kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Правописание ЖИ_ШИ ,ЧА_ЩА "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Цели:

  • Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу;
  • Закреплять знания о многозначности слов.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.

Оборудование:

  • демонстрационная карточка со словарным словом ученик (с выделенной орфограммой);
  • карточка с написанной пословицей “Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”; карточки с буквами ж, ш, ч, щ, а, и, у;
  • демонстрационные рисунки сказочных героев-поросят Нафа, Нифа, Нуфа и их домика; мягкие игрушки-буквы ж, ш, ч, щ;
  • пять конвертов для заданий;
  • учебник: Букварь, Вашуленко, 2012

                       Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И, А, У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями планирующими нашу работу на уроке.

Доска оформлена:

Ж, Ш, Ч, Щ

И, А, У

5. Я Знайка

4. Я тренируюсь

3. Я пробую

2. Я готов

1. Я справлюсь

II. Сообщение темы урока.

У. Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока. (В руках учителя мягкие игрушки букв Ж, Ш, Ч, Щ.)

А) У. –Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Д. – Это буква Ч.

Б) У.– Играющий щенок,
Кверху лапками он лег.

Д.– Это буква Щ.

В) У. – Это- Ж ,
А эта-К,
Целый жук
И полжука.

Д.- Буква Ж..

Г) У.- Ах, табуретка хороша!
Перевернул-
И буква Ш!

У.- Вот эти буквы показывают тему нашего урока: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма.

Момент чистописания.

а) У.- Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите:

Чем или кем вы представляете свою ручку?

Д. – Легким перышком птицы.

- Порхающей бабочкой в моей руке.

- Капелькой росы в моей ладошке.

б) Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.

в) Учитель на доске показывает образец написания сочетаний жш, чщ.

У.- Правильно взяли ручки, чтобы росинка не скатилась и красиво пишем в тетради прописные слияния букв ж-ш, ч-щ.

г) Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.

III. Работа над новым материалом

1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (с выделением звуков)

У. – Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж, Ш, Ч, Щ.

У.- Какие это буквы?

Д.- Согласные, шипящие.

Задания на устное упражнение в распознавании звуков.

У.- В конверте дана карточка со словами, с которыми нам хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово, а вам нужно поднять руку, если услышите в слове шипящий звук.

(Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)

Дети, выполняя условия игры (поднятие руки на шипящий звук), упражняются в распознавании звуков.

У.- Вы уверенно справились с этим заданием. Вот уже стоите на первой ступеньке

А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?

2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывести правила)

Из конверта достается и вывешивается на доску карточка со скороговоркой.

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

У.- а) Прочитайте скороговорку про себя.

б) Прочитайте хором вслух.

в) Кто быстрее прочитает?

г) Заменяя слова, но, не меняя смысла, произнесите:

– с удивлением.

Д. –Почему щеки в чернилах?

– с осуждением.

Д.- Какой неаккуратный ученик.

У. –А вы, ребята, когда видите такого ученика постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.

– а сейчас произнесите с восторгом.

Д.- Какой усердный ученик!

У. –А вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все уже запомнили эту скороговорку и сможете её по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове “ученик”.

Дети записывают скороговорку в тетрадь по памяти.

У.- А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

У.- А что ещё мы можем сказать о буквах Ч, Щ?

Д.- Они всегда мягкие.

У.- А буквы Ж, Ш?

Д.- Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.

У.- А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?

(Дети говорят правило.)

“Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий.

У.- Я сегодня раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж, Ш - были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И.

А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А.Сейчас же буквы Ж, Ш –всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. И после букв Ч, Щ – пишутся А, У; посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Сделаем вывод. Прочитаем правила в учебнике.

а) С. 47. ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

б) С. 52. ЧА и ЩА пиши с буквой А.

в) С. 55. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.

3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ

Задание из следующего 3 конверта поможет подняться на ступеньку выше.

1) У.- Клубок, да не пушистый,

Колючий, да ершистый.

Д.- Ёжик.

У.- Выделите слова на новое правило.

Д.- Пушистый, ершистый.

Дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ отгадку и найденные на слух слова

не пушистый, ершистый, ёжик.

2) У.- К словам КРИЧАТЬ и ГРУСТЬ – подобрать близкие по значению слова – синонимы и записать их, выделяя ЧА, ЩА.

Д.- ВЕРЕЩАТЬ и ПЕЧАЛЬ.

3) У.- МИНУС – ПЛЮС, ОГОНЬ – ВОДА,

ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Подберите противоположные слова к словам РАДУЮСЬ, УЖАСНЫЙ и запишите их выделяя ЧУ-ЩУ.

Д.– ГРУЩУ, ЧУДЕСНЫЙ.

4) Дети ещё раз проговаривают правила написания сочетаний.

4-я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ

У.- А сейчас конверт с четвертой ступеньки даёт задания по учебнику.

1) Выполните самостоятельно и правильно задания с.49 упр. 115.

Прочитать, составить сочетания слов, вставить пропущенные буквы, записать.

КОЛЮЧИЙ

ЛАНДЫШ…

ДУШ…СТЫЕ

ГУСЬ

Ж…РНЫЙ

ЁЖ ..К

Д.– Колючий ёжик, душистые ландыши, жирный гусь

2) У.- Второе задание учебника на с. 54, упр. 131

Прочитать цепочкой, выбрать слова с сочетаниями ЧА-ЩА., записать.

Д.- Внучата, часто, навещают, угощает, душистым, чаем.

У.- А как вы помогаете своим бабушкам?

- Какие слова говорят они вам?

Дети коротко сообщают о своей помощи и заботе, вспоминают похвалу бабушки.

3) У.- Третье задание учебника на с. 56, упр. 135

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть ЧУ-ЩУ.

Яша решал зада… .

Рыбак поймал щ…ку.

5. СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).

У.- Выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверно уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я буду открывать окна, а вы проговариваете правила.

А кто же хозяева этого домика? А чтобы открыть дверь и познакомиться с ними, вам надо выполнить последнее задание из конверта с самой верхней ступеньки. Вы уже всё знаете, умеете и я уверена, что вы все справитесь с тестом на доске.

1) Спишите с доски в тетрадь слова исправляя ошибки если они есть.

На доске слова:

пружына, чюдо, шина, чайник, рощя, щука.

2) Вы теперь все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища. Проверьте выполнение задания вашим соседом по парте. Исправьте ошибки, если найдёте и похвалите друга за хорошо выполненное задание (идет взаимопроверка).

IV. Итог урока

Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А, У в кармашках костюмов.

У.- Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?

Д.- Три поросенка.

У.- У одного из них буква И, как его зовут?

Д.- Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ)

У.- Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А, какое у него правило?

Д.- Наф. (Проговаривают правило на написание сочетаний ЧА-ЩА)

У.- Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое?

Д.- Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ)

У.- Он хвалит вас за старание!

Но прощаться настала пора…
Учебник закрыть нам пора…
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Правописание ЖИ_ШИ ,ЧА_ЩА " »

Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Цели:

  • Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу;

  • Закреплять знания о многозначности слов.

  • Развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.

  • Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.

Оборудование:

  • демонстрационная карточка со словарным словом ученик (с выделенной орфограммой);

  • карточка с написанной пословицей “Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”; карточки с буквами ж, ш, ч, щ, а, и, у;

  • демонстрационные рисунки сказочных героев-поросят Нафа, Нифа, Нуфа и их домика; мягкие игрушки-буквы ж, ш, ч, щ;

  • пять конвертов для заданий;

  • учебник: Букварь, Вашуленко, 2012

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И, А, У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями планирующими нашу работу на уроке.

Доска оформлена:

Ж, Ш, Ч, Щ

И, А, У

5. Я Знайка

4. Я тренируюсь

3. Я пробую

2. Я готов

1. Я справлюсь

II. Сообщение темы урока.

У. Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока. (В руках учителя мягкие игрушки букв Ж, Ш, Ч, Щ.)

А) У. –Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Д. – Это буква Ч.

Б) У.– Играющий щенок,
Кверху лапками он лег.

Д.– Это буква Щ.

В) У. – Это- Ж ,
А эта-К,
Целый жук
И полжука.

Д.- Буква Ж..

Г) У.- Ах, табуретка хороша!
Перевернул-
И буква Ш!

У.- Вот эти буквы показывают тему нашего урока: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма.

Момент чистописания.

а) У.- Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите:

Чем или кем вы представляете свою ручку?

Д. – Легким перышком птицы.

- Порхающей бабочкой в моей руке.

- Капелькой росы в моей ладошке.

б) Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.

в) Учитель на доске показывает образец написания сочетаний жш, чщ.

У.- Правильно взяли ручки, чтобы росинка не скатилась и красиво пишем в тетради прописные слияния букв ж-ш, ч-щ.

г) Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.

III. Работа над новым материалом

1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (с выделением звуков)

У. – Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж, Ш, Ч, Щ.

У.- Какие это буквы?

Д.- Согласные, шипящие.

Задания на устное упражнение в распознавании звуков.

У.- В конверте дана карточка со словами, с которыми нам хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово, а вам нужно поднять руку, если услышите в слове шипящий звук.

(Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)

Дети, выполняя условия игры (поднятие руки на шипящий звук), упражняются в распознавании звуков.

У.- Вы уверенно справились с этим заданием. Вот уже стоите на первой ступеньке

А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?

2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывести правила)

Из конверта достается и вывешивается на доску карточка со скороговоркой.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

У.- а) Прочитайте скороговорку про себя.

б) Прочитайте хором вслух.

в) Кто быстрее прочитает?

г) Заменяя слова, но, не меняя смысла, произнесите:

– с удивлением.

Д. –Почему щеки в чернилах?

– с осуждением.

Д.- Какой неаккуратный ученик.

У. –А вы, ребята, когда видите такого ученика постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.

– а сейчас произнесите с восторгом.

Д.- Какой усердный ученик!

У. –А вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все уже запомнили эту скороговорку и сможете её по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове “ученик”.

Дети записывают скороговорку в тетрадь по памяти.

У.- А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

У.- А что ещё мы можем сказать о буквах Ч, Щ?

Д.- Они всегда мягкие.

У.- А буквы Ж, Ш?

Д.- Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.

У.- А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?

(Дети говорят правило.)

“Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий.

У.- Я сегодня раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж, Ш - были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И.

А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А.Сейчас же буквы Ж, Ш –всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. И после букв Ч, Щ – пишутся А, У; посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Сделаем вывод. Прочитаем правила в учебнике.

а) С. 47. ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

б) С. 52. ЧА и ЩА пиши с буквой А.

в) С. 55. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.

3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ

Задание из следующего 3 конверта поможет подняться на ступеньку выше.

1) У.- Клубок, да не пушистый,

Колючий, да ершистый.

Д.- Ёжик.

У.- Выделите слова на новое правило.

Д.- Пушистый, ершистый.

Дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ отгадку и найденные на слух слова

не пушистый, ершистый, ёжик.

2) У.- К словам КРИЧАТЬ и ГРУСТЬ – подобрать близкие по значению слова – синонимы и записать их, выделяя ЧА, ЩА.

Д.- ВЕРЕЩАТЬ и ПЕЧАЛЬ.

3) У.- МИНУС – ПЛЮС, ОГОНЬ – ВОДА,

ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Подберите противоположные слова к словам РАДУЮСЬ, УЖАСНЫЙ и запишите их выделяя ЧУ-ЩУ.

Д.– ГРУЩУ, ЧУДЕСНЫЙ.

4) Дети ещё раз проговаривают правила написания сочетаний.

4-я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ

У.- А сейчас конверт с четвертой ступеньки даёт задания по учебнику.

1) Выполните самостоятельно и правильно задания с.49 упр. 115.

Прочитать, составить сочетания слов, вставить пропущенные буквы, записать.

КОЛЮЧИЙ

ЛАНДЫШ…

ДУШ…СТЫЕ

ГУСЬ

Ж…РНЫЙ

ЁЖ ..К

Д.– Колючий ёжик, душистые ландыши, жирный гусь

2) У.- Второе задание учебника на с. 54, упр. 131

Прочитать цепочкой, выбрать слова с сочетаниями ЧА-ЩА., записать.

Д.- Внучата, часто, навещают, угощает, душистым, чаем.

У.- А как вы помогаете своим бабушкам?

- Какие слова говорят они вам?

Дети коротко сообщают о своей помощи и заботе, вспоминают похвалу бабушки.

3) У.- Третье задание учебника на с. 56, упр. 135

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть ЧУ-ЩУ.

Яша решал зада… .

Рыбак поймал щ…ку.

5. СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).

У.- Выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверно уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я буду открывать окна, а вы проговариваете правила.

А кто же хозяева этого домика? А чтобы открыть дверь и познакомиться с ними, вам надо выполнить последнее задание из конверта с самой верхней ступеньки. Вы уже всё знаете, умеете и я уверена, что вы все справитесь с тестом на доске.

1) Спишите с доски в тетрадь слова исправляя ошибки если они есть.

На доске слова:

пружына, чюдо, шина, чайник, рощя, щука.

2) Вы теперь все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища. Проверьте выполнение задания вашим соседом по парте. Исправьте ошибки, если найдёте и похвалите друга за хорошо выполненное задание (идет взаимопроверка).

IV. Итог урока

Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А, У в кармашках костюмов.

У.- Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?

Д.- Три поросенка.

У.- У одного из них буква И, как его зовут?

Д.- Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ)

У.- Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А, какое у него правило?

Д.- Наф. (Проговаривают правило на написание сочетаний ЧА-ЩА)

У.- Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое?

Д.- Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ)

У.- Он хвалит вас за старание!

Но прощаться настала пора…
Учебник закрыть нам пора…
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Правописание ЖИ_ШИ ,ЧА_ЩА "

Автор: Година Татьяна Викторовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства