kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок пятый в разделе «Внутренний мир автора  и  героя произведения». Такие уроки нравственной направленности очень важны и актуальны на сегодняшний день, когда дети получают множество отрицательной информации, когда они видят жестокость в окружающем мире. Наша задача - переключить их внимание на непреходящие ценности: любовь, красоту, верность и стараться воспитывать в них самих эти чувства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка».»

Методический конструктор учебного занятия.

Учитель: Мешкова Наталья Олеговна

Название УМК - развивающая система обучения Л.В. Занкова.

Предмет – литературное чтение.

Класс: 2класс

Тема: Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок пятый в разделе «Внутренний мир автора и героя произведения». Такие уроки нравственной направленности очень важны и актуальны на сегодняшний день, когда дети получают множество отрицательной информации, когда они видят жестокость в окружающем мире. Наша задача - переключить их внимание на непреходящие ценности: любовь, красоту, верность и стараться воспитывать в них самих эти чувства.


Тип урока: ОНЗ

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознать сущность поведения героев; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в парах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.

Планируемые результаты

Предметные:

отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, презентация, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка», тесты для проверки домашнего задания, картинки с изображением клеток, прозрачная пленка, белые листы бумаги формат А4, маркеры, аудиозапись песни «Дорогою добра»


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Добрый день! Сегодня к нам на урок пришли гости. Попрошу вас быть собранными, внимательными и активными. Садитесь.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Цель:

-подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать

фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


Прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

-Как понимаете эти слова? (Твое сердце его требует. Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.

- Кто автор этих строк? (Л.Н.Толстой)

- Что вы уже знаете об этом писателе?

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

- С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)

Проверка домашнего задания

- А насколько внимательно мы изучили произведение, сейчас проверим. У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Почему у отца было в руках ружье?

а) собирался наблюдать за морем

б) собирался покормить обезьяну.

в) собирался охотиться

2. Что сделал капитан?

а) прыгнул за борт

б) выстрелил в воздух

в) выстрелил в мальчика

г) выстрелил в обезьяну

3. Что закричал капитан?

а) «Помогите!»

б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

в) «Стой на месте!»

г) «Назад!»

4. Что сделал мальчик?

а) ухватился за канат

б) ухватился за край паруса

в) прыгнул в воду

г) повис на перекладине

5. Что сделали матросы?

а) полезли на мачту

б) натянули под мачтой полотно

в) прыгнули в воду

г) тоже стали стрелять

6. Как спасли мальчика?

а) вытащили из воды и откачали

б) поймали на натянутое полотно

в) сняли с мачты

7.Что после этого сделал капитан?

а) убежал к себе в каюту и заплакал

б) упал на палубу, заплакал

в) отнес мальчика в каюту.

8. Темой произведения является?

а) преодоление страха

б) желание поймать обезьяну

в) смелость отца


- Проверьте себя по "ключу" и оцените себя. (1-в, 2-б, 3-б, 4-в,5-в, 6-а, 7-а,8-а)


-Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.

-В чем причина ошибок?


Пробное действие.

- Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Правила работы в паре (повторить).

Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ.

Обсудите в парах, что вы нарисовали (обсуждают);

- Если вы увидите подобный вариант, руку поднимать не нужно.

(каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки)

– На доске появляются рисунки:

клетка для птиц или зверей.

шахматная клетка.

ткань в клетку.

клетка (тетрадная)

Дополняет учитель своими рисунками:

лестничная клетка.

грудная клетка.

клетка живого организма.


- Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно? (Многозначное)

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Мнения детей разделились.

Положительные характеристики

Без клетки не мог бы существовать организм

Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали

Перевозить кошек

Чтобы не падать на лестнице

Скатерть в клетку красивее

Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки

Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя) и т.д.

Отрицательные характеристики

Браконьеры ловят зверей в клетках

Жестоко в клетках держать животных

Птица разучится летать в клетке

Клетка отделяет от своего родного дома

Животным лучше на воле, чем в клетке и т.д.

- Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.

Читают афоризм и

объясняют значение афоризма.







Вспоминают запомнившиеся факты из биографии автора.






«Прыжок»












Выполняют тестовые задания






























Самопроверка










Работа в парах.


Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного действия)






















































III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

- Экзюпери сказал: «Мы в ответе, за тех, кого приручили». Человек должен нести ответственность. Помните это!

Во многих городах нашей страны созданы “Общества защиты животных». Также, существует Всемирное общество защиты животных, центр которого находится в городе Лондон. Именно в этом городе произошла история, которую услышал Л.Н. от одного из моряков. Писатель не остался к ней равнодушным и написал об этом рассказ «Лев и собачка».

(слайд «Лев и собачка» (быль).)

- О чем говорит название? О ком будет идти речь?

– Прочитайте слово под заголовком.

– Что означает слово «быль»?

- Из какого источника сможем узнать точное лексическое значение этого слова? Работа со словарем Ожегова. ( БЫЛЬ- то, что было; рассказ о действительном происшествии)










Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.


быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.


Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.


Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Регулятивные:

высказывать свое предположение.

IV. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Цель:

-постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Какую главную учебную задачу мы ставим перед собой?


1.Познакомимся с былью Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

2.Будем учиться выражать личное отношение к прочитанному и услышанному.

3.Постараемся понять, позицию какого героя поддерживает автор.


Формулируют задачи урока.







Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

-построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще








- Кто из вас был в зоопарке и видел льва? Что вы о нём можете рассказать?

( появляется картинка)

Рассказы детей:

(1)Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 200 кг.

(2) Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы.

(3)Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание.

(4) Львы в дикой природе живут до 15 лет.

- Что можете сказать о собачке?

( на доске картинка)

- Обратите внимание на лексическое значение слова СОБАЧКА. Какая она? (маленькая)

– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (Нет)

- Как вы думаете, а что будет, если они окажутся вместе в замкнутом пространстве, в клетке? (поместить животных в клетки)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.


Словарная работа.

- Перед тем как вы прослушаете рассказ, поработаем над малознакомыми словами и раскроем их значение.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Засовы – большие дверные задвижки.

Издохла – умерла.


Первичное восприятие. Прослушивание записи рассказа (аудиозапись)

Примите позу слушателя, будьте внимательны.



Отвечают на вопрос




рассказы учеников.












Выполняют задания, отвечают на вопросы.













Определяют совместно

с учителем толкование слов.










Внимательно слушают.


Познавательные:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Личностные: развитие готовности к сотрудничеству;


Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.













VI. Первичное закрепление.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

- Какие чувства у вас возникли, при прослушивании этой были? В какие моменты?

Выберите из списка и подчеркните. (у каждого на парте лист)

Горечь Тоска

Печаль Грусть

Радость Восхищение

Удивление Разочарование

Гнев Злость


– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?


ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А потом назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.


Делятся своими впечатлениями




Подчеркивают слова



Высказывают свое мнение.







Выпрямиться

Ходьба на месте.

Встать на носки, потянуться

Прогнуться назад, руки за голову.

Присесть.

Выпрямиться и сесть.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме.












VII. Продолжение работы над темой.

Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действия;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать усвоение учениками способа действий с проговаривание во внешней речи;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.




Откройте учебники на стр.79

- Прочитайте начало рассказа?

- Что автор хотел нам показать?

(Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу).

-Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?

(Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, жестоки, а лев и собачка добрые).

- Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? (злость, гнев)

- Что чувствует собачка в этот момент? ТРЕВОГА

Прочитайте.

-Почему же лев не растерзал её?

- Что его удивило?

(Она понравилась ему. Ему стало её жаль. Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

- В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке?

- О каком же чувстве мы говорим? ЗАБОТА

- Чему учит нас этот момент в рассказе?

- Что произошло вечером?

- Как можно одним словом сказать, когда кто–то полагается на кого–то? ДОВЕРИЕ.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- К какому моменту рассказа она относится?
( Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку).

- Как выглядят животные?
    ( Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.)

– Какой бы заголовок вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

- В какое чувство переросли взаимоотношения собачки и льва? ДРУЖБА

- Что произошло дальше?

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? ТОСКА, ПЕЧАЛЬ.

- Как вёл себя лев, когда понял, что собачка умерла.

-Почему он стал себя так вести? (Он почувствовал безысходность, не знает как вернуть друга, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.)

-Какие действия предпринимает хозяин?

(Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку).

- Почему лев не принял другую собачку? (чувствует боль утраты, потери друга, остался верен своему другу!)

- О каком качестве говориться в этом эпизоде? ПРЕДАННОСТЬ

(Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.)

-Чему учит нас этот момент?

-Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.

- Почему лев умер?

(Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.)

- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они всё понимают, чувствуют, переживают, они могут быть внимательными, заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются чувствительнее, добрее и преданнее нас!




Работа с текстом.










Называют слова, характеризующие чувства.










Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.



Познавательные:

согласованность усилий по достижению общей цели.



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Личностные: умение контролировать свою деятельность, адекватно принимать оценку взрослого и сверстников.


VIII. Включение в систему нового знания и повторения.


Цель:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- доведения его до уровня автоматизированного навыка;

- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;


повторить учебное содержание,


необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.


Сейчас давайте поработаем в парах.

Одним парам предстоит составить синквейн про льва, другим про собачку.

Синквейн (собачка)

Название (1сущ.)собачка____________________

Описание (3 прил.) _маленькая, ласковая, беззащитная ____________

Действия (3 глагола) _прижалась, вскочила, заболела ___________

Чувства (фраза из 3-х слов)_Собачка понравилась льву._________

Суть (существ.)_дружба___________

Синквейн (лев)

Название (1сущ.ное)лев_______________

Описание (3 прил.- ных) _сильный, верный, заботливый____________

Действия (3 глагола) понюхал, играл, тосковал_________

Чувства (фраза из 3-х слов).Лев полюбил собачку.________________________

Суть (существ.)_верность_________

Чтение составленных синквейнов


Работа в парах.












Внимательно слушают одноклассников.


Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

делать выводы в результате совместной работы в классе;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные :

оформлять свои мысли в письменной форме.

развивать умение работать в паре.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.

Личностные результаты: развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества

На примере рассказа "Лев и собачка" хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И в поведение - льва это урок людям.

-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? (активно, дружно)

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…


Делают выводы и обобщения.








Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Познавательные: умение структуировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.





X. Домашнее задание

(2 мин)

Цель:

- организовать выполнение д/з.


Дома я предлагаю вам стать писателями. Каждый из вас будет соавтором одной книги о доброте, которую мы создадим в классе. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий:

  1. Выписать из толкового словаря значение слова “ДОБРО”. Украсить рисунком.

  2. Выписать пословицы и поговорки о доброте.

  3. Выписать стихотворения о доброте.

  4. Выписать высказывания великих людей о доброте.

  5. Придумать свои произведения на тему «Добро».

  6. Нарисовать «Что такое доброта?»

Или:

Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

-Чтобы наш урок не закончился на грустной ноте, а вы помнили, что «ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» , я предлагаю послушать песню, которая так и называется , «Дорогою добра»

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Автор: Мешкова Наталья Олеговна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства