kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционный публичный урок "Дорогами Вятских сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционный публичный урок "Дорогами Вятских сказок", посвящённый дню русского языка, который проходит 21 февраля. Урок - театрализация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный публичный урок "Дорогами Вятских сказок"»

Публичный урок

«Дорогами Вятских сказок»

Целью данного урока является развитие интереса взрослых и детей к вятскому фольклору, пропаганда чтения и книжной культуры.

Публичный урок представлен в форме урока - театрализации.

Тип урока: изучение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных ранее.

В ходе данного образовательного события учителем создаются условия для формирования у обучающихся следующей группы универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: осознание этнической принадлежности и культурной идентичности; развитие познавательных интересов, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение давать точные, развёрнутые ответы на вопросы;

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.


Оборудование для учителя:

- Книги с вятскими сказками, - буклеты, - презентация, - песни о Вятке, мультфильм о Вятке.

Оборудование для участников:

- Элементы костюмов для инсценировки, карточки с вятскими диалектизмами, шифровка, ребусы, тексты сказок.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Основные понятия и термины урока: вятские, фольклор, темнаться, полати, лучина, вятские диалектизмы.

Дети рассаживаются в три группы.







Ход урока.

- Организационный момент. Слайд 1.

Настрой на урок:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей. Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Сядьте ровно, ножки вместе.

Руки положи на стол.

Будем мы читать, писать, трудиться,

Чтоб успеха всем добиться.

Нам, друзья, нельзя лениться,

так как, мы – ученики.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Публичный, нетрадиционный урок русского языка.


- Здравствуйте, ребята и наши гости!

- Дети, а какой день в России отмечали вчера, 21 февраля?

= 21 февраля в России отмечали – Международный день русского языка.

Правильно, 21 февраля в России отмечали – Международный день русского языка, на котором говорят примерно сто сорок два миллиона человек. Русский язык – очень красивый, но в тоже время очень сложный. На протяжении всей жизни мы открываем секреты родного языка. Это одновременно и наша культура, и образ мыслей. Этот день был учреждён, чтобы способствовать признанию родного языка, его языкового и культурного многообразия. У нас стало традицией проводить в этот день публичные уроки, на которых присутствуют гости. Кто помнит тему прошлого урока? («От двух до пяти»).

  1. Формулирование темы урока

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, надо выполнить задание:

*отгадайте слово, расшифровав ребус. (Приложение 1) Слайд 2.

Трём группам раздаются три ребуса. Приглашаю от каждой команды по одному человеку.

1 команда – Кристина, Валера, Аня.

2 команда – Юля, Лариса, Игорь

3команда – Антон, Лиза, Владик.

- У команд получаются слова: дорогами, Вятских, сказок.

- Прикрепите свои слова-отгадки на доску.


- Используя слова – отгадки, назовите тему нашего урока.

= («ДОРОГАМИ ВЯТСКИХ СКАЗОК») Слайд 3.

- Дети, а на каких уроках мы знакомимся со сказками?

2. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, а какие учебные цели стоят перед нами сегодня на уроке? Назовите эти учебные цели ? Слайд 4-5.

  1. Познакомиться с вятским фольклором. Почему именно с вятским фольклором? (Именно с вятским потому, что мы живём на вятской земле, мы вятские люди) и узнать, что же является древним кладом Вятского фольклора.

  2. Будем развивать интерес взрослых и детей к вятскому фольклору.

  3. Вести пропаганду чтения и книжной культуры.

- А для чего это нужно изучать?

  • = Фольклор учит детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние. Благодаря изучению фольклора, родного языка, дети лучше понимают житейские ситуации, откликаются на юмор.

  • Приобщение к фольклору, его выразительность дают возможность раскрыть для детей сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности, т.е. ввести детей в общемировую культуру, в истоках которой всегда есть народное творчество. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня, прибаутка или народная игра – видны эпоха, быт, национальный колорит. Эти малые фольклорные формы, входя в жизнь детей, несут знания, культурные традиции округа – все это, несомненно, воспитывает вкус.

  • В фольклоре можно найти всё для всестороннего развития детей. Он образен, и потому развивает ребёнка духовно и эмоционально, будит в нём воображение, чувство красоты и гармонии, несёт в себе жизнерадостность. Фольклор, как экология души способен решить многие воспитательные задачи, он открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания наших корней – любви и привязанности к маме, родному дому, к родному краю.

- А что же такое фольклор? (Фольклор – это? Фольклор - 1. Устное народное творчество.
2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.


- Назовите какие жанры устного народного творчества вы знаете? Слайд 6.

- таблицы 2 штуки (малые жанры фольклора и фольклор народов России).

= пословицы, потешки, загадки, былины, сказки, скороговорки, считалки, песни.

- Прослушивание и исполнение песни Александра Балыбердина «Я бродил по старой Вятке» 3 класс.

- Вот мы с вами прослушали и исполнили один из жанров УНТ.


- Вятский край - удивительное царство. Нам предстоит путешествие по непроезжим дорогам, непроходимым болотам, дремучим лесам, таинственным холмам и сказочная экскурсия по городу Кирову. Возможно, нам посчастливится отыскать древний клад. К концу урока вы должны открыть этот клад для себя.

- Просмотр фильма сказочная экскурсия по г. Кирову.

- Дети, кто из вас был в этом замечательном городе, в центре нашей области. Поднимите руку.

Записываем число. Тему урока. (Напомнить о посадке, наклоне тетради).

- В этом удивительном краю жили и живут замечательные люди:

Сердечные, толковые, хваткие. Подберите группы синонимов к данным словам и прикрепите карточки со словами магнитами на доску.

1 группа синонимы к слову – сердечные

2 группа синонимы к слову - толковые

3 группа синонимы к слову - хваткие

- По пять синонимов у каждой группы.

(Вспомните, что такое синонимы?) Слайд 7.

= Это слова с одинаковым значением, близкие по значению. Слайд 8.

Сердечные - …доброжелательные, душевные….

Толковые - …сообразительные, смекалистые….

Хваткие - ….сноровистые, умелые….

Запишите в тетради синонимы своей группы –

2 класс – три любых слова – синонима

3 класс – все пять синонимов.

- Какие бы характеристики дали вы вятским людям. (По одному примеру от каждой группы)

= Доброжелательные, смекалистые, умелые.

- Издавна Вятский край населяли разные народности. Расшифруйте названия народностей Вятского края. Слайд 9.

Каждая группа расшифровывает по два слова (марийцы, удмурты, татары, русские, булгары, коми). (Приложение 2). Слайд 10.

- (Раздать карточки с алфавитом).

(Прикрепить расшифрованные слова на доску. Каждая группа по два слова.)

- Запись в тетради – слова соседней группы.


- Чем занимались наши предки? (земледелием, охотой, рыболовством, разными ремёслами). Слайд 11.

= (Карточки с ответами найти на столе и прикрепить к доске.)

3. Знакомство с вятскими сказками

- Но немыслим был крестьянский быт без сказок. Почему?

Каждая группа предлагает свой ответ.

- Просмотр мультфильма «Про то как Вятский квас царя спас».

Кому приходилось пробовать этот удивительный напиток.

Поднимите руку.


- Детские сказки имели большое значение. Они знакомили детей с новым кругом предметов и явлений, учили детей уму-разуму. Сказителями на Вятке были бывалые мужики, бобыли – старички, вдовы – старушки.


В класс входит ребёнок в костюме деда.

Бобыль: (Антон) Да, помню времена. Прибегут детишки в избу, усядутся по лавкам и просят, расскажи-ка деда сказку. А для сказок-то был особый час. Как начнёт темнаться, так все ложились на полати. Потом лучину зажигали да слушали…

- Ребята, а что означают слова: темнаться, полати, лучина? (ответы детей).

Все ли значения слов вам понятны? Давайте прочитаем значения слов на слайде (12). И запишем по одному слову в тетради

ТЕМНАТЬСЯ = Лишенный света; погруженный Слайд 12.
во тьму. Темное помещение. На улице темно.

ПОЛАТИ= В избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной. - (Есть ли у ваших бабушек, дедушек полати ?)

ЛУЧИНА = 1) Тонкая щепка сухого дерева.
2) Такая щепка, укреплявшаяся в
светце и освещавшая избу в старину.

1 группа пишет значение последнего словалучина.

2 группа пишет значение первого слова – темнаться.

3 группа пишет значение среднего слова – полати.

- А знаете ли вы героев Вятских сказок?

Вбегает девочка в костюме Алёнушки.(Аня).

Алёнушка: Деда, а деда!

Бобыль: Слышу голос Алёнушки. Иди, внучка, к нам, познакомься с гостями нашими.

Алёнушка: Давай познакомим, деда, гостей дорогих со сказками, что слушали их прадедушки прабабушки. Ведь сказка для того и сказывается, чтобы её слушать. Но сначала, деда, давай проверим, знают ли наши гости слова вятские. (Алёнушка из корзинки достаёт и раздаёт карточки с вятскими диалектизмами каждой группе и гостям).

А вы разгадывайте свои слова и одновременно слушайте.

Диалекты и литературный язык

В каждой школе России дети изучают русский литературный язык. Литературный, или стандартный, — это язык повседневного общения, письменности, науки, культуры, художественной литературы, официально-деловых документов, школьного образования. Его отличительная черта — нормированностъ, т. е. наличие правил, соблюдать которые обязаны все члены общества. Эти правила закреплены в словарях современного русского языка и грамматических справочниках. Однако не литературный язык является языком повседневного общения для немалой части жителей России. Таким зыком для них является говор.

Говор, или диалект, — самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители нескольких близлежащих деревень или даже одной деревни. В говорах, как и в литературном языке, действуют свои законы. Каждый говорящий на диалекте знает, как можно сказать, а как нельзя. Слайд 13.

баско (красиво)

имЯ – они; имЯм - им

гликось (посмотри)

крысать (чесать)

больно (слишком, чересчур)

накулькала (сделала плохо)

валандаться (делать что-то медленно)

мака (ласковое обращение к ребёнку)

веньгать (хныкать, жаловаться)

надысь (позавчера)

деется (происходит)

узги (край или угол)

дековаться (придуриваться, играть)

шемела (непоседа, егоза)

дотункать (додуматься)

ярушник (домашний круглый хлеб)

ятистый (яркий, нарядный, цветной)

худой (дырявый, плохой)

дребалызнуть (ударить сильно)

путящий (хороший)

заступ (лопата)

беспутый (плохой)

изнахратить (испортить)

полоротый (невнимательный)

толы (глаза)

сбарабать (быстро что-то схватить)

В группах обсуждают и называют значение слов. (Проверка).

- А в нашей местности какие диалекты используют в речи? Кто знает приведите примеры. – давеча (вчера), голбич(подполье) и т. д

А вот некоторые из данных слов употребляются ли в нашей местности?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

Сказочная зарядка
(Построение.)
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И, зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:

— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдыхать!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)



4.Творческая работа

Бобыль: Слова вятские узнали, можно и сказки сказывать.

Жил-был царь Дадон,

У него был большой дом,

Подле дома росла берёза,

На берёзе висела мочала…

Дёрни мочалу –

И опять сказка сначала!

Жил-был царь Дадон…


- А сейчас предлагаем выполнить задание в группах. Прочитайте сказку. дайте краткую аннотацию к ней и инсценируйте сказку.

По группам читают сказки: «Как солдат рябчиков теребил», «Петухан Курыханович», «Как мороз дровосека заморозил». (Приложение 3). Слайд 14.


Распределите роли. Подготовьте инсценировку. На выполнение задания вам отводится 5 минут. Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый» ) — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Слайд 15.

Как писать аннотацию к сказке (памятка) – раздать группам

Чтобы написать аннотацию, которая заинтересует читателей, нужно учитывать особенности, которые в ней должны присутствовать:

  • Краткое содержание сказки, но без отображения всех событий.

  • Объем аннотации не должен превышать половины страницы, иначе ее не прочитают до конца.

  • Аннотация должны привлекать и интриговать читателей. В нашем случае нужно помнить о том, что аудитория, которая предпочитает сказки, - это дети, поэтому составляйте краткое содержание в добром ключе, без упоминания слишком плохих событий и героев. Помните, что в подсознании детей добро всегда побеждает зло.

  • Обязательно укажите место, где развиваются события сказки.

  • Выделите сильные стороны произведения. Опишите основной конфликт.

  • Обязательно напишите несколько слов о главном герое произведения. Укажите, чем он интересен, какова его миссия.

  • Когда вы опишете цель главного героя, кратко поведайте о главных преградах на его пути.

  • Укажите, почему главный герой берется за решение проблемной ситуации.

  • В конце сделайте акцент на интересных моментах и особенностях сказки, которые добавят интриги и завлекут читателей.

Помните, что вы как автор аннотации должны четко понимать, какие моменты следует выделить и раскрыть, а какие сохранить втайне, лишь немного намекнув на развязку событий. В итоге у вас должно получиться несколько предложений, в которых должно поместиться изложение сказочных событий, а также портрет главного героя. Отфильтруйте текст, вычеркните из него лишние, пустые фразы, синонимы и ничего не значащие вводные слова. Пишите строго по сути. Если сказка должна быть богата на эпитеты и красочные элементы, то аннотация должна обязательно информировать читателя и обещать наличие этих элементов.

= Мы прочитали сказку….. Она о том, как …..

  1. Мы прочитали сказку «Как солдат рябчиков теребил».

Она о том, как солдат после длительной службы получил отпуск. А как это он сделал, смотрите сами.


  1. Мы прочитали сказку «Петухан Курыханович».

Она о том, как два солдата перехитрили жадную старуху. Как это происходило, увидите сами.


  1. Мы прочитали сказку «Как мороз дровосека морозил»

Она о том, как два мороза морозили барина и дровосека. А получилось ли это у них, судите сами.

- А какой это вид сказок? (Бытовые сатирические сказки)


Алёнушка: А захотелось ли остальным познакомиться с этими сказками?

- что интересного вы заметили?

Бобыль: Жил да был старик недалечко,

Под окном у него текла речка.

В речке – щучка да елец.

Тут и сказочке конец.

- Записать на листочках (в тетради)Какой же клад мы с вами сегодня открыли для себя? (проверка).


5.Рефлексия. Слайд 16-17.

- Наши вятские сказки - это и есть тот клад, который мы с вами сегодня открыли для себя. Мы ещё раз услышали живой русский язык, его образность и меткость, его красоту и напевность. Многие ценности той эпохи нужны нам сегодня: доброта и человечность, чистосердечный смех и живой сметливый ум вятского человека.

- Мультфильм о Вятке (из серии «Гора самоцветов»).

(Мульти-Россия. Вятский край.)


- И в наше время на Вятской земле много и мастеров-умельцев, и спортсменов-удальцов, и сказочников-затейников.

Послушайте домашнее задание (к следующему уроку – это на 2 марта)

- Домашнее задание: - познакомиться со сказками вятских писателей (Выставка книг ). – обратить внимание на неё.

- ответить на вопросы теста «Вятские сказки»

- Итог урока.

Какой сегодня был насыщенный урок.

Что мы с вами сегодня узнали?

Чему мы с вами научились?

А что вы сможете использовать на других уроках?

Что было самым интересным?

Что было самым сложным?

А что показалось вам легким?


- А чтобы узнать, чему научил вас этот урок, предлагаю всем его участникам заполнить рефлексивный листок. (Приложение 4). Слайд 18.

  • Меня удивило ______________________________________

  • Я узнал (а), что _______________________________________

  • Мне захотелось _______________________________________

  • Я понял (а), что _______________________________________

  • Если урок понравился – встали, похлопали. Слайд 19.

  • Если урок не очень понравился – встали, улыбнулись.

  • Если урок не понравился – встали, нахмурились.

Кто доволен своей работой на уроке (поднимите руку).

- Сегодня на уроке хорошо работали - Головина Анна, Нопин Антон, Сюткин Валерий, Макеров Владислав, Кырнац Юлия, Крючков Игорь….


- Клад – который мы сегодня открыли для себя – это Вятские сказки, поэтому я дарю вам всем на память по одной Вятской сказке

2 класс – это сказка «Кузнец и поп»

3 класс – это сказка «Липовая нога». Прочитайте, обязательно не пожалеете.


Скажите, выполнили мы с вами учебные цели нашего урока? Выполнили. И поэтому заканчиваем наш урок песней Александра Балыбердина «Вятка хорошеет», подпевает 2,3 классы. Спасибо всем за урок. Слайд. 20.


Можете быть свободны. Идите отдыхайте.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нетрадиционный публичный урок "Дорогами Вятских сказок"

Автор: Собенина Валентина Ивановна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства