Обобщение по разделу "Родина". С.Д.Дрожжин. Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
Обобщение по разделу "Родина". С.Д.Дрожжин. Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
расширить кругозор (познакомить с отдельными эпизодами жизни и творчеством С.Д.Дрожжина),
воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,
П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,
К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;
личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".
Оборудование:
проектные работы, рисунки детей; мультимедийная установка, проектор, компьютер, слайды по теме; репродукции картин известных художников; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.
Подготовка к уроку:
2 ученика получают задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;
2 ученика - узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.
Ход урока.
Оргмомент.
(Учащиеся входят в класс под музыку Баснера "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского)).
Учитель: Друзья мои!
Я знаю, каждый в классе - гений,
Но без труда талант не впрок.
Так постараемся сегодня
И вместе проведем урок. Слайд №1
21 марта (Всемирный день поэзии) в классе проходил конкурс стихотворений собственного сочинения на тему "Родина".
Слайд №2
По итогам этого конкурса был выявлен победитель. Послушаем мнение жюри.
Критерии оценки:
* ясное, правильное понимание и раскрытие темы;
* четкость и правильность произношения,
-темп речи,
- интонационная выразительность лирического произведения в стихотворной форме,
- Сегодня мы познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме о Родине Спиридона Дмитриевича Дрожжина . Слайд № 22
- Какие задачи поставите перед собой? (Познакомиться с жизнь и творчеством С.Д.Дрожжина, подготовиться к выразительному чтению...).
2) Сообщение о жизни и творчестве С.Д.Дрожжина . (Ученик)
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился 6 декабря 1848 года в Тверской губернии деревне Низовка. Родители - крепостные крестьяне. Азы образования получил от своего деда Дрожжина Степана Степановича, который обучал его чтению по азбуке. В 1858 году родители отдали Спиридона Дрожжина в местную школу к дьячку. Там Дрожжин 2 года обучался счету и письму. В 1860 году мать отправила Дрожжина в Петербург на заработки. А в 16 лет уже появилось его первое стихотворение. Дрожжин всю жизнь вел дневник. В возрасте 82 лет умер в родной деревне Низовке.
- Каким источником информации пользовался?
- Кто помогал?
3) Первичное восприятие текста. (Учитель)
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
- Назовите тему стихотворения.
- Можно ли это стихотворение внести в раздел "Родина"?
4) Проверка первичного восприятия текста.
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал свое стихотворение? (Гордость за родину, любовь к ней).
- Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение. (Уважение к людям труда...)
- Почему реку автор назвал великой? ( Крупный речной водоем, протяженностью более 3,5 тысяч км)
- Прочитайте 2 строчку.
- Как понимаете выражение "темными лесами"?
- Подберите синонимы. (Непроходимыми, густыми.)
- Прочитайте 4 строчку.
- Какое выразительное средство языка использует здесь автор?
- Могут ли быть поля неоглядными? (Метафора - образное выражение.)
- Сделаем вывод. - О чем говорит поэт в 1 строфе? (О любви к родному краю, где родился.)
- Озаглавим 1 строфу.
(На доске появляется запись: 1. Любовь к родному краю.)
- Какие выражения делают эту строфу более красивой?
- Как называются эти выражения в литературе? ( Эпитеты.)
Обратите внимание на 2 строфу.
- Как начинается она? Что заметили? ( Единоначатие - анафора, замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины.)
- Прочитайте 2 строфу.
- Можно ли сразу сказать, о ком или о чем говорится во 2 строфе? (Кого любит автор.)
- Назовите, кого любит автор?
- Почему называет героями труда?
- Почему именно это словосочетание использует поэт?
- Это не только синонимы. Автор использует и еще один литературный прием.
Аллитерация - повторение в стихах одинаковых созвучных согласных звуков для усиления выразительности.
- Прочитайте 1 и последнее предложения стихотворения.
- Автор использует кольцевую композицию. - Как думаете, для чего? (Стилистический прием, который строится на повторении слова, с целью привлечения внимания)
С.Д.Дрожжин не разделяет понятия народ и родина. Для него это - единое целое.
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
(Я принимаю все ваши высказывания и предложения. Каждый - по-своему прав.)
- Без каких слов стихотворение приобрело бы совсем другой смысл?
- К кому мы можем обратиться со словом "ПРИВЕТ"? Сделайте вывод. Дружеская интонация.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении?
- Даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
- При подготовке учитывайте характер и тональность лирического произведения, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.
( Используем памятку.)
Выразительное чтение стихотворения.
- Чье чтение понравилось больше?
- Чему учит нас стихотворение С.Д.Дрожжина? ( Любить родной край, восхищаться им; гордиться народом, его героизмом.)
Знакомство с картиной А. Васнецова "Родина" ( И.Репин"Село»…). Слайды №26,27
- Поэты, художники, композиторы воспринимают мир особенно: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас.
- И ваши рисунки - этому пример. ( Выставка рисунков.)
Обобщение.
1) Творческая работа
- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?
( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,