные особенности;

  • тренировать навык выбора вида чтения соответственно цели;

  • совершенствовать умение высказывать своё предположение, находить общее решение, уметь договариваться;

  • развивать интерес к культуре другого народа.

Ожидаемые результаты.

а) предметные (Пр)

* работа над образом героя на примере японской сказки;

б) метапредметные (формирование УУД):

- познавательные (П)

* (поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания);


- коммуникативные (К)

* (умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения);


- регулятивные (Р)

* (постановка целей, планирование, контроль, коррекция своих действий и оценка успешности усвоения);


- личностные (Л)

* (ценностные установки обучающихся, личностные качества).


Оборудование:

- презентация к уроку (Приложение 1);

- карточка «Выполни соответствие» для работы в паре (Приложение 2);

- карточка «Кластер» (с работой, начавшейся в паре ранее по прочитанным сказкам) (Приложение 3);

- тексты японских сказок «Барсук и улитка, «Барсук и волшебный веер», «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке» (Приложение 4);

- музыкальный фрагмент (Приложение 5);

- коллаж по теме «Символы Японии» (выполненный детьми ранее в группах на предыдущем уроке);

- индивидуальные листы для сочинения хокку;

- фломастеры или карандаши.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Примечание

1.Актуализация знаний. Фиксация затруднений деятельности.


Обеспечивает мотивацию учения детей и включает их в совместную деятельность.

- Какие японские сказки мы уже читали?


- В чём особенности японских сказок?


- Кто же главный герой наших прочитанных сказок?

Обобщают свои действия, их результаты.

Осуществляют рефлексивное действие (оценивают свою готовность).


Указывают на особенность зачина японских сказок. Работают с кластером.


Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)



Выражение своих эмоций, высказывание своего отношения к герою прочитанного произведения, к его поступкам (Л)


Презентация

Слайд 1,2



Тексты сказок «Барсук и улитка, «Барсук и волшебный веер», «Барсук – любитель стихов».


Кластер (начатый заполняться ранее в паре на предыдущем уроке)

2.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.



Предлагает прослушать музыкальный фрагмент, посмотреть на картину одного японского художника и попробовать сочинить хокку, предварительно повторяет с детьми особенности хокку, задаёт его критерии.



Организует беседу по подготовленным в группе коллажам .

- Какая, по-вашему, Япония?


- Чем же она смогла нас удивить?



- Что пожелаете вы себе и товарищам на уроке?








- Чем урок литературного чтения отличается от других уроков?


Слушают музыкальный фрагмент.

Берут лист и пробуют сочинить хокку.

Представляют хокку собственного сочинения (по желанию всему классу).

Оценивают хокку по критериям.




Обобщают, какие есть официальные и неофициальные символы Японии.

Выделяют основные символы.

Предлагают продолжить урок в атмосфере поиска и сотрудничества.


Отмечают, что на уроках литературного чтения рассуждаем, анализируем, делаем выводы.

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) (К)



Выражение своих эмоций, формирование уважительного отношения к культуре другого народа (Л)


Лист для сочинения хокку


Слайд 3


Музыкальный фрагмент














Слайд 4


Выставка коллажей детей

3.Проблемное объяснение нового знания.


Предлагает описать, каким представлен барсук в этих сказках.

Выводит детей на проблему.


- Всё ли мы обозначили или чего-то не хватает для целостного образа?


Приглашает в мир японской сказки.

Обращает внимание на название следующей сказки.


- Можно ли через заголовок попытаться ответить на вопросы по образу героя?


- Будем ли мы правы в своих предположениях?


- Откуда можем получить точную информацию?

Характеризуют образ барсука в прочитанных ими сказках.




Обнаруживают незнание, находят причины затруднений.












Предугадывают по заглавию.






Прогнозируют.

Умение ориентироваться в учебнике (П)

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения (Р)


Кластер детей











Слайд 5



Текст сказки «Луна на ветке»

4.Первичное восприятие текста.


Предлагает всем вместе прочитать сказку и найти те данные, которые помогут дополнить кластер.

Начинает читать, подключает детей.

Обращает внимание на наличие Толкового словаря его значимости при чтении незнакомого текста.

Обозначают для себя поставленную проблему.


Выбирают вид чтения.


По ходу чтения ведут работу с Толковым словарём, объясняют значение непонятных слов.




Умение понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию и на жанр (У)

Умение определять форму дальнейшей деятельности с помощью учителя (Р)

Умение выразительно читать, слушать чтение других (К)


Текст сказки «Луна на ветке»


Толковый словарь


Кластер

5.Достижение понимания на уровне содержания.


Включает в систему знаний и повторений.


Предлагает поработать в паре: соединить время года и то, чем любуются японцы в это время.

Проводит коллективную дискуссию и проверку работ детей.



Обращает внимание детей, на то, кто главный герой сказки.


- Как связаны между собой образ луны и образ главного героя – барсука?


- Каким мы видим барсука в этой сказке?


- Как понимал барсук, что является смыслом жизни, что в ней главное?





Самостоятельно работают в паре.





Проверяют себя по образцу и

оценивают правильность выполнения.


Выявляют совпадения своих первоначальных предположений с содержанием текста.




Доделывают кластер.

Демонстрируют главный итог.


Понимание смысла текста, дети знают и могут применить первоначальные способы поиска информации (П)

Умение работать в паре (К)

Умение высказывать своё предположение на основе прочитанного текста (Р)


Карточка «Выполни соответствие»








Слайд 6



















Кластер

Слайд 7









6.Домашнее задание.





Мотивирует детей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Информирует о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению.

Определяются с домашним заданием по выбору.



Умение работать по предложенному учителем плану (Р)

Умение делить текст на части, озаглавливать части (Пр)

Слайд 8

7.Рефлексия деятельности на уроке.


Предлагает взять карандаши или фломастеры, изобразить каждому символ прекрасного.

Спрашивает, кого из товарищей дети хотели бы похвалить за работу на уроке.

Благодарит всех за работу.

Оценивают себя, заканчивают предложения


Осознают значимость полученных результатов и собственную готовность использовать их для достижения учебных целей.

Умение с помощью учителя дать оценку разного вида деятельности на уроке (Л)

Умение дать оценку действий товарища (К)


Слайд 9,10

Фломастеры или карандаши, лист для индивидуальной работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ героя в японской сказке «Луна на ветке».

Автор: Короткова Елена Георгиевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства