Воспитывать у учеников стремление преодолевать свою робость в высказываниях, терпимость к высказыванию других и чувство ответственности перед членами команды.
Тип урока: урок – путешествие.
Оборудование: музыкальное оформление, теллурий, глобус, схемы, фотографии планет, плакат на доске, «корзинка» для сбора «звезд», кинофильм «Ералаш».
Девиз урока: «Если что-то мы забудем (записан на доске)
Вряд ли звезды примут нас».
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Психологический настрой учащихся.
- Ребята! Иду я сегодня в школу. Утро чудесное. Снег поскрипывает. Легкий морозец пощипывает нос и щеки. Настроение хорошее! А надо мною птицы летают – воробьи, вороны, сороки. Наши друзья и помощники. Зима на дворе, а они никуда не улетели, остались на своей земле и стойко переносят все трудности зимы. Иду и думаю, как же вам не сладко живется зимой, птахи мои милые. Надо вам помочь. Скажу ка я ребятам, чтобы они сделали вам кормушки. А они смотрят на меня и как бы говорят: «Правильно говоришь, правильно…».
(Это прием неожиданности и удивления – тема одна, а учитель говорит совсем о другом, это привлекает интерес и внимание слушателей.)
- Но сегодня, сейчас, я с вами не буду говорить о зиме, птицах. Я загадаю вам загадки!
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат. (небо, звезды, месяц)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
Белые цветочки вечером зацветают, а утром увядают. (звезды).
- Правильно, ребята! Вы отгадали загадки и поняли, что темой урока будет разговор о звездах. Я приглашаю вас в большое путешествие к звездам. В космос, друзья мои! В космос!
Подготовка к путешествию. «Центр подготовки космонавтов».
- Дорога в космос требует большой подготовки. (Указываю на плакат на доске)
«И если что-то мы забудем,
Вряд ли звезды примут нас…»
- Давайте немного помечтаем и пофантазируем. Представьте себе, что мы находимся в центре подготовки космонавтов. Я - ваш инструктор. А вы – будущие космонавты. Вам придется сдать экзамен, ответить на мои вопросы. Вы готовы? (да) Тогда начнем. Приготовьте дневники исследователей, бортовые журналы.
- Прочитайте слова на доске:
«Звездное небо – великая книга природы.
Кто сумеет её прочесть, перед тем
откроются несметные сокровища
окружающего нас космоса»
- Что такое космос? (по словарю Ожегова – мир, вселенная)
- А что является сокровищами космоса? (все небесные тела)
- А что мы называем небесными телами? (звезды, планеты, астероиды и др.)
- Как древние люди узнали о существовании звезд и планет? (наблюдали за ночным небом)
- Как называли таких людей? (звездочетами, астрономами)
- Как называется наука о космосе? (астрономия)
- Какими приборами пользовались и сейчас пользуются астрономы? (телескопами, биноклями)
- И что же астрономы узнали о небесных телах? (есть звезды, есть планеты, астероиды, кометы)
- Сколько было обнаружено планет? (9)
- А звезд? (множество)
- Кто из вас может выстроить схему места Земли во Вселенной? (вызванный ученик на доске выстраивает схему из карточек)
Галактика
Солнечная система
Земля
Вселенная
- Он сейчас назвал слова Солнечная система, Галактика, Вселенная.
- Кто объяснит значение каждого слова?
- Ну что же, ребята! Я вижу, к путешествию вы готовы. Вы уже много знаете, даже, я чувствую, больше чем древние звездочеты.
- А знаете ли вы любимую песню космонавтов?
Дети поют песню: Заправлены в планшеты космические карты,
И штурман уточняет последний раз маршрут…
- Прошу команды (экипажи) занять свои места в космических кораблях.
- Экипажи «Жулдыз», «Алатау» и «Достык» к полету готов? (да)
- Что надо сказать перед стартом? (3-2-1 Поехали!)
И поют песню: Мне приснился шум дождя
И слова твои в тумане.
Всё я помню, в небо уходя,
И сказал всему «До свиданья!»
Основная часть путешествия.
- Команды-экипажи, внимание!
Я – Земля, Я – Земля,
Я своих провожаю питомцев – сыновей, дочерей,
Долетайте до самого Солнца, и домой возвращайтесь скорей.
- За каждый правильный ответ в вашу корзину на доске будет падать звезда. Чем больше звезд вы привезете на Землю, тем лучше. Команда получит звание самой умной, самой дружной и будет зачислена в экипаж казахстанских космонавтов-исследователей.
Вопросы экипажам-командам.
На доске фотографии галактик.
- Что это? Сделайте рисунок нашей Галактики сверху, сбоку. Запишите название и укажите на рисунке место нашей системы.
По какому признаку выстроены планеты нашей солнечной системы? И какой вариант правильный?
Образец карточки для группы:
I
II
III
Венера
Юпитер 143
Меркурий
Земля
Сатурн 120
Венера
Марс
Нептун 50
Земля
Меркурий
Уран 49
Марс
Нептун
Земля 13
Юпитер
Плутон
Венера 12
Сатурн
Сатурн
Марс 7
Уран
Уран
Меркурий 5
Нептун
Юпитер
Плутон 3
Плутон
Эталон для учителя:
I
II
III
Венера
Юпитер 143
Меркурий
Земля
Сатурн 120
Венера
Марс
Нептун 50
Земля
Меркурий
Уран 49
Марс
Нептун
Земля 13
Юпитер
Плутон
Венера 12
Сатурн
Сатурн
Марс 7
Уран
Уран
Меркурий 5
Нептун
Юпитер
Плутон 3
Плутон
по алфавиту
по размеру
по удалению от Солнца
- А что это за цифры стоят рядом с названием планет? (размер диаметра планеты в тысячах км)
Звучит песня «Земля в иллюминаторе».
Тревога! Тревога! Вокруг корабля астероиды. Их тысячи! Определите местонахождение корабля и размер самого большого астроида. (Между Марсом и Юпитером астроидный пояс, размер самого большого астероида – 1000 км; астероид – маленькая планета)
Проходя пояс астероидов, наш корабль получил небольшое повреждение. Надо выйти в открытый космос и исправить поломку. Не бойтесь! Космонавт Мусабаев трижды выходил в открытый космос и поныне жив и здоров.
- Разгадайте кроссворд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вопросы к кроссворду:
1. Сторона света и название космического корабля. 2. Куда уходит Солнце вечером? На … 3. Ближайшая к нам звезда. 4. Вселенная - это … с точки зрения астронома. 5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. 6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего.
Ответы и ключевое слово:
1.в
о
с
т
о
к
2.з
а
п
а
д
3.с
о
л
н
ц
е
4.м
и
р
5.у
ч
е
н
ы
й
6.з
в
е
з
д
ы
Физминутка «Невесомость».
Звучит музыка. Дети стараются изобразить движениями невесомость в космическом корабле.
Определите по фотографии планеты.
Командам дается одна фотография, нужно рассказать о ней все что знаешь.
Марс Солнце Луна
- Исполните песню о Марсе.
«Жить и верить – это замечательно,
Перед нами небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести…»
- Решите задачу о топливе на Луну: сколько тонн топлива потребуется космическому кораблю, чтобы долететь до Луны и обратно, если мы знаем, что за 1 секунду сгорает 1 тонна топлива.
1)384400км : 8км/сек = 48050сек – полет до Луны
2)480502 = 96100сек – полет туда и обратно
3)961001 = 96100 тонн горючего
- А может ли космический корабль взять с собой такое количество топлива? (нет)
Вывод: надо специальное космическое горючее, состав которого держится в тайне.
Земля. Карта. Глобус.
Встреча с инопланетянами.
- Ой! Что это? Кто это? Тревога! Тревога! На корабль пытаются проникнуть какие-то существа неземного происхождения. Кто это может быть? (инопланетяне) Чего они хотят от нас? Какие вопросы могли бы задать нам? (откуда вы, с какой планеты и т.д.)
- Окажем им наше земное гостеприимство и расскажем о нашей красавице планете.
2) Заполни пропуски в тексте – рассказе о Земле.
Земля имеет форму ___________. Модель Земли называют ___________. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ___________. На физической карте синим цветом обозначена _______, коричневым, желтым, зеленым - ___________, белым __________. На карте и глобусе указаны М____________ и О___________, Полюс ___________ и Полюс _____________. Карта поделена на два полушария: _______________ и ________________. Горизонтальные линии на карте называются ____________________, а вертикальные линии называются ___________________. Э____________ - это линия, самая большая п________, делящая земной шар на Северное _____________ и Южное _____________. На планете Земля ____ материков и ____ океана. Строение планеты можно сравнить со строением _______: желток – это __________, белок - ___________, скорлупа – это ________________. А вокруг Земли огромный ___________________ океан.
Эталон для учителя:
Земля имеет форму шара. Модель Земли называют глобусом. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют картой. На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зеленым - земля, белым - снега. На карте и глобусе указаны Материки и Океаны, Полюс Южный и Полюс Северный. Карта поделена на два полушария: западное и восточное. Горизонтальные линии на карте называются параллели, а вертикальные линии называются меридианы. Экватор - это линия, самая большая параллель, делящая земной шар на Северное полушарие и Южное полушарие. На планете Земля 6 материков и 4 океана. Строение планеты можно сравнить со строением яйца: желток – это магма, белок - плато, скорлупа – это земная кора. А вокруг Земли огромный воздушный океан.
Когда я была юной девушкой, мы пели песню, где есть такие слова:
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо бегут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
- Так ли это? О какой оси говорится в этой песне? На сколько градусов наклонена Земля? (23,5)
Сложите карту мира из частей.
Контуры карты мира разрезаны на карточки, из них дети складывают карту, подписывают материки, океаны.
Штурманы – укажите на карте части света (Юг, Восток, Север, Запад).
Географы – надпишите материки и океаны.
Историки – укажите на карте нашу страну и назовите космонавтов РК (Аубакиров, Мусабаев).
Объясните инопланетянам, почему Солнце неодинаково «любит» Землю (смена дня и ночи, зимы и лета).
Какую ещё информацию вы можете дать инопланетянам о нашей Земле? Впишите её в карточку.
- Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться. Дома нас ждут родные и друзья. Но мы еще не раз вернемся во сне, а может быть и наяву, в тот холодный, но манящий к себе.
Космос ждет тебя, человек!
Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперед от звезды до звезды!
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы.
Подсчет звезд в корзинках.
Домашнее задание.
Нарисовать портрет инопланетянина.
Просмотр видеоролика.
- А пока мы летали в космос, у нас в школе побывали гости (просмотр фильма «Ералаш», инопланетяне в школе «А мы верим!»).