Обобщение опыта по реализации рабочей программы начального общего образования «Я – исследователь»
Обобщение опыта по реализации рабочей программы начального общего образования «Я – исследователь»
По курсу «Я – исследователь» разработана рабочая программа для 1-4 класса, которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой прогимназии, на основе программы «Я-исследователь» Савенкова А.И.
Актуальность программы предмета обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно - ориентированный, деятельностный подход.Главной целью программы является создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской и проектной деятельности и развитие уобучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по реализации рабочей программы начального общего образования «Я – исследователь» »
Обобщение опыта по реализации рабочей программы «Я – исследователь»
С целью познавательного развития обучающихся и обеспечения преемственности начального общего и основного общего образования (п.7 ФГОС начального общего образования) в аспекте формирования умений выполнения учебно – исследовательской и проектной деятельности в учебный план (часть, формируемую участниками образовательного процесса) включен учебный курс «Я – исследователь» (1 час в неделю с 1 по 4 класс), что сохраняет общий объем часов на предметную область «Обществознания и естествознания (окружающий мир)» (т.е. 1 час окружающего мира в обязательной части учебного плана + 1 час «Я – исследователь» в части, формируемой участниками образовательного процесса).
По курсу «Я – исследователь» разработана рабочая программа для 1-4 класса, которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой прогимназии, на основе программы «Я-исследователь» Савенкова А.И.
Актуальность программы предмета обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно - ориентированный, деятельностный подход.
Главная цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской и проектной деятельности и развитие уобучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей (слайд)
Задачи:
познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности; (слайд)
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.(слайд)
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Реализация программы способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Используются различные формы организации учебного процесса(слайд)
Методы проведений занятий (слайд)
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой исследовательской и проектной работы по овладению учащимися основами исследовательской и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
На основе этого было составлено учебно – тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся(слайд).
В учебно – тематическом планировании отражены темы занятий, количество часов, основные виды учебной деятельности обучающихся, использование интерактивных ресурсов.
Например: Тема занятия «Как мы познаем мир»
1 Беседа «Осенние изменения в природе» при этом используются интерактивные ресурсы (электронная версия пособия «Современные образовательные технологии.Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе») (слайд)
2. Экскурсия «Наблюдение за осенними признаками осени» (слайд)
3. Выполнение опыта «Почему осенние листья легко опадают»(слайд)
4. Делают вывод и записывают в своих тетрадях «Мои первые опыты» (слайд)
При выполнении лабораторных работ используется модульная система экспериментов PROLOG (показ)
Например: Лабораторная работа «Измерение температуры воздуха»
1 Знакомство обучающихся с измерительным модулем «Температура»: назначение, с инструкцией выполнении работы, о мерах предосторожности при выполнении работы. (слайд)
2. Самостоятельно проводят измерения температуры в классе, (слайд), затем на улице.
3. Данные заносятся в таблицу (слайд)
Делаются выводы:
Где температура воздуха была выше – в классе или на улице? Почему?
Определить разницу температур в классе и на улице.
В конце 2- ой четверти обучающимся предлагаются темы проектов на выбор.
Например:
Проект «Почему мы любим, встречать Новый год».
Темы подпроектов:
История праздника Новый год;
Как встречают Новый год в разный странах.
Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки (практическая работа).
Результатами («выходами») проектной и исследовательской деятельности младших школьников может быть (слайд).