Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК литературного чтения ПО ТЕМЕ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ»»
обобщающий урок по теме «о братьях наших меньших»
Цель деятельности учителя
Создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме
Тип урока
Контроль и коррекция знаний (Урок рефлексии)
Планируемые образовательные результаты
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: оценивать свой ответ; читать выразительно, передавая настроение произведения; получат возможность научиться: планировать необходимый вариант исправления допущенных ошибок, пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;
регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
У:Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок. Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Разгадайте ребусы (слайд)
-Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.)
Расшифровывают фразу.(слайд)(карточка№1)
т
ь
я
ы
ь
ш
и
а
р
х
у
н
ф
х
р
о
н
в
е
ы
л
б
с
а
в
м
с
э
о
в
ш
и
х
р
р
У: Что у вас получилось? (Братья наши меньшие).
- Кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)
- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?
(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)
- Что подчеркивается словами «наши братья»?
(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)
- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?
(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
О: Будем вспоминать произведения, которые изучили в разделе « О братьях наших меньших».
У: И тема нашего урока «Обобщение по разделу «Братья наши меньшие»
У: Мы заканчиваем изучение раздела «О братьях наших меньших». Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили в этом разделе. А игры и различные задания помогут вам в этом.
3.Основной этап. Обобщение знаний учащихся.
1).Упражнения над артикуляцией.
Артикуляция звука.
–У кого есть щенок? Как он рычит?
( Р-р-р)
-Как шипит змея?
(Ш-ш-ш)
-А как фыркает ёжик?
(Ф-ф-ф)
Игра «Тренируем эмоции»
-Улыбнитесь, как хитрая лиса.
-Позлитесь, как два барана на мосту.
-Испугайтесь, как заяц, увидевший волка.
-Устаньте, как муравей , притащивший большую муху.
Беседа
-Как вы думаете, ребята, у животных, как и у человека, может меняться настроение?
-Приведите примеры.
(Собака виляет хвостом- у неё хорошее настроение. Собака громко лает- плохое настроение.)
-Перед вами два рисунка.(слайд) На одном рисунке изображён грустный щенок, а на другом – весёлый.
- Почему щенок грустный? Ваши версии.
(Потерял кость. Поранил лапу. Обидел хозяин.)
-Что его обрадовало?
(Дали большую кость. Похвалил хозяин. Догнал кошку, которая дразнила собак.)
Работа со скороговорками. -Давайте прочитаем скороговорку.
Наш Полкан попал в капкан.
- Как вы думаете, какое настроение у Полкана?
(Плохое)
-Почему?
(Ему больно.)
…………………………………………..
Игра «Художник»
Нарисую я портрет,
Только чей- пока секрет,
Отгадайте, вас прошу я.
Чей же я портрет рисую?
1.Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы…
(Собака из стихотворения И.Пивоваровой «Жила- была собака»)
_-Кто помнит это стихотворение, прочтите наизусть.(отрывок)
-В стихотворении перед нами возникает образ огромной страшной собаки. А на самом деле, какой был характер собаки?
(Послушный, добрый, ласковый)
-Кто может рассказать, какую пользу приносят эти животные?
(Ответы учащихся дополняет учитель, памятники)
А какие ещё мы прочитали произведения о собаке?
(В. Берестов «Кошкин щенок») прочтите наизусть.(отрывок)
2.«…за дверью, в сенях, кто-то топает ногами по полу: топ…топ…шлёп…шлёп..»
( Ёж из рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»)
3.«Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
…от солнца хоронится, людей сторонится»
(Сова из рассказа В. Бианки )
-А знаете ли вы, ребята, что сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
( Англия, голуби)
-У. Игра «Отгадай название рассказа».(карточка №2)
-У.Игра « Назови автора». соотнеси авторов произведений и названия.(карточка№3)
Страшный рассказ Б. Житков
Кошкин щенок В. Бианки
Котенок М. Пришвин
Храбрый утенок Е. Чарушин
Музыкант В. Берестов
Сова В. Бианки.
Ребята и утята Л. Толстой
У. -Карточками поменялись, проверяем. Взаимопроверка.(слайд)
4) Работа с учебником по группам.
У: В каждом рассказе есть свои интересные моменты. Эти моменты проявляются в диалоге. И сейчас мы поработаем по группам. Каждая группа должен найти диалог в данном произведении.
Первая группа- находит диалог из произведения « Ребята и утята», когда автор с ребятами провожали утят в добрый путь.
Вторая группа- в самом начале диалог совы и старика из произведения В. Бианки «Сова».
( Дети готовятся). Оценка работы в группе.
У: Молодцы! Книги вы можете закрыть. А сейчас отдохнём!
1. Человек, на которого рассердилась Сова. (Старик.)
2. Кто обижал утят? (Ребята.)
3. Что хотела украсть киска? (Сосиски.)
4. Птица, с которой поругался старик. (Сова.)
5. Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант.)
6. Как назвали храброго утенка? (Алеша.)
7. Что разоряли мыши на лугу? (Гнезда.)
У: Что объединяет всех этих героев? (Рассказы о животных.)
У: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Рассказ.)
У:Ребята, а какие еще жанры мы знаем? (сказки, стихи, басни, жанры устного народного творчества)
5. Проверка домашнего задания.
У: Дома вы должны были нарисовать своих любимых питомцев. (рисунки висят на обратной стороне доски, учитель показывает выставку рисунков детей)
У: С какой любовью вы нарисовали своих любимцев! Как нужно обращаться с животными?
- Дети, животные бывают умнее людей. Вы присмотритесь к ним.
В добрых глазах прирученного зверя,
Каждый ребенок прочтет без труда:
«Я полюбил тебя! Я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда?»
В. Берестов
-прочитайте рассказы которые вы писали дома.(дети читают).
Из ваших рассказов составим свою книжку-малышку.
-Я вам рекомендую почитать ещё вот такие книги. (Выставка книг о животных.)
(пригласить библиотекаря Галину Владимировну)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Работа с учебником.
Учитель предлагает учащимся прочитать12 задание в учебнике на с.156.
У:Согласны ли вы с высказыванием Н. Сладкова о том, что природу может спасти только любовь?
Согласны. Только человек с добрым любящим сердцем способен переживать за других. Любить природу - это значит не только любоваться ею, но и вносить свой вклад в ее защиту.
О: (. Вывод:Природу может спасти только наша любовь. Содержание рассказов учит быть наблюдательными, любить природу, беречь её, уметь находить и замечать в природе необычное, такое, что может увидеть лишь человек, влюблённый в мир красоты.Человек, который не только любит животных, но и бережёт их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «всё доброе на Земле -от солнца, всё хорошее - от человека».)
-У:В конце урока хотелось бы прочитать стихотворение