Тема. Нравственные испытания героя рассказа Ю.А.Яковлева
«Полосатая палка».
Цель: - на примере прочитанного материала проследить эволюцию развития образа героя;
- обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;
- развитие умения определять тему и идею произведения;
- воспитывать ответственность за свои поступки.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс» (авторЭ.Э.Кац)
Компьютерная презентация
Цветные листочки,А-4
Используемые технологии: работа в парах ,групповая работа, индивидуальная, словарная работа, структуры сингапурского метода.
проблемное обучение
Ход урока:
I.Эмоциональный настрой. ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН
- приветствие гостей
- приветствие друг друга
-Встаньте, пожалуйста:
А) кто любит солнце
Б) у кого есть верный друг
В) кто родился весной
Г) кто добрый
Д кто хочет познакомить с планом рассказа Ю.Яковлева «Полосатая палка.»
II. Проверка дом. задания.
Знакомство с планом к рассказу. 1-2 учеников . Обсуждение планов.
1.Знакомство с Мишкой
2.Встреча с бабушкой
3.Как Мишка отнял палку у слепого
4Решение избавиться от палки.
5 Возвращение на перекрёсток.
6 Поиски слепого.
7.Ещё есть надежда
III?Постановка учебной задачи.
Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ?
Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.» 2слайд
Постановка проблемного вопроса. Что хочет он сказать этими словами?
- Искать слепого
- Отдать палку
- Совершать больше добрых поступков
- Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?
IV.Основной этап урока. Комплексное применение знаний.
1.Составление характеристики героя.
- Откроем учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя в начале рассказа.
- ) найдите глаголы, описывающие действия Миши. А какие слова называются глаголами?3 слайд
-Перед вами лежат листочки бумаги. ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН. Сейчас каждый из вас за одну минуту подберёт имена прилагательные для характеристики главного героя. Время пошло. Время вышло. Обсудите свои ответы в команде. Отвечает ученик под номером 1 стол №1. Под номером 2стол №2. Под номером4, стол№4. под номером 3, стол №3
Слайд4
- наглого
- равнодушного
- грубого
- безответственного мальчика
- Задумывался ли он над своими поступками?
- В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)
- - Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.
* возмущение * восхищение
* равнодушие * неловкость
* уважение * радость
* обиду * доброжелательность
* чувство бессилия * недовольство.
- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?
Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.
Я предлагаю вам выбрать,листочек того цвета которым можно обозначить нашего героя.
- Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)
Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.
2Наблюдение над эволюцией характера героя.
А)На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?
Б) На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали части, выберите пункт плана , где есть ответ на вопрос: в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим более человечным?
1.Знакомство с Мишкой
2.Встреча с бабушкой
3.Как Мишка отнял палку у слепого
4Решение избавиться от палки.
5 Возвращение на перекрёсток.
6 Поиски слепого.
7.Ещё есть надежда
В)Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.
(Чтение отрывка по ролям)стр.112-113
(Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание им овладело раскаяние)
-Г) МИКС ПЭА ШЭА – Что такое раскаяние? Слайд6
(Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа.)
3.. Анализ действий и чувств героя. Чтение эпизодов.
Дома вы по группам подготовили для чтения эпизоды , раскрывающие действия и чувства героя
А.)Желание избавиться- что чувствует Миша? О ком он думает?
Б)Решил вернуться на перекрёсток- Окончательно рассорился сам с собой_ как вы это понимаете?
В) Весть о наезде- почему похолодел Миша?
Г) Решение искать слепого -о ком думает Миша?
Д) Кому выдают палки- что мучает Мишу?
4. Работа над понятиями «стыд» и «совесть».
- Чем похожи чем отличаются эти два понятия? Слайд7
- Что такое совесть? Слайд 8
5. Работа над главной мыслью рассказа.
Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу:Слайд9
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Стыд не дым, а глаза ест.
V.Первичное закрепление.
Выберите листочек для характеристики Миши. Почему?
- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?
-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?
(С тех, с которых мы начали урок.)
VI.Вторичное закрепление. Слайд10
-Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)
- Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)
- Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)
Д/З -Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю.
Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Оценки за урок …
VII. Итог урока.
-А)Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?
(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)
-Б)О чем заставил нас задуматься этот рассказ?
Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.
Какие ещё рассказы на тему стыд и совесть мы читали с вами?
В) А совестливый человек каким должен быть? Слайд11
Г) Слово учителя о всероссийском обществе слепых.Слайды12-17.
VIII.Рефлексия Ребята вы активно участвовали на уроке. А теперь оцените свои знания , выбрав цветные листочки. К-5, Ж-4, С-3.
Спасибо за урок, до свидания.