Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме:"Имя прилагательное"»
Конспект урока русского языка
в 4 классе по теме:
«Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Форма проведения урока: урок-семинар.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Технологии: самооценка, проекты.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.
Углубить знания учащихся о данной части речи.
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды.
Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.
Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся любовь к родному языку
Воспитывать гуманность и товарищество.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование:толковые словари, карточки для учащихся с заданиями, презентация, спокойная музыка.
В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети могут воспользоваться при подготовке к уроку.
Вопросы для подготовки семинара: 1. Происхождение слова «прилагательное». 2. Роль имени прилагательного в речи. -Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
-Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного.
-Многозначность имени прилагательного.
-Имена прилагательные – синонимы, антонимы.
-Имена прилагательные чувства и цвета.
3. Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.
ХОД УРОКА I. Орг.момент. Психологический настрой. На фоне лирической музыки:
– Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните … – Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. – Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Откроем рабочие тетрадки и запишем сегодняшнее число. Начнём нашу работу с минутки чистописания.
II. Чистописание. Формулирование темы урока.
- Внимательно прослушайте мои утверждения.
( если согласны с моим утверждением – пишем петельку вниз ;
если не согласны пишем петельку вверх ).
- Эта разминка поможет нам сформулировать тему урока.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Имя прилагательное изменяется по числам и падежам.
Имя прилагательное в предложения является определением и подчеркивается.
Во множественном числе имя прилагательное изменяется по родам.
По падежу имени существительного можно определить падеж имени прилагательного.
Род имени прилагательного зависит от рода глагола.
Проверка:
- - Кто отгадал тему урока?
(Обобщение знаний об имени прилагательном).
- Пропишите до конца строки по образцу.
III. Сообщение цели и темы урока СЛАЙД № 1:
– Прочитайте слова и объясните смысл этих слов.
На доске:«Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи».
( Русский язык действительно очень богатый, меткий и выразительный. С русским языком можно творить чудеса. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. И помогают в этом имена прилагательные.)
IV. Работа по группам
Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои. Поработаем с Толковым словарём и найдём определение слову прилагательное. Зачитать...
В словаре Даля это слово означает: 1. слово, признак; 2. часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.
В словаре Ожегова это слово означает: 1. часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода.
- Наш урок русского языка сегодня пройдёт в виде семинара. При подготовке к семинару вы разобрали три вопроса. Каждый вопрос готовила группа учащихся.
Вопрос № 1: Происхождение слова «прилагательное».
Что же ещё узнала 1 подгруппа?
Доклады детей группы №1:
- Как звучит правило о прилагательном в нашем учебнике?
а) Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? или чей?
Например: снег (какой?) белый, страна (какая?) огромная, желание (какое?) сильное, голос (чей?) дядин, любовь (чья?) материнская.
б) Прилагательные чаще всего образуются
суффиксальным способом:
болото — болотный.
Также могут образовываться приставочным: небольшой.
Приставочно-суффиксальным способом: подводный.
Прилагательные также образуются путём словосложения основ: бледно-розовый, трёхлетний.
в) Прилагательные могут сочетаться с наречием : очень вкусный.
Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие.
Например: холодный – холодно.
V. Зрительная физкультминутка. Подготовимся работать в тетрадях.
VI. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП
Задание 1.
- Подобрать и записать как можно больше имен прилагательных к слову яблоко.
- Проверим... Какой части речи является слово ЯБЛОКО?
Вывод: 1. Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть «сообщать» признаки имени существительного.
2. «Работать» ему приходится много, потому что у любого, даже самого маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них положено обозначить.
- Продолжаем слушать сообщения 1 группы.
VII. Доклады детей группы №1 (продолжение):
г) Из истории. Прилагательные могут быть в краткой и полной форме.
Например: чистое поле, чисто поле.
Но краткая форма является более древней. Следы старого склонения сохранились до сих пор в отдельных выражениях: на босу ногу, среди бела дня, по белу свету.
Такие формы часто встречаются в народной поэзии: сел на добра коня, заплету русу косу, шелкова трава.
д)Полные прилагательные в предложении, обычно, служат (запись предложений на доске и коллективный разбор)
о п р е д е л е н и я м и: Красивый деревянныйдомикстоял на берегу реки.
Краткие обычно, являются в предложении
с к а з у е м ы м и: Ветероксвеж и душист.
УСТНЫЙ ВЫВОД: прилагательное в предложении является определением или сказуемым.
VIII. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП
- Работаем в тетрадях.
Задание 2
Прочитайте текст, спишите, разберите предложения по членам.
СЛАЙД № 3.
Солнце льет на землю теплые лучи.
Воздух прозрачен и свеж.
В лесу звучат птичьи голоса.
Взаимопроверка простым карандашом соседом по парте.
VII. Вопрос № 2: Роль имени прилагательного в речи.
Доклады детей группы №2:
а) Роль прилагательных в художественном тексте так же велика. Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живо описать природу и ее явления. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность.
- Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, точно и метко описывающими данные существительные.
СЛАЙД № 4.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься: очень тихо, не видно ни лесных зверей, ни птиц, все спрятались в своих норках. Мохнатые ели стоят все в снегу, как будто они одели тёплые шубы. А белые березы растворились на фоне снега и их почти не видно. Солнце редко заглядывает в лес. А когда оно появляется, то снег становится искристым. Зимой лес очень красивый, холодный и загадочный.
б) Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную и оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой.
Они обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку.
- Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые описывают цвет данного предмета.
СЛАЙД № 5
Лиса – дикое животное. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.
Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее чёрные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у нее зоркие, а зрачки, как у кошки.
Питается лисичка мышами, не брезгует кузнечиками. Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.
в) Проводя исследование со словарями и художественными текстами, по частоте употребления имя прилагательное занимает третье место после имени существительного.
СЛАЙД № 6.
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! К. Бальмонт.
Среди слов этого отрывка почти все слова – имена прилагательные. Причем ни одно прилагательное не повторяется. Для нового описания поэт-художник находит новые слова-прилагательные.
г) Все прилагательные по значению разнообразны. Поэтому они широко используются при создании и портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевного состояния и внешнего вида.
СЛАЙД № 7.
- Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые описывают внешний вид героя сочинения.
У меня много товарищей, но настоящий друг—один, его зовут Артём. Лицо у него овальной формы с большими глазами зеленого цвета и густыми бровями, выгнутыми в форме дуги. Волосы прямые, темно-каштановые, средней длины.Губы крупные, а когда он улыбается, то на его щеках появляются небольшие круглые ямочки. Артём среднего роста и крепкого телосложения.
Кроме того, что мой друг хорошо учится, он интересуется мотоциклами, музыкой (причем различной), любит читать. А еще мы с ним любим играть в компьютерные игры.
д) При употреблении прилагательного в переносном значении его принадлежность к лексико-грамматическому разряду нередко меняется.
Эпитеты могут быть выражены разными частями речи, но чаще это прилагательные. Это распространённое в литературе понятие, без них невозможно представить ни одного художественного произведения.
Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Например: нестерпимая боль и жуткая боль, сильный мороз и ядрёный мороз.
VIII. Физкультминутка в движении.
СЛАЙД № 9.
Потрудились, отдохнём Встанем, глубоко вздохнём! Руки в стороны, вперёд, Вправо, влево поворот. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили!
IX. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП
Работа с художественным текстом. Продолжаем работу устно. Прилечь на парту.
– Послушайте текст. Какую картину вы представили, расскажите, используя прилагательные.
– Нас всюду окружают разные явления. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько удивительного в лесу!?
(Выслушать 2-3 человек).
- Некоторые употребили в своей речи точные прилагательные.
Самостоятельная работа по карточкам (писать в карточке грамотно). Задание 3. Работа с недописанным текстом. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________. Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша.
– Впишите точные прилагательные по тексту, выделите у них окончания.
Х. Доклады детей группы №2 (продолжение):
е) Работая со словарями синонимов и антонимов, мы выяснили, что прилагательные составляют большую часть этих словарей.
Например синонимы к слову неразборчивый - нечёткий, неясный, невнятный, неотчётливый, неконтрастный, плохо различимый, расплывчатый.
Антонимы могут возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих
времени (ранний — поздний), пространства (близкий—далекий), возраста (молодой — старый) и т. д.
XI. Пальчиковая гимнастика
СЛАЙД № 11.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп. Шлеп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП
Задание 4. Подобрать и записать только синонимы к словам: ДИКТУЮ:
знаменитый – известный
огромный – большой
древний – старый
смелый – храбрый
- Зачем нам нужно знать синонимы?
СЛАЙД № 12.
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
XII. Вопрос № 3: Постоянные и непостоянные признаки имён прилагательных.
- Какие признаки у имени прилагательного мы знаем? (непостоянные).
Доклады детей группы №3:
а) Имя прилагательное выделилось из имени, поэтому оно обладало теми же признаками, что и имя существительное, то есть имело род, число, падеж. Прилагательное относится к существительному и согласуется с ним, то есть ставится в том же падеже, числе и роде, в котором стоит это существительное, с которым оно связано. Прилагательное изменяется:
И.п. Р.п. Д.п.
по падежам (интересный рассказ, интересного рассказа, интересному рассказу и так далее),
ед.ч. мн.ч.
по числам (интересный рассказ– интересные рассказы),
м.р. ж.р.
по родам только в единственном числе (интересный рассказ, интересная книга,
с.р.
интересное описание).
- На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч. ж.р., м.р., с.р., во мн.ч. ?
- Помогают ли нам эти вопросы в написании прилагательных?
- Как ещё можно проверить написание безударных окончаний прилагательных?
XIII. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП
Задание 5. Разберём текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных число, род и падеж.
(Все учащиеся работают, затем идет обсуждение выполненной работы, взаимопроверка и самооценка).
СЛАЙДЫ № 13 - 18.
Я в лесу весенний (-ем, м.р., П.п.)был. Яркий (-ое, с.р., И.п.) солнце мне светило. Ветер в свежее (-их, П.п.) травах играл. Сердце радостью переполняло.
– От чего зависит число, род и падеж имен прилагательных? Задание 6. Практическая работа– Из текста, записанного на карточке № 2, выписать в столбик словосочетания имен существительных с именем прилагательным, определить число, род, падеж имен прилагательных, записав через тире:
СЛАЙД № 15.
Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!
- Подписав все карточки, вложите их в тетрадь, в перемену тетради сдать на проверку, каждый сегодня получит оценку за урок.
XIV. Итог урока 1) Игра «Веришь – не веришь». – А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА. – А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по вопросу) - А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, _й, ой? НЕТ. (ая-яя) - А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА. – А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. (какой, какая, какое) - А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да. – А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)
2) Что необычного было на уроке? (урок в виде семинара, как у взрослых).
XV . РЕФЛЕКСИЯ:
- Оцените работу своей группы на уроке. (потрудились, старались рассказать что-то новое)
- Оцените работу других групп на уроке. Объясните свою оценку. (много полезного услышали, повторили то, что знали и немного нового)
–Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Ф. И.__________________________
№
Я знаю, я умею, я могу.
На начало урока
на конец урока
1
Я знаю, что такое имена прилагательные.
2
Я знаю непостоянные признаки прилагательных.
3
Я умею находить прилагательные в предложении.
4
Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении.
5
Я знаю, что имена прилагательные бывают полные и краткие.
Количество баллов:
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
Языку мы учимся и должны учиться
непрерывно до последних дней своей жизни.
К. Г. Паустовский
(Объём работы обучающихся в тетрадях: мин.чист., 41- 48 слов и оценка в таблице)