kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по разделу "Родина". С.Д.Дрожжин. Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу "Родина". С.Д.Дрожжин. Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.»

УРОК литературного чтения 4 класс 07.05.2019 г.

Учитель начальных классов МКОУ «СШ №8»

город Ефремов Тульская область

Панарина Надежда Вячеславовна

Тема: Обобщение по разделу "Родина". С.Д.Дрожжин. Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с отдельными эпизодами жизни и творчеством С.Д.Дрожжина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,

К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;

личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".

Оборудование:

проектные работы, рисунки детей; мультимедийная установка, проектор, компьютер, слайды по теме; репродукции картин известных художников; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.

Подготовка к уроку:

2 ученика получают задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;

2 ученика - узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.

Ход урока.

Оргмомент.

(Учащиеся входят в класс под музыку Баснера "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского)).

Учитель: Друзья мои!

Я знаю, каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок.

Так постараемся сегодня

И вместе проведем урок. Слайд №1

21 марта (Всемирный день поэзии) в классе проходил конкурс стихотворений собственного сочинения на тему "Родина".

Слайд №2

По итогам этого конкурса был выявлен победитель. Послушаем мнение жюри.

Критерии оценки:

* ясное, правильное понимание и раскрытие темы;

* четкость и правильность произношения,

-темп речи,

- интонационная выразительность лирического произведения в стихотворной форме,

- эмоциональность.

Декламация стихотворения победителя конкурса. Награждение.

- Послушаем стихотворение ...

- Что удалось ... отразить в своем стихотворении?

- Можно ли конкурсное стихотворение внести в изучаемый нами раздел? Докажите.

Речевая разминка. Слайд №3

( На усмотрение учителя)

- Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина - труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.

В.Крючков.

1. Жужжащим чтением вслух.

2. Прочитайте, разделяя слова на слоги.

3. Прочитайте с ускорением.

4. С интонацией восхищения.

- Какой видит автор Родину?

- Как понимаете выражение "дыхание пашен"?

- Какой литературный прием использует автор? Метафора.

- О чем хотел сказать поэт в строках "Наша Родина - труд и праздник"?

- О каких дорогах идет речь в стихотворении?

- Какой вывод можно сделать? Назовите главную мысль стихотворения.

- Можно ли это произведение в стихотворной форме внести в изученный нами раздел? Почему?

- Продолжите фразу "Мне понравилось стихотворение, потому что..."

- Кто бы хотел прочитать стихотворение выразительно?

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы получили задание для каждой группы. Я хотела бы услышать работу... группы.

- Приготовьте сигнальные карточки и оцените работу каждого.

- Какой ключевой вопрос вы задали бы ребятам? ( Главная мысль этого стихотворения или назовите тему стихотворения.)

Актуализация знаний.

1) Определите тему урока, разгадав ребус ДИОРАН. (Родина.) Слайд №4

2) Работа над смысловым значением слова "Родина". Слайд №5

- Давайте поработаем над смысловым значением слова "Родина". В этом мне помогут... (Сообщения учащихся).

а) Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода.

Главный город племени россов назывался Родень (родня). Он был посвящен Богу.

б) Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)

3) Словарик однокоренных слов.

- Подберите слова с корнем род. Слайд № 6

*Родители

родить

родич

родня

народ

народность

родственники

родник

нарождающийся

родословная

- Ранее вы выполняли работу по теме "Моя родословная". Лучшие проекты я поместила на стенд.

- Помните такие?

Свою родословную нужно знать, чтобы не быть "Иванами непомнящими родства".

Человек не знающий своего прошлого не имеет будущего.

Работа в группах.

(Конверты с заданиями разного цвета)

- Мне нравится, как вы работаете в группах. Я предлагаю вам выбрать конверт и выполнить задания.

1) Отгадайте загадку.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь.

Как зовут это место, знаешь?

(Родина.)

- Подберите слова близкие по значению слову "Родина". (Отечество, страна, Отчизна, Россия.) Слайд №7

2) Деформированное предложение.

- Соберите пословицу. Объясните смысл.

Родина - мать, умей за нее постоять. Слайд №8

3) Деформированное предложение.

- Соберите пословицу. Объясните смысл.

Человек без Родины, что соловей без песни. Слайд №9

4) Выбери правильный ответ.

Береги землю родную, как ... Слайд №10

а) мать любимую,

б) себя самого,

в) любимую игрушку.

5) Доскажи пословицу.

Родная сторона - мать, чужая - ... (мачеха). Слайд №11

6) Вставь слово, чтобы получилась пословица.

( Жить, учиться, работать) - Родине служить. Слайд №12

Проверка выполнения заданий.

- С какой целью я предложила вам все эти задания?

Беседа.

- К чему должен стремиться человек? ( Любить и защищать Родину.)

- Кому особенно близка пословица «Жить - Родине сложить»? (Солдатам, военнослужащим. Они дают присягу служить Родине, защищать ее рубежи.

Слайды № 13,14

- Какой праздник будем отмечать через два? Слайд № 15

- Мы живем на Тульской земле. А Тула - город-герой. Наш город Ефремов тоже внес свою лепту в историю Победы над фашистскими захватчиками.

- Сегодня мы вспомним и тех, кто воевал и защищал нашу Родину ради нашего светлого будущего. (Бессмертный полк) Слайд №16

Зачитывание отрывков из сочинений.

Чтение отрывка.

Чтоб снова на земной планете

Не повторялось той войны.

Я думаю, ребята,

Об этом помнить все должны!

Исполнение песни "Я хочу, чтобы не было больше войны".

Слайды №17,18



Физминутка.

- Давайте почтим их память минутой молчания.

(Метроном, вечный огонь) Слайд №19

- Надеюсь, что вы согласны со мной, что Родину нужно защищать? (Нам жить дальше и строить новую жизнь.)

"Если не мы, то кто же?" Слайд № 20



Высказывание К.Ушинского:

"Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина". Слайд № 21

Соопределение к деятельности.

- Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.



* "Посмотри на юг -

Нивы зрелые..." Иван Саввич Никитин. "Русь".

*"...Я взором трепетным ловлю..." Анатолий Владимирович Жигулин

* "Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю..." Спиридон Дмитриевич Дрожжин. "Родине".



Работа по теме.

1) Постановка целей и задач.

- Сегодня мы познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме о Родине Спиридона Дмитриевича Дрожжина . Слайд № 22

- Какие задачи поставите перед собой? (Познакомиться с жизнь и творчеством С.Д.Дрожжина, подготовиться к выразительному чтению...).

2) Сообщение о жизни и творчестве С.Д.Дрожжина . (Ученик)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился 6 декабря 1848 года в Тверской губернии деревне Низовка. Родители - крепостные крестьяне. Азы образования получил от своего деда Дрожжина Степана Степановича, который обучал его чтению по азбуке. В 1858 году родители отдали Спиридона Дрожжина в местную школу к дьячку. Там Дрожжин 2 года обучался счету и письму. В 1860 году мать отправила Дрожжина в Петербург на заработки. А в 16 лет уже появилось его первое стихотворение. Дрожжин всю жизнь вел дневник. В возрасте 82 лет умер в родной деревне Низовке.

- Каким источником информации пользовался?

- Кто помогал?

3) Первичное восприятие текста. (Учитель)

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

- Назовите тему стихотворения.

- Можно ли это стихотворение внести в раздел "Родина"?

4) Проверка первичного восприятия текста.

- Какие чувства владели поэтом, когда он писал свое стихотворение? (Гордость за родину, любовь к ней).

- Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение. (Уважение к людям труда...)

5) Вторичное восприятие текста. ( Самостоятельное чтение)

Алгоритм Слайд №23

1. Основная мысль.

2. Значение слов.

- Попытайтесь узнать мнение соседа.

6) Лингвистическое комментирование. Слайд №24

- В Интернете вы можете получить такую информацию:

* Неоглядный - такой, который невозможно окинуть взглядом; необозримый, без конца, бесконечный, безграничный, необъятный, бескрайний, беспредельный, безмерный.

* Неутомимый - выносливый, не знающий утомления, усталости.

Слайд №25

Аналитическое чтение стихотворения.

1 строфа (Чтение про себя) Работа по карточкам.

ВОПРОС ОТВЕТ

1. К кому обращается автор в первой строфе?

2. Какую картину природы видит перед собой С.Д. Дрожжин?

3. Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта?

- Найдите и прочитайте первую строчку.

- На что обратили внимание? (Обращение)

- Давайте попробуем соединить 1 и 3 строчку. - Прочитайте.

- О какой реке говорит С.Д.Дрожжин? (Волга. Он родился на Волге в древне Низовка Тверской губернии)

Старославянский - влага, балтийский - длинный, долгий.

- Почему реку автор назвал великой? ( Крупный речной водоем, протяженностью более 3,5 тысяч км)

- Прочитайте 2 строчку.

- Как понимаете выражение "темными лесами"?

- Подберите синонимы. (Непроходимыми, густыми.)

- Прочитайте 4 строчку.

- Какое выразительное средство языка использует здесь автор?

- Могут ли быть поля неоглядными? (Метафора - образное выражение.)

- Сделаем вывод. - О чем говорит поэт в 1 строфе? (О любви к родному краю, где родился.)

- Озаглавим 1 строфу.

(На доске появляется запись: 1. Любовь к родному краю.)

- Какие выражения делают эту строфу более красивой?

- Как называются эти выражения в литературе? ( Эпитеты.)

Обратите внимание на 2 строфу.

- Как начинается она? Что заметили? ( Единоначатие - анафора, замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины.)

- Прочитайте 2 строфу.

- Можно ли сразу сказать, о ком или о чем говорится во 2 строфе? (Кого любит автор.)

- Назовите, кого любит автор?

- Почему называет героями труда?

- Почему именно это словосочетание использует поэт?

- Какие чувства испытывает автор? (Восхищение, гордость)

- Найдите антонимы. Для чего их использует автор?

- Какие картины родины видит поэт?

- Как вы думаете, почему?

- Какими словами заканчивается первые строки каждой строфы стихотворения? (Родной, родимый).

Родимый - постоянный эпитет, подчеркивает кровное родство.

- Это не только синонимы. Автор использует и еще один литературный прием.

Аллитерация - повторение в стихах одинаковых созвучных согласных звуков для усиления выразительности.

- Прочитайте 1 и последнее предложения стихотворения.

- Автор использует кольцевую композицию. - Как думаете, для чего? (Стилистический прием, который строится на повторении слова, с целью привлечения внимания)

- Посмотрите на план.

- Какие чувства хотел выделить поэт? ( Восхищение родиной, красотой природы, героическим народом.)

С.Д.Дрожжин не разделяет понятия народ и родина. Для него это - единое целое.

- Как бы вы озаглавили стихотворение?

(Я принимаю все ваши высказывания и предложения. Каждый - по-своему прав.)

- Без каких слов стихотворение приобрело бы совсем другой смысл?

- К кому мы можем обратиться со словом "ПРИВЕТ"? Сделайте вывод. Дружеская интонация.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении?

- Даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

- При подготовке учитывайте характер и тональность лирического произведения, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.

( Используем памятку.)

Выразительное чтение стихотворения.

- Чье чтение понравилось больше?

- Чему учит нас стихотворение С.Д.Дрожжина? ( Любить родной край, восхищаться им; гордиться народом, его героизмом.)

Знакомство с картиной А. Васнецова "Родина" ( И.Репин"Село»…). Слайды №26,27

- Поэты, художники, композиторы воспринимают мир особенно: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас.

- И ваши рисунки - этому пример. ( Выставка рисунков.)

Обобщение.

1) Творческая работа

- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?

( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов

5 строка - вывод, одно слово, существительное.)

2) Исполнение песни о родине каноном.

3) Декламация стихотворения Е.Синицына "Берегите Россию" учителем. Слайд №28





Рефлексия.

- Продолжите предложения.

* Сегодня на уроке я узнал....

* На этом уроке я похвалил бы себя за...

* На уроке я сумел...

* После урока...

Домашнее задание.

- Подобрать стихи других авторов на тему "Родина", узнать интересные факты из жизни.

- Попробуйте определить тему следующего урока.

Подведение итогов.

- На ваш взгляд, мы достигли поставленных целей и задач?

Спасибо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Надежда Вячеславовна Панарина

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства