«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. Закрепление.
«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. Закрепление.
На уроке обучения грамоте закреплялось умение читать слова с мягким знаком на конце и всередине слова. Кроме того воспитывался интерес к поэтическому слову А. С. Пушкина, умению слушать и слышать. Данный материал был представлен в форме урока - театрализации, в котором дети принимали непосредственное участие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. Закрепление.»
Урок – театрализация.
Обучение грамоте 1 класс (1 – 4).
Тема:«О доброй и мудрой Пушкинской сказке».
Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
Закрепление.
Цели:
- закрепить умение читать слова с мягким знаком на конце и в середине;
- закреплять знания о букве мягкий знак, как показателе мягкости согласных слова;
- находить слова с мягким знаком на конце и в середине слова;
- воспитывать интерес к поэтическому слову, умение слушать и слышать;
- развивать самоконтроль, умение наблюдать и сравнивать.
Вступительная часть.
«Рождение сказок»
Сцена: «Няня и А.С.Пушкин».
Няня вяжет, поет. Пушкин ходит, размышляет.
Читает:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Учитель: Ребята, вы узнали участников этой сцены?
Дети: Да, это А.С.Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Учитель: Арина Родионовна была большой мастерицей рассказывать сказки. Впоследствии А.С.Пушкин скажет:
«Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»
( Слайд. А.С.Пушкин и его высказывание ).
Сообщение темы урока.
Учитель: Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Дети: Сегодня мы заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.
Учитель: (Слайд «О доброй и мудрой пушкинской сказке».) Каждый из героев приготовил для вас задания
Сцена из поэмы «Руслан и Людмила».
Звучит музыка, кот задумчиво ходит вокруг дуба (декорация) и читает:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Учитель: Из какого произведения эти строки? (Дети отвечают).
Задание Кота: Я слышал, что вы, ребята, уже умеете хорошо читать. Прочитайте слова и составьте пословицу.
(читать, уметь, Мало, думать, надо, уметь).
Дети: Мало уметь читать, надо уметь думать.
Учитель: На уроке мы узнаем, кто из вас умеет не только читать, но умеет и думать.
Кот: Разделите слова пословицы на две группы.
мало читать
надо уметь
думать
Учитель: Ребята, для чего нужен мягкий знак? Какую работу он выполняет?
Дети: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков.
Учитель: Сформулируйте цель урока.
Дети начинают, Кот дополняет.
Повторить…все, что знаете о букве мягкий знак.
Учиться находить…мягкий знак в словах.
Учиться читать…слова с мягким знаком.
Кот: Желаю вам удачи. До встречи в сказках.
Звучит музыка. Кот уходит. Входит мудрец.
Основная часть.
Мудрец читает отрывок из сказки («Сказка о золотом петушке»).
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон.
Учитель: Из какого произведения эти строки?
Мудрец: Я написал вам, ребята, слова для чтения, а Петушок пошутил и подписал в словах мягкий знак.
Мои слова исчезли и появились новые. Прочитайте их и догадайтесь, какие были слова:
уголь – угол
ел – ель
шесть - шест
(Данные слова напечатаны на карточках и дети подчеркивают нужные слова).
Учитель: Уважаемый Мудрец, помоги нам, пожалуйста, разобраться, чем отличаются слова.
Мудрец: В моих словах согласный на конце слова твердый, а в словах Петушка – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается мягким знаком.
Учитель: Чем еще отличаются слова?
Дети: Они отличаются значением. Например, шесть – это цифра, а шест – палка.
Вывод: Мягкий знак после согласного меняет значение слова.
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки «Сказка о золотом петушке», подчеркните слова с мягким знаком.
(Отрывок напечатан и лежит на парте).
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Дети читают самостоятельно и находят слово царь.
Учитель: Определите количество звуков и букв в этом слове. А ты, Мудрец, составь схему этого слова.
Проверьте, а прав ли оказался Мудрец при составлении схемы.
Учитель: Почему, букв в слове больше, чем звуков?
Дети: Потому, что буква мягкий знак звука не обозначает.
Учитель: Спасибо тебе, Мудрец, за интересное задание, за умные речи.
Вывод: Какое задание выполняли с мудрецом?
Звучит музыка. Мудрец уходит. Входит Царица.
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Учитель: Из какой сказки эти строчки? («Сказка о мертвой царевне…»)
Царица: Предлагаю такую игру: «Спрячь мягкий знак в середину слова».
Слайд.
Дети читают пары слов «цепочкой»:
день – деньки
окунь – окуньки
уголь - угольки
Вывод: Чему учились? Учились образовывать новые слова.
Царица: Загляну я в зеркальце еще разок. Кто это плывет к нам на красивом корабле?
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель: Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Из какой сказки эти строки? «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Ой, вы гости – господа! Причальте свой кораблик к нужным словам. (У детей рисунки кораблей, на которых написан мягкий знак).
На экране написаны слова и такие же слова на карточках перед детьми на парте.
Царевна Лебед_, княз Гвидон, цар Салтан.
Дети вставляют мягкий знак, объясняя свой выбор. Повторяется правило обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.
Вывод: Чему учились? Находили место мягкого знака в словах.
5. Сцена «Царевна Лебедь».
Слайд. Дети все вместе читают отрывок из сказки.
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальний;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
В центр класса медленно, плавно входит Лебедь.
Я слышала, что вы умеете не только читать, но и думать.
В моих ответах обязательно должен быть мягкий знак.
- В какое насекомое я превращала князя Гвидона?
(Шмель).
- Под каким деревом белка пела песенки?
(Ель).
Учитель поясняет, как проверить правильность ответа: в слове должен быть мягкий знак.
6. Сцена из сказки «О попе и о работнике его Балде».
Дети инсценируют начало сказки.
Жил – был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по бару
Посмотреть кой – какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи – ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье.
Учитель: Ребята, вы узнали сказку?
Герои сказки предлагают вам подобрать слова к моделям:
- ь - ль - ень
- ь - ль - ень
- ь - ль - ень
Учитель: За что был наказан поп?
Дети: Поп был наказан за жадность.
Учитель: В какой сказке героиня тоже наказана за жадность?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель: Прочитайте отрывок из этой сказки.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Учитель: Герой сказки – старик предлагает нам решить кроссворд «Доскажи словечко».
Дети решают кроссворд, в котором ключевое слово Пушкин.
1. А сама – то величава, выступает, будто …(пава).
2. Ой Вы, гости - господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете …(чудо).
3. Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери полный оброк,
Между тем там приготовят …(мешок).
4. А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал тебе …(поклон).
5. Коли красная девица,
Будь нам милая …(сестрица).
6. Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и …(сон)
1
2
3
4
5
6
7. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Чему посвящен наш урок?
Дети: Доброй и мудрой пушкинской сказке.
Учитель: Почему «добрая»? (Добро побеждает).
Почему «мудрая»? (Учит многому).
«Сказка – ложь, да в ней намек…»
Учитель: К нам на урок приходили герои сказок А.С.Пушкина и приносили нам задания. Что общего было во всех заданиях? Чему мы учились, выполняя их? Что мы должны помнить о букве мягкий знак?