После объединения в группы, учащиеся вспоминают правила работы в группе, паре.(умение организовать свою деятельность)
Проблемный вопрос: Обратите внимание буквы, записанные на доске, что в них особенного?
На доске записан ряд букв: Е, Ё, Ю, Я, И, а также у каждого учащегося на столе
- Найдите лишнюю букву в данном ряду, докажите свой ответ (Букву И, т. к. остальные гласные имеют два звука).
Проблемный вопрос: - Что объединяет эти буквы? (все эти гласные смягчают согласные)
Оценивание: Формативное (словесное) Молодцы Хорошо справились.
Работа в парах
Стратегия «Найди ошибки»
Инструкция: Найди и исправь ошибки. Запиши правильно предложения.
1в. Лодка плывот по реке. Летит быстрый самолот. Люба и Рая лепат снеговика. Ката грела утуг.
2в.На берозах стучат дятлы. Серожа и Пета кормят индука. У Вали завали цветы. Люся лубит вышни.
Оценивание: взаимооценивание по вариантам
Мое оценивание – встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки, те, кто допустил одну ошибку.
- Сложно работать в парах? В чем была сложность?
- Как вы думаете, почему дети допустили ошибки при выполнении этого задания? (они не знают, какими буквами обозначается мягкость согласного)
Определение темы и цели урока
Так как у нас тема «Обозначение мягкости согласных буквами Е,Ё,Ю,Я,И.»
Какова цель нашего урока?
Реализация
1. -Всегда ли эти гласные смягчают согласные? Для того, чтобы в этом убедиться проведем небольшое исследование в группах
Работа в группах
Ваша задача изменить слова так, чтобы первыё твёрдый согласный стал мягким. Для этого вам необходимо вспомнить, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука на письме.
1 группа
2 группа
3 группа
лук -
рад -
воз -
ток -
мыл -
был
нос -
пыл -
рука -
лото -
мышка -
лото -
4 группа
5 группа
6 группа
кот -
мошка -
щавель
булка -
ток -
шишка
жить
чудо
мал
щука
Том -
рука -
Проверка и защита задания
- Какие слова у вас получились? Что вы заметили?
Не во всех группах получилось изменить слова, учащиеся, проводя небольшое исследование, смогут ответить на вопрос:
- Почему не получилось изменить слова? (есть согласные, которые всегда твёрдые, есть согласные, которые всегда мягкие)
- Что нам дало выполнение данного задания?
Вывод: буквы я, е, ё, и, я указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Нам следует тренироваться находить такие слова в текстах.
2. Работа в группах(перед началом работы каждая группа получает инструкцию по работе и лист оценивания)
1 группа (Весна):Определи последовательность предложений в тексте.Выпишите из текста слова, которые смягчают согласные и являются безударными.
Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все животные начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета. После зимней спячки просыпаются ежи. Они просыпаются ранней весной, ведь в апреле им предстоит выводить потомство. Ежи не делают запасов еды. Они хорошо наедаются летом и осенью, стараясь запасти больше жира.
2 группа(Лето):Определи границы предложений. Запиши получившийся текст. Выпиши из текста слова, в которых согласные смягчаются гласными е,ё, ю, я,и.
Лето самое благоприятное время долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, радуют зверей летом ежик очень активный ему нужно хорошо откормиться, иначе погибнет во время зимы.
Лето самое благоприятное время. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, радуют зверей. Летом ежик очень активный. Ему нужно хорошо откормиться, иначе погибнет во время зимы.
3 группа(Осень):Ответь на вопросы. В словах своих ответов подчеркни мягкие согласные.
Осенью ёжик готовится к зимним холодам. Он в осенний период начинает часто и сытно питаться. Ему необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет выжить в суровые морозы. А еще осенью или весной ежи линяют.
- Когда еж начинает готовиться к зиме?
- Для чего ему необходимо хорошо питаться?
- Какая информация для вас стала новой? Почему?
- Как вы считаете, что может спасти ежа, который плохо подготовился к зимней спячке? Объясните свой ответ
4 группа(Зима):Составь вопросы к тексту. В каждом вопросе подчерните слова, в которых гласные смягчают согласные.
Жизнь ежа в зимнее время замирает. Осенью он подготовил для себя домик. В своей норке еж живёт один. Зимний «мех» у ежа — все те же колючки, которые, разумеется, не греют. Поэтому он готовит свою норку очень старательно, утепляет его сухими листьями, травой, мхом. Зимой нору заносит снегом. Лежит, свернувшись в клубок, из которого лишь носик выставлен. Затем впадают в спячку, продолжительность которой зависит от погодных условий.
5 группа (Ночь): Спиши предложения. Подчеркни в словах мягкие согласные.
Ежи ночные животные и одиночки. На охоту ежи выходят ночью. Но далеко не отходят от своих норок.
6 группа(День): Собери из слов предложения. Подчеркните мягкие согласные в словах.
своих норках ежи деревьями спят в под днем. до одного бывает глубина норок метра. Спит ежик, свернувшись клубочком, только носик видно. ёжика сон Но чуткий.
Днем ежи спят в своих норках под деревьями. Глубина, норок бывает до одного метра. Спит ежик, свернувшись клубочком, только носик видно. Но сон ёжика чуткий.
Рефлексия
Презентация работ с доказательствами
Оценивание «Карусель» с эталоном проверки, самооценивание в группе по критериям
Подведение итога
- Что объединяет все эти рассказы? (происходят изменения)
- Только ли в жизни животных происходят изменения? (пример растений покажу)
Какой вывод можно сделать (можно изучать правила, через чтение текстов)
- Достигли мы поставленной цели?
- Легко ли находить слова с мягкими согласными в текстах?
- Что необходимо нам для улучшения своих действий?
Оценивание групп: Каждая группа называет три положительных момента в своей работе и один момент, который необходимо улучшить