Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по басням И.А.Крылова»
Урок литературного чтения.
Тема урока. Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Планируемые результаты:
вырабатывать постоянную духовную потребность в чтении художественной литературы, организовывать досуг детей.
развивать интерес к чтению, образное мышление, умение видеть в героях произведений живых людей, идентифицировать себя с ними.
учить получать удовольствие и радость от общения с книгой.
Оборудование:
выставка детских рисунков «Читаю! Думаю! Рисую!»;
плакаты с названием басен И.А.Крылова;
крылатые слова из басен;
иллюстрации к басням.
ХОД УРОКА
Учитель: (на доске иллюстрации скульптур в Летнем саду)
В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года, поэтому-то и вдохновлял поэтов и художников на создание прекрасных литературных произведений...
В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и памятник известному человеку. Этот человек сегодня известен всему миру. Его перу принадлежат необыкновенные литературные творения. Он писал басни.
Вы знаете, что такое басня? (Ответы детей.)
Верно, басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ в прозе или стихах. В басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.
Знаменитейшим русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов.
Ему-то и стоит памятник в Летнем саду Петербурга.
(иллюстрация памятника Крылову.)
Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен.
Родился Иван Андреевич Крылов в семье бедного армейского офицера. Отец очень любил читать и собрал немало книг. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец умер, и семья осталась без средств к существованию. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию суда, переписывать бумаги. Позже он стал пробовать писать. Иван Андреевич Крылов начинал свою творческую деятельность как автор произведений для театра, но прославился он своими баснями.
Герои его басен — обычные звери, живущие в лесу или рядом с нами, но ведут они себя по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся, хитрят, хвастаются, работают.
Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.
Сегодня мы проведём урок-игру, где в драматических зарисовках вспомним знакомые басни Ивана Андреевича Крылова, ещё раз насладимся крыловскими строками и познакомимся с новыми произведениями.
Вы знаете уже немало басен, но мы остановимся лишь на некоторых.
Отгадав предложенные загадки, вы сможете назвать басню.
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица птица- дикарка
Как белое диво плывет. (Лебедь)
На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдёт – так задом наперёд. (Рак)
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Щука)
Кто догадался, какую басню будем слушать и смотреть? (Инсценировка басни «Лебедь, щука и рак».)
- На партах у вас лежат полоски с напечатанными крылатыми фразами из разных басен. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, наиболее подходит к данной басне.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
А воз и ныне там.
Объясните свой выбор.
2. На ромашку у ворот опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
В избе из хвои и ветвей живёт семейство силачей.
Богатыри таскают кладь потяжелей себя раз в пять.
Друг для друга, для семьи сил не жалеют… (муравьи)
«Стрекоза и муравей»
- Назовите эту басню. Посмотрите инсценировку.
Найдите крылатые слова.
Попрыгунья стрекоза лето целое пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!
_ - Ребята, в баснях, как и в других литературных произведениях встречаются незнакомые нам слова, а без них мы не можем понять мысль автора. Как быть в этом случае?
(используем толковый словарь)
Работа с толковым словарём по группам. (слова: лесть, прок, согласье, шавка)
3. Посмотрите - ка, какая – вся горит, как золотая,
Ходит в шубке золотой, хвост пушистый и большой…(Лисица)
Окрасой сероватая, повадкой вороватая,
крикунья хрипловатая - известная персона , кто это? (Ворона)
«Ворона и лисица»
(чтение басни учеником)
Мораль:
Уж сколько раз твердили миру что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок.
От радости в зобу дыханье спёрло.
Не ворона, не синица,-
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)
Ходит по двору будильник, разгребая лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья и садится на забор. (Петух)
(инсценировка)
Крылатые слова:
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Чтение басни «Слон и Моська»
Ученик:
Басни Крылова очень легко запомнить — такие они ясные и складные. А многие фразы из них стали крылатыми выражениями. «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит петуха», «А Васька слушает да ест», «Крутится как белка в колесе»,
«Уж сколько раз твердили миру» — говорим мы в подходящий момент, даже не задумываясь над тем, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова.
Учитель:
Мы нередко любим посмеяться над недостатками людей, обижая их при этом. Крылов не называл человека, над которым он подшучивал. В его баснях множество различных зверей. Под их видом он изображал пороки людей. За львами, лисицами, воронами стоят истинные человеческие характеры. Такой приём в литературе называется аллегорией.
У каждого из вас есть книга с баснями Крылова. Откройте оглавление и найдите названия басен, персонажами которых являются животные.
(Дети называют басни.)
Ещё одна басня, прослушав которую, я думаю, вам захочется улыбнуться.
Басня «Зеркало и обезьяна» - читает учитель.
- Послушайте и скажите, какие слова могли бы стать пословицей?
А следующую басню вы будете читать сами. Но, чтобы правильно прочитать басню, необходимо знать определённые правила. Для этого мы познакомимся с памяткой.
Как работать над басней.
1. Как называется басня? Кто её автор?
2. Прочитай. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитай, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитай, как автор относится к событиям, описанным в басне. Как он относится к действующим лицам?
7. Что должен понять из этой басни читатель?
8. Какое выражение басни стало «крылатым»?
Работа над басней «Мышь и крыса» в соответствии с предложенной памяткой.
Учитель:
Переходим к игровой части нашего урока. Первая игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?
"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".
Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".
У. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"
Д. Надо: "Петушок".
У. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".
Д. "Взялись".
У. "Ворона гавкнула во всё воронье горло".
Д. "Ворона каркнула".
У. "Мартышка к старости слаба ушами стала".
Д- "Глазами".
У. ""Соседка, перестань срамиться" - ей бабка говорит".
Д. "Шавка говорит".
Учитель:
На ваших партах лежат конверты с заданиями. За несколько минут урока вы должны разгадать кроссворд.
Задания:
1 2
3
3
4
5
6
7
8
Героиня басни «Квартет». (мартышка)
Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. «обезьяна»
Кто без драки «хотел попасть в большие забияки»? (Моська)
У кого к зиме «был готов и стол, и дом»? (муравей)
Кто восхвалял петуха, «не боясь греха»? (кукушка)
Любимое блюдо Демьяна? (уха)
Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись»? (лебедь)
Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (ворона)
На все ли вопросы вы смогли ответить? Как вы думаете, почему? Чего вам не хватило, чтобы разгадать весь кроссворд?
- На доске помещены иллюстрации к басням.
Попробуйте догадаться к каким из них. Все ли басни вы назвали? О чём это говорит?
Вывод.
Вы знаете, что всё знать невозможно, но мы должны стремиться, чтобы знать больше. Вам открылись пока, конечно же, не все басни Крылова. Это доказали наши игровые задания, где вы не смогли ответить на некоторые вопросы. Но огорчаться не стоит. Это значит, что встречи с великим баснописцем не закончились. Они только еще начинаются. Кто из вас хотел бы и дальше знакомиться с баснями и творчеством Ивана Андреевича Крылова? Для вас открыты двери библиотек. Приходите выбирайте читайте!
(Читает ученик)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
и в памяти навеки оставались
крылатые крыловские слова.
Подведение итогов конкурса.
Самые активные участники урока получают медали «Знатоки басен Крылова»