kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по теме:"Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-семинарпо теме "Имя прилагательное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме:"Имя прилагательное"»

Конспект урока русского языка

в 4 классе по теме:

«Обобщение знаний об имени прилагательном».




Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Технологии: самооценка, проекты.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.

    • Углубить знания учащихся о данной части речи.

    • Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  • Развивающие:

    • Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

    • Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды.

    • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.

    • Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку

    • Воспитывать гуманность и товарищество.

    • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Форма организации учебной деятельности: групповая

 Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями, презентация, спокойная музыка.

В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети могут воспользоваться при подготовке к уроку.

Вопросы для подготовки семинара: 1. Происхождение слова «прилагательное».
2. Роль имени прилагательного в речи. -Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?

-Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного.

-Многозначность имени прилагательного.

-Имена прилагательные – синонимы, антонимы.

-Имена прилагательные чувства и цвета.

3. Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

ХОД УРОКА I. Орг.момент. Психологический настрой. На фоне лирической музыки:

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните …
– Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.



– Откроем рабочие тетрадки и запишем сегодняшнее число. Начнём нашу работу с минутки чистописания.

II. Чистописание. Формулирование темы урока.

Внимательно прослушайте мои утверждения.

( если согласны с моим утверждением – пишем петельку вниз  ;

если не согласны пишем петельку вверх   ).

- Эта разминка поможет нам сформулировать тему урока.

  1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

  2. Имя прилагательное изменяется по числам и падежам.

  3. Имя прилагательное в предложения является определением и подчеркивается.

  4. Во множественном числе имя прилагательное изменяется по родам.

  5. По падежу имени существительного можно определить падеж имени прилагательного.

  6. Род имени прилагательного зависит от рода глагола.



Проверка: 

Кто отгадал тему урока?

(Обобщение знаний об имени прилагательном).

- Пропишите до конца строки по образцу.

III. Сообщение цели и темы урока СЛАЙД № 1:

– Прочитайте слова и объясните смысл этих слов.

На доске: «Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи».




Русский язык действительно очень богатый, меткий и выразительный. С русским языком можно творить чудеса. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. И помогают в этом имена прилагательные.)   

IV. Работа по группам

Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои. Поработаем с Толковым словарём и найдём определение слову прилагательное. Зачитать...

В словаре Даля это слово означает:
1. слово, признак;
2. часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.



В словаре Ожегова это слово означает:
1. часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода.

- Наш урок русского языка сегодня пройдёт в виде семинара. При подготовке к семинару вы разобрали три вопроса. Каждый вопрос готовила группа учащихся.

Вопрос № 1: Происхождение слова «прилагательное».

Что же ещё узнала 1 подгруппа?

Доклады детей группы №1:

Как звучит правило о прилагательном в нашем учебнике?

аИменем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? или чей?

 Например: снег (какой?) белый, страна (какая?) огромная, желание (какое?) сильное, голос (чей?) дядин, любовь (чья?) материнская.

б) Прилагательные чаще всего образуются 

суффиксальным способом:

болото — болотный.

Также могут образовываться приставочнымнебольшой.

Приставочно-суффиксальным способом: подводный.

Прилагательные также образуются путём словосложения основ: бледно-розовыйтрёхлетний.




в) Прилагательные могут сочетаться с наречием : очень вкусный.

Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие.

Например: холодный – холодно.

V. Зрительная физкультминутка. Подготовимся работать в тетрадях.

VI. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 1. 

- Подобрать и записать как можно больше имен прилагательных к слову яблоко.

- Проверим... Какой части речи является слово ЯБЛОКО?

Ответы (5 слов) : (КРАСНОЕ, НАЛИВНОЕ, БОЛЬШОЕ, РУМЯНОЕ, ЖЕЛТОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, СЛАДКОЕ, ТВЕРДОЕ, СОЧНОЕ, И Т.Д.)

- Какая основная работа прилагательного?

СЛАЙД № 2.

Вывод:  1. Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть «сообщать» признаки имени существительного.

2. «Работать» ему приходится много, потому что у любого, даже самого маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них положено обозначить.

- Продолжаем слушать сообщения 1 группы.

VII. Доклады детей группы №1 (продолжение):

г) Из истории. Прилагательные могут быть в краткой и полной форме.

Например: чистое поле, чисто поле.

Но краткая форма является более древней. Следы старого склонения сохранились до сих пор в отдельных выражениях: на босу ногу, среди бела дня, по белу свету.

Такие формы часто встречаются в народной поэзии: сел на добра коня, заплету русу косу, шелкова трава.




д) Полные прилагательные в предложении, обычно, служат (запись предложений на доске и коллективный разбор)

 о п р е д е л е н и я м и:  Красивый деревянный домик стоял на берегу реки. 

Краткие обычно, являются в предложении  

с к а з у е м ы м и:  Ветерок свеж и душист.

УСТНЫЙ ВЫВОД: прилагательное в предложении является определением или сказуемым.

VIII. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

- Работаем в тетрадях.

Задание 2

Прочитайте текст, спишите, разберите предложения по членам.

СЛАЙД № 3.

Солнце льет на землю теплые лучи.

Воздух прозрачен и свеж. 

В лесу звучат птичьи голоса.

Взаимопроверка простым карандашом соседом по парте.

VII. Вопрос № 2: Роль имени прилагательного в речи.

Доклады детей группы №2:

а) Роль прилагательных в художественном тексте так же велика. Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии  красок. Именно эта часть речи позволяет живо описать природу и ее явления. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. 




- Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, точно и метко описывающими данные существительные.




СЛАЙД № 4.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься: очень тихо, не видно ни лесных зверей, ни птиц, все спрятались в своих норках. Мохнатые ели стоят все в снегу, как будто они одели тёплые шубы. А белые березы растворились на фоне снега и их почти не видно. Солнце редко заглядывает в лес. А когда оно появляется, то снег становится искристым. Зимой лес очень красивый, холодный и загадочный. 




б) Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную и оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой.

Они обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон  (по цвету,  форме,  размеру,  весу,  росту,  пространству) и выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку.

Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые описывают цвет данного предмета.




СЛАЙД № 5

Лиса – дикое животное. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.

       Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее чёрные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у нее зоркие, а зрачки, как у кошки.

       Питается лисичка мышами, не брезгует кузнечиками. Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.




в) Проводя исследование со словарями и художественными текстами, по частоте употребления имя прилагательное занимает третье место после имени существительного.




СЛАЙД № 6.




Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая! К. Бальмонт.




Среди слов этого отрывка почти все слова – имена прилагательные. Причем ни одно прилагательное не повторяется. Для нового описания поэт-художник находит новые слова-прилагательные.







г) Все прилагательные по значению разнообразны. Поэтому они широко используются при создании и портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевного состояния и внешнего вида.




СЛАЙД № 7.

Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые описывают внешний вид героя сочинения.

У меня много товарищей, но настоящий друг—один, его зовут Артём. Лицо у него овальной формы с большими глазами зеленого цвета и густыми бровями, выгнутыми в фор­ме дуги. Волосы прямые, темно-каштановые, средней длины. Губы крупные, а когда он улыбается, то на его щеках появляются небольшие круглые ямоч­ки. Артём среднего роста и крепкого те­лосложения.

Кроме того, что мой друг хорошо учится, он ин­тересуется мотоциклами, музыкой (причем различной), любит читать. А еще мы с ним любим играть в ком­пьютерные игры. 




д) При употреблении прилагательного в переносном значении его принадлежность к лексико-грамматическому разряду нередко меняется.

СЛАЙД № 8.

Например: "золотые слова"– прекрасные (очень хорошие) слова; "золотые листья"– ярко-желтые листья; "рыцарский поступок"– самоотверженный, благородный, великодушный поступок; "кошачья походка"– легкая, бесшумная походка. 

Эпитеты могут быть выражены разными частями речи, но чаще это прилагательные. Это распространённое в литературе понятие, без них невозможно представить ни одного художественного произведения.

Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Например: нестерпимая боль и жуткая боль, сильный мороз и ядрёный мороз.

VIII. Физкультминутка в движении.

СЛАЙД № 9.

Потрудились, отдохнём 
Встанем, глубоко вздохнём!
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Руки плавно опустили, 
Всем улыбки подарили!

IX. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Работа с художественным текстом. Продолжаем работу устно. Прилечь на парту.

– Послушайте текст. Какую картину вы представили, расскажите, используя прилагательные.

– Нас всюду окружают разные явления. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько удивительного в лесу!?

(Выслушать 2-3 человек).

- Некоторые употребили в своей речи точные прилагательные.

Самостоятельная работа по карточкам (писать в карточке грамотно).
Задание 3. Работа с недописанным текстом. 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________. Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша.

– Впишите точные прилагательные по тексту, выделите у них окончания.




Х. Доклады детей группы №2 (продолжение):

е) Работая со словарями синонимов и антонимов, мы выяснили, что прилагательные составляют большую часть этих словарей.




Например синонимы к слову неразборчивый - нечёткий, неясный, невнятный, неотчётливый, неконтрастный, плохо различимый, расплывчатый.







Антонимы могут возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих




СЛАЙД № 10.




понятия качества (хороший — плохой),




различные ощущения (твердый — мягкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, сладкий — горький),




объема, протяженности, размера (толстый — тонкий, большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, длинный — короткий, просторный — тесный),




веса (тяжелый — легкий),




формы (острый — тупой),




цвета (белый — черный, светлый — темный), психологических оценок (добрый — злой, нежный — грубый, веселый — печальный, храбрый — трусливый),




времени (ранний — поздний), пространства (близкий—далекий), возраста (молодой — старый) и т. д.




XI. Пальчиковая гимнастика

СЛАЙД № 11.




Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп. Шлеп!

Вправо можем! Влево можем!

И крест – накрест руки сложим.

ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 4. Подобрать и записать только синонимы к словам: ДИКТУЮ:

знаменитый – известный

огромный – большой

древний – старый

смелый – храбрый

Зачем нам нужно знать синонимы?

СЛАЙД № 12.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

XII. Вопрос № 3:  Постоянные и непостоянные признаки имён прилагательных.



- Какие признаки у имени прилагательного мы знаем? (непостоянные).



Доклады детей группы №3:

а) Имя прилагательное выделилось из имени, поэтому оно обладало теми же признаками, что и имя существительное, то есть имело род, число, падеж. Прилагательное относится к существительному и согласуется с ним, то есть ставится в том же падеже, числе и роде, в котором стоит это существительное, с которым оно связано.
Прилагательное изменяется:

И.п. Р.п. Д.п.

по падежам (интересный рассказ, интересного рассказа, интересному рассказу и так далее),

ед.ч. мн.ч.

по числам (интересный рассказ– интересные рассказы),

м.р. ж.р.

по родам только в единственном числе (интересный рассказ, интересная книга,

с.р.

интересное описание).

 - На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч. ж.р., м.р., с.р.,    во мн.ч.  ?

- Помогают ли нам эти вопросы в написании прилагательных? 

- Как ещё можно проверить написание безударных окончаний прилагательных?

XIII. ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 5. Разберём текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных число, род и падеж.

(Все учащиеся работают, затем идет обсуждение выполненной работы, взаимопроверка и самооценка).

СЛАЙДЫ № 13 - 18.

Я в лесу весенний (-ем, м.р., П.п.)был.
Ярк
ий (-ое, с.р., И.п.) солнце мне светило.
Ветер в свеж
ее (-их, П.п.) травах играл.
Сердце радостью переполняло.

– От чего зависит число, род и падеж имен прилагательных?
Задание 6. Практическая работа
 – Из текста, записанного на карточке № 2, выписать в столбик словосочетания имен существительных с именем прилагательным, определить число, род, падеж имен прилагательных, записав через тире:

СЛАЙД № 15.

Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!

Подписав все карточки, вложите их в тетрадь, в перемену тетради сдать на проверку, каждый сегодня получит оценку за урок.

XIV. Итог урока 1) Игра «Веришь – не веришь». – А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА. – А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по вопросу) - А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, _й, ой? НЕТ. (ая-яя) - А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА. – А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. (какой, какая, какое) - А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да. – А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)

2) Что необычного было на уроке? (урок в виде семинара, как у взрослых).

XV . РЕФЛЕКСИЯ:

- Оцените работу своей группы на уроке. (потрудились, старались рассказать что-то новое)

- Оцените работу других групп на уроке. Объясните свою оценку. (много полезного услышали, повторили то, что знали и немного нового)

–Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Ф. И.__________________________

Я знаю, я умею, я могу.

На начало урока

на конец урока

1

Я знаю, что такое имена прилагательные.



2

Я знаю непостоянные признаки прилагательных.



3

Я умею находить прилагательные в предложении.



4

Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении.



5

Я знаю, что имена прилагательные бывают полные и краткие.




Количество баллов:



Нам дан во владение самый богатый, меткий,

                                                    могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                   Языку мы учимся и должны учиться

                                                    непрерывно до последних дней своей жизни.  

                                                                                      К. Г. Паустовский

(Объём работы обучающихся в тетрадях: мин.чист., 41- 48 слов и оценка в таблице)


























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение по теме:"Имя прилагательное"

Автор: Шарикова Любовь Николаевна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 535055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства