МБОУ «Явенгская школа»
Обобщающий урок по теме
«ЛЮБОВЬ»
Истоки 3 класс
Учитель: Кырма Ольга Григорьевна
П. Пролетарский
2016 год
Тема: Обобщающий урок по теме «Любовь».
Цели:
1. Закрепление осмысления духовно-нравственных категорий, относящихся к понятию «Любовь»: любовь, милосердие, доброта, раскаяние.
2.Воспитание бережного отношения к понятию «Любовь», Оказание помощи в осмыслении ее значимости в духовном мире каждого человека.
3.Развитие способности определять положительные и отрицательные последствия принятых решений.
4.Воспитание любви и уважения к близким.
5.Развитие целостного восприятия, чувствования, единого контекста в четвёрках.
6. Развитие ресурса успеха.
Оборудование:
1.Свеча
2. Презентация в компьютерном варианте.
3. Аудиокассеты с записями музыки, магнитофон.
4. Первые книги детей.
5. Тетради по Истокам.
I. Присоединение детей друг к другу, учителю, теме урока.
1 слайд
Дети сидят в круге. Внутри круга на столике - свеча.
Учитель зажигает свечу…
Я желаю вам сегодня на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для милосердия, доброты, сострадания и любви.
Я рада видеть вас всех вместе. Посмотрите на огонь… Капли воска стекают медленно и важно…
Тонкий лепесток огня дрожит. Он живой! Иначе, зачем ему так трепетать?
Зажмурьте глазки, посмотрите на горящую свечу сквозь реснички. Она как храм…, как нарядная ёлка!
Представьте, что каждый из вас - горящая свеча…
Посмотри на себя как бы со стороны свечи… Рассматривай себя оттуда, изнутри…
А теперь снова смотри на пламя со своего места.
Ощути тепло свечи, она светит и греет.. Прислушайся к себе…
Твои глаза - в пламени свечи.
Посмотри на себя оттуда…
Посмотри вверх, вокруг…
Подумай, ведь все, кого ты сейчас видишь, тоже смотрят на тебя…
- Свеча - это символ любви, просвещения разума и души.
Сегодня на уроке мы будем говорить о … любви.
2 слайд
Подумаем, что за сокровище заключено в человеке?
Может быть, красивая внешность, знания или богатство? Но это всё относительно. Важнее всего жизнь и любовь. Одинаково они важны и ценны.
Любовь имеет огромную, неизмеримую ценность, и поэтому все так стремятся найти её.
- О чем написаны величайшие романы?
- О чем сняты лучшие фильмы?
- О чем поётся в лучших песнях?
Путешествуя по разделу ЛЮБОВЬ Мы с вами совершили путешествие к Истокам духа, воли, чувств, мудрости.
Давайте подумаем, что же это за слово «ЛЮБОВЬ», которое мы очень часто слышим.
- Какие духовные ценности рождает понятие ЛЮБОВЬ.
Я вам хочу подарить определение слова любовь, которое я нашла в словарике нравственных категорий.
«Любовь – это такое чувство, которое прячется в сердце и распускается, как прекрасный цветок, когда чувствует привязанность, красоту, когда тебя тянет к чему-либо, к кому-либо, когда тебе очень-очень хочется заниматься каким-нибудь делом, например, рисовать, причём очень часто».
«Основание всего доброго есть не что иное, как ЛЮБОВЬ. Больше всего люди нуждаются в любви; ни в чём мир так не нуждается, как в истинной любви. В лесу тысячи деревьев, и люди мёрзнут среди них; в костёр сложат десять поленьев, поддержат огонь – сотни людей согрелись. Дело в огне – в горячей любви к добру, в добром сердце».
- Какие категории духовных ценностей входят в понятие ЛЮБОВЬ?
(любовь, милосердие, доброта, раскаяние)
слайд 3
Остановимся подробнее на самом понятии ЛЮБОВЬ.
слайд 4
- О какой любви я буду говорить? (на слайде)
Когда в крестьянскую семью приходила болезнь или другая беда, то помогали всем миром. Взрослые соседи по очереди приходили топить печь, присматривать за детьми. В случае пожара мир собирал погорельцам деньги и вещи. Семье солдата, ушедшего на войну, помогали косить. обмолачивать хлеб. Плачущих от горя утешали добрым словом. осиротевших принимали в свои семьи родственники или односельчане.(любовь к ближнему)
В.А.Сухомлинский «Письмо отцу» (семейная любовь, дочерняя любовь)
Крови не родной, а души одной.
Не годы сближают людей, а минуты.
– Как вы понимаете эту пословицу?
Птицы сильны крыльями, а люди-дружбой(дружба).
Эта любовь сотворила мир и человека. Именно она вдохнула в человека душу и совесть, научила любить ближнего и иметь друзей, даровала человеку счастье семейной любви(святая любовь).
Венцом всего является святая любовь, которая является важнейшим достоянием отечественной духовности.
– Какая категория ценностей соединила в себе милость и сердце?
слайд 5
МИЛОСЕРДИЕ. Милосерден тот, у кого щедрость, дар идёт от сердца.
- В чем проявляется милосердие?
( В деле, в слове)
- Какие примеры милосердия в деле знакомы вам из истории России?
слайд 6
Николай Ильич Токарев- купец. В1904 г. в городе Тотьме на его деньги была построена ремесленная школа, где изготавливались лучшие в России игрушки и художественные изделия. Дети из крестьянских семей получали образование, становились мастерами, приносили пользу Отечеству.
Княгиня Варвара Алексеевна Морозова – пример московской благотворительницы 19 века, скромная в быту и щедрая на добро к людям. Психиатрическая клиника, больница, родильный дом, аптека, санаторий, приют для сирот, ясли, школа рукоделия, библиотека – то,что оставила она после себя и в дальнейшем это стало нашим национальным достоянием.
Павел Михайлович Третьяков и брат Сергей Михайлович Третьяков покупали картины русских и зарубежных художников, хотя происходили из небогатого купеческого рода.
Из письма Павла Михайловича дочери слова: «Капитал же сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи».
В 2008 году Третьяковская картинная галерея имени Павла Третьякова празднует 150 летний юбилей.
Список деловых людей России не ограничивается только этими именами. Демидовы, Гусятниковы, Грачёвы, и многие другие…Подобно выдающимся произведениям искусства и великим научным открытиям, эти люди составляют наше национальное достояние.
слайд 7
- Какие примеры милосердия в слове известны вам?
(Сёстры милосердия на войне, врачи) социальные работники-служба защиты престарелых и инвалидов).
Во всех городах и сёлах создана социальная служба. Люди, которые там работают, ухаживают за престарелыми людьми и инвалидами
- Какие примеры милосердия со стороны близких людей можете привести?
(Из сочинений детей)
-За всё это мы всегда должны быть благодарны своим близким.
Большинство из вас самыми милосердными назвали свою маму, бабушку…
Ресурсный круг. « Я благодарен своей маме, бабушке…»
Рефлексия.- Какие мысли возникли у вас в ходе разговора?
-Что вам захотелось сделать, чтобы ваши близкие поняли, что вы благодарны им за их любовь и заботу?
Вывод. Милосердие рождается в храме нашей души – сердце. Самая дорогая милость заключается в том, чтобы люди не помнили зла.
- О какой нравственной категории можно сказать, что это язык, на котором немые могут говорить, а глухие могут слышать(ДОБРОТА).
- Объясните это высказывание.
слайд 8
Об этой духовной ценности вы рассуждали на страницах вашей первой книги. Позвольте мне с помощниками зачитать некоторые мысли.
Слайд с записями детей.
1.Как я отличаю добро от зла…..
Добрые слова приносят людям счастье, радость. а злые – огорчение и обиду….
Добрый человек никогда не обидит другого человека, а злой всё ломает, рушит и обижает других….
Когда люди делают добро, то мне приятно, хорошее настроение, а когда люди делают мне зло – мне обидно, у меня плохое настроение…
2. Добро побеждает зло потому, что…
Оно сильнее, чище и справедливее зла зла,….добро добрее зла…
3.Добрые слова, которые я подарил бы одноклассникам…ты добрый, умный, честный, заботливый, порядочный…
добрый день, спасибо, извини … любите, дружите, не ссорьтесь, не деритесь, будьте милосердны….слайд 9
К сожалению, бывает, что люди наносят друг другу обиды - иногда словом, а иногда делом. И от этой обиды страдают все и обиженные, и обидчики.
- Как же примириться, как загладить свою вину?
Наши предки знали пути исправления с помощью трёх добродетелей: слезами, милостынею и покаянием. ( Светитель Игнатий Брянчанинов)
- Почему слова прощения и покаяния самые трудные?
(Человек должен понять, что он совершил плохой поступок и устыдиться его)
Но чтобы жить со спокойной совестью, чтобы получить прощение от близких люди произносят эти слова.
-В какой день все русские люди стараются попросить друг у друга прощения за обиды и пытаются помириться? (Прощеное воскресенье)
Когда бывает Прощёное Воск. по календарю?
Самое глубокое раскаяние бывает в храме. Там раскаяние становится покаянием.
слайд 10
Послушайте 2 письма - откровения, которые написали мамы и поместили в книги своим детям.
Мамы свои рассуждения поместили на страницы книги, чтобы вы, дети, тоже увидели и услышали их и не повторили в своей жизни ошибок своих родителей.
Работа в тетрадях. Работа в парах(2 минуты)
- Подумайте, какие качества необходимы человеку на каждой ступени раскаяния. Соедини линией ступень и необходимое качество, которое поможет человеку подняться на более высокую ступень раскаяния.
Тренинг « На пути раскаяния»
Ступени раскаяния | Необходимые качества |
Чувство вины и стыд за неправедное дело | Знание правил нравственности, понимание того, что хорошо, а что плохо |
Преодоление страха наказания и стыда | Смирение гордыни и жалости к себе |
Чистосердечное раскаяние и просьба о прощении | Мужество и большая сила |
Желание исправиться и стать лучше | Терпение и настойчивость |
Проверка.
Слайд с таблицей 11
Рефлексия. - Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?
Какие мысли возникли у вас в ходе выполнения тренинга?
-Какие чувства испытывает человек после покаяния?
Слайд 12
(радость, лёгкость на сердце, мир и любовь в душе, надежда, спокойное сердце, самоуважение, желание изменить себя в лучшую сторону)
- Что вы возьмёте для себя из этого тренинга?
Вывод. Любовь, милосердие и Добро имеют удивительную силу. К покаянию и прощению готовы только сильные духом люди.
слайд 13
Душа человека – это сад добродетелей, в котором рядом с прекрасными растениями соседствуют сорняки.
Реши, что ты оставишь расти в саду добродетелей.
Работа в тетрадях. стр. 16
Тренинг так и называется «Сад добродетелей»
честность
терпение
милосердие
трудолюбие
доброта
послушание
совесть
-Напишите качества, которые бы ещё вы хотели с вашей точки зрения «вырастить» в « саду своей души»
слайд 14 с плодами
Рефлексия. – Какой урок получил каждый из вас, работая в этом тренинге?
(воспитывать это нужно в себе с детства, тогда в вашей жизни будет много друзей, счастья и добра)
Человеку важно, чтобы все в жизни - успех или неудача, радость и боль ... - все было результатом его жизненного усилия: собственных поступков, мыслей.
слайд 15
«Любовь долготерпит,
Милосердствует,
Любовь не завидует,
Не гордится
Не ищет своего,
Не раздражается.
Не мыслит зла,
Не радуется неправде,
А сорадуется истине.
Все прощает, всему верит,
На все надеется, все переносит.»
У каждого из нас есть возможность изменить жизнь в лучшую сторону. Для этого нужно измениться самому.
Песня «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук» (слова Юрия Энтина)
Исполняют дети и все присутствующие на уроке.
Страница Первой книги:
1.Напишите о каком-либо чуде, которое подарило вам сердце вашей мамы.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
- Проявлением, какой любви является это чудо?
-------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Нарисуйте цветок качеств хорошего отца.
Каждый лепесток этого цветка – какое-либо качество характера. Объясни, почему отцу необходимы те или иные качества.
3.«И старость не страшна, коль молодые помогут»
- Как ты понимаешь эту пословицу?
- Чем молодые люди могут помочь старым, а старые – молодым?
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература:
1.Волина В.В. Как стать хорошим. С.-Пб: Дидактика Плюс, 2001.
2.Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. М.:Сфера,1999.
3.Истоковедение. Том 2. М.: Издательский дом «Истоки», 2003.
9