Предлагаю вашему вниманию разработку занятия по внеурочной деятельности по направлению "Патриотическое воспитание". Тема занятия: "Необычные памятники Санкт-петербурга". Данное занятие можно провести как во 2, так и в 3 и 4 классах в зависимости от уровня подготовки детей. Форма занятия - групповая. Занятие соответствует требованиям ФГОС. Это увлекательное виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу. Занятие требует основательной подготовки. Но, исходя из своего опыта, могу сказать, что проходит оно увлекательно, интересно не только для детей, но и для учитеелй и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.7. Руководитель ОУ: _________________/Дремин Д.В./
Печать
2. Методическая разработка
Обоснование формы организации мероприятия.
Изучение родного города нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и его исследования. Поэтому в практике преподавания истории города большое место занимают экскурсии.
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Актуальность определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом.
В своей работе я представляю заочную экскурсию в рамках внеурочной деятельности по программе «Юный патриот» по «необычным» памятникам родного города, которая в будущем перерастёт в коллективное посещение (изученных па протяжении цикла занятий) достопримечательных мест.
Цели и задачи мероприятия:
Цель: Сформировать у учащихся целостное представление о достопримечательных местах родного города ( о «необычных» памятниках) через обучение самостоятельному ориентированию в городской обстановке.
Задачи:
-Актуализация полученных представлений в практической деятельности
-Включить учащихся в исследовательскую деятельность культурологического, литературоведческого, исторического характера
-Обогащать культурный и духовно-нравственный опыт участников экскурсии
-Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
-Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности
-Осуществить связь с собственным жизненным опытом учащихся
Оборудование урока
1. Эмблемы для путешественников-команд (карточки с изображениями машины, метро, речного трамвайчика)
2. Таблицы для целеполагания и результата деятельности
3.На «столе снаряжения»: фотоаппараты (3 шт.), провод соединения с компьютером, карты города, метро, рек и каналов, блокноты, ручки, карточки настроения
4.Аудиозапись (мелодия) «Чижик-Пыжик»
5.В «магазине сувениров»: фотографии памятников, открытки, книги с произведениями о героях памятников (И.С.Тургенев «Муму», Д.Свифт «Приключения Гулливера»)
6.Информация, заготовленная учителем о памятниках.
7. Бланки информационных таблиц
8.Использование проектора детьми и учителем
Форма организации
Групповая: 3 группы по 5 человек
Ход заиятия
I этап «Готовимся к отправлению»
Наш девиз: «Мы сегодня – путешественники! Вместе мы - команда!»
Учитель (далее У): Уважаемые путешественники! Я рада приветствовать вас на нашей очередной экскурсии. Итак, прошу определиться, какой способ передвижения по городу выберут ваши группы сегодня?
(участники каждой группы договариваются, как они сегодня совершат путешествие)
Варианты: 1 группа – на машине
2 группа – на метро соответственно каждая группа
3 группа – на речном трамвайчике выбирает эмблему:
машина, метро, речной трамвайчик
У: Молодцы! Сегодня мы совершим путешествие по нашему городу и познакомимся с «необычными» памятниками С-Петербурга. Как вы думаете, какие памятники можно назвать «необычными»? Что это может быть? Предположите...
У вас прекрасные, интересные идеи, но «секрет» вы раскроете чуть позже – пусть в нашем путешествии будет загадка.)
Каждая группа получила таблицу [1].
Что хотим узнать?
Для чего?
Как осуществим?
Что получилось?
1
2
3
Дети должны заполнить таблицу, тем самым определив цели своей экскурсии.
У: Ребята, вспомните ваши поездки, путешествия с классом, с родителями, с друзьями... Что на ваш взгляд является главным, чтобы поездка была яркой, незабываемой, интересной и чтобы вы с удовольствием могли поделиться своими знаниями, впечатлениями от неё со своими друзьями, одноклассниками?
(Мнения детей....)
У: Молодцы, отлично! Вы хотите, чтобы наша экскурсия была такой же незабываемой? Тогда, давайте учтём все ваши пожелания и ...пора собираться в путь!
У: Прошу группы подойти к «столу снаряжения»
здесь представлены:
- фотоаппараты (3 шт. – по количеству групп)
-карты города (3 шт.) карты адаптированы для детей
-карта рек и каналов города
-схема метро
-блокноты, ручки
-условные значки настроений [ 2] ( по 3 каждого)
Каждая группа выбирает для себя те или иные предметы, которые требуются именно ей. (определённая карта, настроение, фотоаппарат берут все)
У: Отлично! Цели определили? (да!) Всё необходимое взяли? (да!) А хорошее настроение? (да!) Тогда отправляемся!
II этап «Определяем пункт назначения»
?
На каждой карте на месте реального расположения памятника стоит своя метка [3]
У: Рассмотрите карту и проложите маршрут следования от нашей школы, отмеченной на ваших картам знаком [4] , до вашего пункта назначения. Не забудьте указать знакомые вам достопримечательные места, которые вы будете «проезжать»,
« проплывать» или «проходить».
Дети приступают к работе с картами, показывают на них фломастером путь следования до пункта назначения. При этом они фиксируют в блокноте названия улиц или станций метро или названия рек и каналов. Также не забывают о знакомых достопримечательных местах.
После окончания работы они фотографируют свой готовый маршрут, чтобы в дальнейшем вывести его на экран пректора для презентации другим группам.
Варианты маршрутов каждой группы:
1 группа, которая «ехала на машине» (цель этой группы – ул.Садовая, 94/23, это угол пл.Тургенева и Садовой улицы): От школы мы выехали на Московский проспект и поехали до Обводного канала. Далее по Лермонтовскому пр. до Садовой улицы. Повернули налево и прибыли на площадь Тургенева.
2 группа, которая «ехала на метро» (цель этой группы – Университетская набережная, СПБГУ): От школы мы доехали до Парка Победы и спустились в метро. Ехали с пересадкой: сначала доехали до станции метро Невский проспект, потом сделали пересадку и доехали до станции метро Василеостровская. Вышли из метро и по 6 и 7 линиям добрались до Университетской набережной.
3 группа, которая «плыла на речном трамвайчике» (цель этой группы – Пантелеймоновский мост): От школы мы добираемся сначала на метро до Технологического института. Потом доходим до реки Фонтанки и пересаживаемся на речной трамвайчик. Двигаемся по Фонтанке до её пересечения с Мойкой, где и находится Пантелеймоновский мост.
По окончанию работы представители групп скидывают с фотоаппарата свой маршрут на компьютер и на презентационном слайде представляют его:
-движение по маршруту с указанием основных ориентиров
-называют достопримечательные места, которые встретили по пути
У: Ребята, молодцы! Интересным ли оказался ваш путь? Чем вы занимались? Что было интересного в пути?
1 группа, которая ехала на машине: только отъехав от школы, мы увидели, что машине срочно требуется заправка. Мы заехали на заправочную станцию, залили целый бак и двинулись дальше. По пути смотрели в окно: наблюдали, видели знакомые достопримечательности, магазины, даже кафе! (со слов детей)
2 группа, которая ехала на метро: Когда мы сели в электричку метро, то сразу в вагоне нашли схему метро, посмотрели, как доехать, увидели, что строятся новые станции. Мы не забыли о правилах поведения в общественном транспорте и уступали места пожилым людям, а Артём уступил место маленькому ребёнку. (со слов детей)
3 группа, которая ехала на речном трамвайчике: Мы тоже вспомнили о правилах поведения в общественном транспорте, организованно вышли, проверили, все ли на месте. А на речном трамвайчике – мы наслаждались! Это необычный способ передвижения по городу, мы смотрели, как он красив, увидели много памятных мест. С воды город видишь в другом облике. (со слов детей)
( Описывая свой путь, дети пофантазировали, вспомнили свои поездки, что с ними происходило, самые яркие моменты и были ими озвучены в этой заочной экскурсии)
III этап «Открываем секрет. Знакомимся с необычными памятниками»
У: Наши группы прибыли в нужные пункты назначения. Пришло время узнать, что же ожидает нас в этих местах.
Итак, 1 группа прибыла на Площадь Тургенева, а именно по адресу ул.Садовая 94/23 (угол площади Тургенева и Садовой улицы)
Адрес появляется на презентационном слайде под маршрутом группы.
У: Площадь названа в честь известного вам писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Вспомните, с каким рассказом мы недавно знакомились на уроке внеклассного чтения? (рассказ Муму) Так вот именно по этому адресу расположился памятник этой знаменитой собачке.
Изображение памятника появляется на презентационном слайде под маршрутом группы.
Итак, 2 группа прибыла на Университетскую набережную, а именно по адресу Университетская наб, 11
Адрес появляется на презентационном слайде под маршрутом группы.
У: Чтобы узнать, какой необычный памятник расположился здесь, отгадайте загадку
Этот сказочный герой Прозван был за рост Горой. Не давал врагам он спуску, Флот империи Блефуску В плен сумел взять без труда. Справедливым слыл всегда. В Бробдингнеге был он крошкой, Сладить мог с гигантской кошкой. Честь, отвага, совесть, вера Помогали… (Гулливеру)
У: Молодцы! Именно этому литературному герою по данному адресу и расположился необычный памятник.
Изображение памятника появляется на презентационном слайде под маршрутом группы.
Итак, 3 группа прибыла к Пантелеймоновскому мосту – это место пересечения рек Фонтанки и Мойки.
Адрес появляется на презентационном слайде под маршрутом группы
Чтобы узнать, какой необычный памятник расположился здесь, прослушайте мелодию.
(Во время прослушивания дети подпевали: Чижик-Пыжик где ты был?...)
Молодцы! Именно Чижика-Пыжика мы можем увидеть в этом месте.
Изображение памятника появляется на презентационном слайде под маршрутом группы.
У: Ребята, как вы думаете, почему эти памятники называют «необычными»? (...)
Удавалось ли вам видеть эти памятники в городе? (немногие из детей видели только памятник Чижику-Пыжику).
А хотелось бы вам узнать о них побольше? Конкретизируйте свои цели в таблице целеполагания: [1]
Что хотим узнать?
Для чего?
Как осуществим?
Что получилось?
1
2
3
Дети конкретизируют каждую поставленную ранее цель. Например:
в начале: хотим узнать, какие «необычные» памятники есть в городе
на данном этапе: почему памятники именно этим персонажам? и т.п.
IV этап «Узнаём новое»
У: Сейчас вы поможете друг другу узнать новое и интересное об этих «необычных» памятниках.
Учитель раздаёт каждой группе информацию. Дети знакомятся с ней, обрабатывают и заполняют информационную таблицу по форме [5]:
Описание памятника
Когда, кем установлен
История создания
Связь с литературой
Интересные факты
Современность, применение
После того, как группа справилась, она подходит к «Магазину сувениров», гдепредставлены: фотографии памятников, открытки, книги с произведениями о героях памятников (И.С.Тургенев «Муму», Д.Свифт «Приключения Гулливера»).Дети для яркости своего выступления могут взять в «магазине» всё, что они считают нужным и подготовиться к выступлению.
Как происходит подготовка:
Дети, выбрав в «магазине» всё необходимое, должны снять это на фотоаппарат (имитируя действия реальной экскурсии), скинуть на компьютер, чтобы далее представить работу в виде маленькой презентации на экране.
(из опыта проведения: у детей получается 2-3слайда. Эта подготовка групп занимает 10-12 минут (группы готовятся по очереди)
V этап «Презентация работ»
Представители каждой группы по очереди презентуют работы: рассказывают о памятнике с помощью информационной таблицы, подкрепляя своё выступление презентацией, а также «рекламой» книг.
(из опыта работы: дети сами распределяют обязанности в группе: кто-то фотографирует и сбрасывает на компьютер, кто-то делает маленькую презентацию, кто-то выступает)
У: Молодцы! Спасибо вам за работу!
V этап «Подводим итоги. Возвращаемся домой»
Дети благодарят друг друга. Гости урока (учителя, родители) благодарят детей.
У: Давайте вернёмся к таблицам целеполагания: проанализируйте, что у вас получилось, а на что вы хотели бы обратить внимание.
(из опыта: дети указывают, что предполагаемый результат совпадает с конечным, у одной группы – результат оказался выше, у них получилась лучше, чем они предполагали, работа с компьютером. Все группы отметили, что хотели бы повторить такую же экскурсию)
У: Ну, что отправляемся домой? 1 группа занимает свои места в машине, 2 группа отправляется на метро, 3 группа – на речной трамвайчик. Чем будете заниматься в дороге? (слушать музыку, отдыхать, смотреть в окно) С каким настроением возвращаетесь? (с отличным, весёлым)
У: Счастливого пути! (звучит мелодия - дети приводят рабочие места в порядок)
P.S. На следующем занятии экскурсия продолжается. Дети знакомятся с другими памятниками: «Кот Елисей и кошка Василиса», «Зайчик», «Изумрудный город»
Список использованной литературы:
1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб, «Химера», 2002
4. Махинько Л.Н. История и культура Санкт-Петербурга. СПБ, Изд. Н.Ф.Куприянова, 2000
5. Шиф Л.И. Путешествие по Петербургу. СПб, 2004-2005
6. Ресурсы сети интернет.
Ссылки: [1]
Что хотим узнать?
Для чего?
Как осуществим?
Что получилось?
1
2
3
[2]
[3]
?
[4]
[5]
Описание памятника
Когда, кем установлен
История создания
Связь с литературой
Интересные факты
Современность, применение
УУД, формируемые на данном занятии:
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
Формирование у детей мотивации к обучению
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
групповая работа
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализ и интерпретация информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
Формы и методы диагностики:
1. Наблюдение за деятельностью и поведением учащихся во время мероприятия, а также при постановке целей «путешествия», обработке и интерпретации информации.
2. Представление итоговой работы за занятие (устные ответы, презентации)
Самоанализ урока
- учебная задача была принята учащимися
- цель урока совпадает с его конечным результатом
- мне (учителю) удалось занять роль равноправного члена данной «экскурсии»
- содержание урока соответствовало требованиям ФГОС
-дети учатся работать в малых группах, слушать друг друга и взаимодействовать, учатся самооценке и взаимооценке
В некоторых группах преобладает соперничество, в большинстве – сотрудничество. Это проблема лидерства.
- дети включены в учебную деятельность
Уровень сформированности её в классе находится на уровне ближе к высокому
-уровень знаний по программе для усвоения этой темы достаточный