kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок познания мира «Земля – космическое тело».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познания мира в 4 классе на тему "Земля - космическое тело".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок познания мира «Земля – космическое тело».»

Урок по познанию мира в 4 классе.

Тема: Повторительно – обобщающий урок «Земля – космическое тело».

Задачи:

  1. Обобщить знания о Земле, как о космическом теле; закрепить умение работать с картой и умение работать в группе.

  2. Развивать познавательный интерес, творческую инициативу, фантазию; умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Воспитывать у учеников стремление преодолевать свою робость в высказываниях, терпимость к высказыванию других и чувство ответственности перед членами команды.

Тип урока: урок – путешествие.

Оборудование: музыкальное оформление, теллурий, глобус, схемы, фотографии планет, плакат на доске, «корзинка» для сбора «звезд», кинофильм «Ералаш».

Девиз урока: «Если что-то мы забудем (записан на доске)

Вряд ли звезды примут нас».


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока.

  2. Психологический настрой учащихся.

- Ребята! Иду я сегодня в школу. Утро чудесное. Снег поскрипывает. Легкий морозец пощипывает нос и щеки. Настроение хорошее! А надо мною птицы летают – воробьи, вороны, сороки. Наши друзья и помощники. Зима на дворе, а они никуда не улетели, остались на своей земле и стойко переносят все трудности зимы. Иду и думаю, как же вам не сладко живется зимой, птахи мои милые. Надо вам помочь. Скажу ка я ребятам, чтобы они сделали вам кормушки. А они смотрят на меня и как бы говорят: «Правильно говоришь, правильно…».

(Это прием неожиданности и удивления – тема одна, а учитель говорит совсем о другом, это привлекает интерес и внимание слушателей.)

- Но сегодня, сейчас, я с вами не буду говорить о зиме, птицах. Я загадаю вам загадки!

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (небо, звезды, месяц)


Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)


Белые цветочки вечером зацветают, а утром увядают. (звезды).


- Правильно, ребята! Вы отгадали загадки и поняли, что темой урока будет разговор о звездах. Я приглашаю вас в большое путешествие к звездам. В космос, друзья мои! В космос!


  1. Подготовка к путешествию. «Центр подготовки космонавтов».

- Дорога в космос требует большой подготовки. (Указываю на плакат на доске)


«И если что-то мы забудем,

Вряд ли звезды примут нас…»








- Давайте немного помечтаем и пофантазируем. Представьте себе, что мы находимся в центре подготовки космонавтов. Я - ваш инструктор. А вы – будущие космонавты. Вам придется сдать экзамен, ответить на мои вопросы. Вы готовы? (да) Тогда начнем. Приготовьте дневники исследователей, бортовые журналы.

- Прочитайте слова на доске:

«Звездное небо – великая книга природы.

Кто сумеет её прочесть, перед тем

откроются несметные сокровища

окружающего нас космоса»











- Что такое космос? (по словарю Ожегова – мир, вселенная)

- А что является сокровищами космоса? (все небесные тела)

- А что мы называем небесными телами? (звезды, планеты, астероиды и др.)

- Как древние люди узнали о существовании звезд и планет? (наблюдали за ночным небом)

- Как называли таких людей? (звездочетами, астрономами)

- Как называется наука о космосе? (астрономия)

- Какими приборами пользовались и сейчас пользуются астрономы? (телескопами, биноклями)

- И что же астрономы узнали о небесных телах? (есть звезды, есть планеты, астероиды, кометы)

- Сколько было обнаружено планет? (9)

- А звезд? (множество)

- Кто из вас может выстроить схему места Земли во Вселенной? (вызванный ученик на доске выстраивает схему из карточек)

Галактика

Солнечная система

Земля

Вселенная





- Он сейчас назвал слова Солнечная система, Галактика, Вселенная.

- Кто объяснит значение каждого слова?

- Ну что же, ребята! Я вижу, к путешествию вы готовы. Вы уже много знаете, даже, я чувствую, больше чем древние звездочеты.

- А знаете ли вы любимую песню космонавтов?

Дети поют песню: Заправлены в планшеты космические карты,

И штурман уточняет последний раз маршрут…

- Прошу команды (экипажи) занять свои места в космических кораблях.

- Экипажи «Жулдыз», «Алатау» и «Достык» к полету готов? (да)

- Что надо сказать перед стартом? (3-2-1 Поехали!)

И поют песню: Мне приснился шум дождя

И слова твои в тумане.

Всё я помню, в небо уходя,

И сказал всему «До свиданья!»

  1. Основная часть путешествия.

- Команды-экипажи, внимание!

Я – Земля, Я – Земля,

Я своих провожаю питомцев – сыновей, дочерей,

Долетайте до самого Солнца, и домой возвращайтесь скорей.

- За каждый правильный ответ в вашу корзину на доске будет падать звезда. Чем больше звезд вы привезете на Землю, тем лучше. Команда получит звание самой умной, самой дружной и будет зачислена в экипаж казахстанских космонавтов-исследователей.


Вопросы экипажам-командам.


  1. На доске фотографии галактик.



- Что это? Сделайте рисунок нашей Галактики сверху, сбоку. Запишите название и укажите на рисунке место нашей системы.


  1. По какому признаку выстроены планеты нашей солнечной системы? И какой вариант правильный?

Образец карточки для группы:

I

II

III

Венера

Юпитер 143

Меркурий

Земля

Сатурн 120

Венера

Марс

Нептун 50

Земля

Меркурий

Уран 49

Марс

Нептун

Земля 13

Юпитер

Плутон

Венера 12

Сатурн

Сатурн

Марс 7

Уран

Уран

Меркурий 5

Нептун

Юпитер

Плутон 3

Плутон





Эталон для учителя:

I

II

III

Венера

Юпитер 143

Меркурий

Земля

Сатурн 120

Венера

Марс

Нептун 50

Земля

Меркурий

Уран 49

Марс

Нептун

Земля 13

Юпитер

Плутон

Венера 12

Сатурн

Сатурн

Марс 7

Уран

Уран

Меркурий 5

Нептун

Юпитер

Плутон 3

Плутон

по алфавиту

по размеру

по удалению от Солнца


- А что это за цифры стоят рядом с названием планет? (размер диаметра планеты в тысячах км)

Звучит песня «Земля в иллюминаторе».

  1. Тревога! Тревога! Вокруг корабля астероиды. Их тысячи! Определите местонахождение корабля и размер самого большого астроида. (Между Марсом и Юпитером астроидный пояс, размер самого большого астероида – 1000 км; астероид – маленькая планета)


  1. Проходя пояс астероидов, наш корабль получил небольшое повреждение. Надо выйти в открытый космос и исправить поломку. Не бойтесь! Космонавт Мусабаев трижды выходил в открытый космос и поныне жив и здоров.

- Разгадайте кроссворд.







1.









2.








3.














4.











5.









6.











Вопросы к кроссворду:

1. Сторона света и название космического корабля. 2. Куда уходит Солнце вечером? На … 3. Ближайшая к нам звезда. 4. Вселенная - это … с точки зрения астронома. 5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. 6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего.

Ответы и ключевое слово:







1.в

о

с

т

о

к




2.з

а

п

а

д




3.с

о

л

н

ц

е









4.м

и

р









5.у

ч

е

н

ы

й




6.з

в

е

з

д

ы





  1. Физминутка «Невесомость».

Звучит музыка. Дети стараются изобразить движениями невесомость в космическом корабле.


  1. Определите по фотографии планеты.

Командам дается одна фотография, нужно рассказать о ней все что знаешь.

Марс Солнце Луна

- Исполните песню о Марсе.

«Жить и верить – это замечательно,

Перед нами небывалые пути.

Утверждают космонавты и мечтатели,

Что на Марсе будут яблони цвести…»

- Решите задачу о топливе на Луну: сколько тонн топлива потребуется космическому кораблю, чтобы долететь до Луны и обратно, если мы знаем, что за 1 секунду сгорает 1 тонна топлива.

1)384400км : 8км/сек = 48050сек – полет до Луны

2)480502 = 96100сек – полет туда и обратно

3)961001 = 96100 тонн горючего

- А может ли космический корабль взять с собой такое количество топлива? (нет)

Вывод: надо специальное космическое горючее, состав которого держится в тайне.


  1. Земля. Карта. Глобус.

  1. Встреча с инопланетянами.

- Ой! Что это? Кто это? Тревога! Тревога! На корабль пытаются проникнуть какие-то существа неземного происхождения. Кто это может быть? (инопланетяне) Чего они хотят от нас? Какие вопросы могли бы задать нам? (откуда вы, с какой планеты и т.д.)

- Окажем им наше земное гостеприимство и расскажем о нашей красавице планете.

2) Заполни пропуски в тексте – рассказе о Земле.

Земля имеет форму ___________. Модель Земли называют ___________. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ___________. На физической карте синим цветом обозначена _______, коричневым, желтым, зеленым - ___________, белым __________. На карте и глобусе указаны М____________ и О___________, Полюс ___________ и Полюс _____________. Карта поделена на два полушария: _______________ и ________________. Горизонтальные линии на карте называются ____________________, а вертикальные линии называются ___________________. Э____________ - это линия, самая большая п________, делящая земной шар на Северное _____________ и Южное _____________. На планете Земля ____ материков и ____ океана. Строение планеты можно сравнить со строением _______: желток – это __________, белок - ___________, скорлупа – это ________________. А вокруг Земли огромный ___________________ океан.


Эталон для учителя:

Земля имеет форму шара. Модель Земли называют глобусом. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют картой. На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зеленым - земля, белым - снега. На карте и глобусе указаны Материки и Океаны, Полюс Южный и Полюс Северный. Карта поделена на два полушария: западное и восточное. Горизонтальные линии на карте называются параллели, а вертикальные линии называются меридианы. Экватор - это линия, самая большая параллель, делящая земной шар на Северное полушарие и Южное полушарие. На планете Земля 6 материков и 4 океана. Строение планеты можно сравнить со строением яйца: желток – это магма, белок - плато, скорлупа – это земная кора. А вокруг Земли огромный воздушный океан.


  1. Когда я была юной девушкой, мы пели песню, где есть такие слова:

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо бегут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи –

Вертится Земля.

- Так ли это? О какой оси говорится в этой песне? На сколько градусов наклонена Земля? (23,5)


  1. Сложите карту мира из частей.

Контуры карты мира разрезаны на карточки, из них дети складывают карту, подписывают материки, океаны.

Штурманы – укажите на карте части света (Юг, Восток, Север, Запад).

Географы – надпишите материки и океаны.

Историки – укажите на карте нашу страну и назовите космонавтов РК (Аубакиров, Мусабаев).

  1. Объясните инопланетянам, почему Солнце неодинаково «любит» Землю (смена дня и ночи, зимы и лета).

  2. Какую ещё информацию вы можете дать инопланетянам о нашей Земле? Впишите её в карточку.

Ключевые слова: человек, тепло, свет, кислород, вода, животные, насекомые, рыбы, птицы, бактерии, грибы, растения.


  1. Итог урока.

- Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться. Дома нас ждут родные и друзья. Но мы еще не раз вернемся во сне, а может быть и наяву, в тот холодный, но манящий к себе.

Космос ждет тебя, человек!

Я верю, друзья, караваны ракет

Помчат нас вперед от звезды до звезды!

На пыльных тропинках далеких планет

Останутся наши следы.

Подсчет звезд в корзинках.


  1. Домашнее задание.

Нарисовать портрет инопланетянина.


  1. Просмотр видеоролика.

- А пока мы летали в космос, у нас в школе побывали гости (просмотр фильма «Ералаш», инопланетяне в школе «А мы верим!»).

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Обобщающий урок познания мира «Земля – космическое тело».

Автор: Сабашникова Анастасия Леонидовна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства