I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Девиз сегодняшнего урока: Остановись. Постой. И под ноги взгляни. Живой живому удивись: Они ж тебе сродни | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Конкурс чтецов стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок». Хрюшка Нюша мышку Машу Пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше Принесла кусочек груши | Читают наизусть. Работают со скороговоркой | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | 1. Разгадывание ребуса. 2. Рассказ учителя об утке чирке-свистунке | – Отгадайте ребус. – О ком будет наш рассказ? – Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке-свистунке. Чирок-свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится вертикально | – Утка. Принимают и сохраняют учебную за- дачу. Внимательно слу- шают | Фронтальная, индивидуальная |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учителя о М. Пришвине. 2. Словарная работа. 3. Чтение рассказа учителем | См. ресурсный материал. В обход деревни – обходя стороной, не заходя в деревню. Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км. Вода спáла – меньше стало воды. Кузница – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей. Зашвыряли – закидали. Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения; отдыхающее поле. Места открытые для глаз человека – видно кругом далеко | Слушают учителя. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Работа со словарной статьей |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа с произведением. 2. Работа с иллюстрацией (с. 134). 3. Выборочное чтение. 4. Работа с пословицами (с. 134) | Деление на части. 1-я часть. – Куда решила перевести уточка своих утят? – Какой был путь к озеру? Почему? – Как можно озаглавить эту часть? 2-я часть. – Кто увидел утиную семью? – Как ребята отнеслись к утятам ? – Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов? – Кто подошёл к ребятам? – Как рассказчик отнёсся к поступку ребят? – Что рассказчик потребовал от них? – Что вы можете сказать о ребятах? Какие они? – Как бы вы озаглавили эту часть? 3-я часть. – Как ребята отнеслись к требованию автора? – Чем рассказчик рассмешил ребят? – Каким вы его представили? – Как мы назовём эту часть? – Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо? Почему? – Как бы вы поступили? – Выберите к этому рисунку подходящее название: Встреча с ребятами. Прощание с утятами. Дорога к озеру. – Расположите название каждой части по порядку. – В какой части рассказа говорится о том, как изменялось озеро с наступлением весны? Найдите и зачитайте эти строчки. – Найдите и зачитайте строчки, в которых говорится, как вела себя уточка, когда дети отпустили птенцов. – Объясните значение каждой пословицы | Читают текст по очереди, учитель останавливает детей в конце каждой части. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Объясняют значения пословиц | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение информации из иллюстраций, текстов; выявление сущности, особенности объектов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; владеют логическими действиями. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника. Личностные: оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений. Беседа. Выставление оценок | – Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня? Кто написал этот рассказ? – С какой целью написал М. Пришвин этот рассказ? – Над чем этот урок вас заставил задуматься? – Как вы понимаете слова: «Будь природе другом!» | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Пересказ прочитанного произведения, вопросы, с. 138 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |