"Необычная Красная Шапочка" Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья"
"Необычная Красная Шапочка" Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья"
Урок литературного чтения на тему "Необычная Красная Шапочка" по произведению Здуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья" - это урок знакомства с новым произведением. Он разработан на основе технологии продуктивного чтения, в разработке представлены разные виды работы с текстом, с иллюстративным материалом. Вводятся понятия театр, актер и т.д. На уроке используется большой музыкальный материал, создана презентация к уроку, задания помогают решать многие воспитательные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Необычная Красная Шапочка" Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья"»
Урок литературного чтения в 1 классе.
Дата проведения: 26.02.2015 г
Тема: «Необычная Красная Шапочка». Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
Цель: формирование навыков правильной читательской деятельности через произведение Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Задачи:
1) приобщить детей к восприятию художественных произведений как искусству слова, через введение элементов анализа текста и ознакомление с отдельными литературными понятиями;
2) развить устную речь учащихся через анализ текста и восприятия его художественных элементов;
3) привить у учащихся понимание взаимоуважения, взаимовыручки и взаимопомощи в любой возникшей ситуации.
Личностные УУД:
- эмоционально «проживать» текст выражать свои эмоции;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Регулятивные: - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выполнять различные роли – исполнителя.
Предметные: участвовать в диалоге: понимать вопрос собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения; предполагать содержание текста до чтения по его заглавию и ключевым словам; воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, соотносить автора, название героев и прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение.
Вид контроля: фронтальный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся: уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).
Тип урока: урок работы с новым произведением.
Ход урока.
Обратить внимание на гостей. Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
Актуализация знаний. Вступительная беседа.
-Какие жанры литературного творчества мы вами уже знаем? ( сказка, рассказ, стихотворение)
- Ребята, давайте с вами вспомним, как мы работаем с текстом на уроках «Литературного чтения».
СЛАЙД
Как работать с текстом на уроках «Литературного чтения»
Автор и название.
Чтение текста.
Работа с иллюстрацией.
Деление текста на части. Составление плана.
Анализ текста.
Выделить героев и дать им характеристику.
Работать с трудными словами.
4. Работа в учебнике с заглавием, иллюстрацией.
- Ребята откройте учебник на стр. 30 посмотрите на иллюстрацию и предположите, с какими героями мы сегодня будем знакомиться на страницах нашего учебника?
СЛАЙД
-Может кто – то смотрел мультипликационные фильмы об этих героях?
5. Рассказ о писателе.
- Все мультфильмы были созданы по книгам известного детского писателя Эдуарда Успенского в том числе и то произведение с которым мы сегодня будем знакомиться. (Показ книг и рассказ об авторе)
СЛАЙД (1 раз и второй)
Все вы прекрасно знаете таких героев, как Чебурашка, Крокодил Гена, Дядя Федор, Почтальон Печкин, Кот Матроскин, старуха Шапокляк... Правда?А вот знаете ли вы, кто их придумал?Эдуард Успенский. Этот известный российский писатель и автор детских книг родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевське Московской области. Известный российский писатель сказочник Эдуард Успенский. Интересно, что в школе Эдик учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И чтобы родители не ругали его за плохие оценки, он научился срезать лезвием двойки с дневника. Но на самом деле мальчик не считал, что поступает правильно, поэтому каждый понедельник он собирался взяться за ум. Но ему все время что-то мешало!И вот однажды Эдик неудачно соскочил с крыши и сломал себе ногу. Мальчика привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой.С этого времени мальчик стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.Но со временем Эдуард Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки.Кстати, пришла к нему эта идея случайно.Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории.Так и появились первые произведения этого писателя. Такие, например, как «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке» и другие.Позже Эдуард Успенский написал также пьесы «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама» и «Отпуск крокодила Гены».А в 1974 году у писателя появилась новая сказка - «Дядя Фёдор, пёс и кот».Дядя Фёдор, кот Матроскин и Пес. Главным героем этой сказки стал шестилетний мальчик, которого звали Дядя Фёдор (это прозвище он получил потому, что был очень серьезным).После того, как родители запретили мальчику оставить в доме говорящего кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома.Вместе с Матроскиным и псом по имени Шарик он поселился в деревне Простоквашино.Однажды друзья нашли клад. За эти деньги они купили трактор, который можно было заправлять супом и картошкой.Дядя Фёдор и кот МатроскинА потом… Впрочем, я не буду вам рассказывать эту историю. Вы ведь и без меня ее хорошо знаете, правда? Потому что наверняка видели замечательный мультипликационный фильм «Трое из Простоквашино».А может быть, даже и саму эту книжку читали. Да?Почтальон Печкин и корова :-)Но Эдуард Успенский написал и много других очень интересных книг для детей.Например, «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и многие-многие другие!По произведениям Успенского было снято множество интересных мультфильмов. А еще он писал пьесы и сценарии для радиопередач «Радионяня», «АБВГДейка»...Героев сказок Успенского знают во многих странах мира. Ведь его книги печатались в Финляндии, Голландии, Франции, Японии и Америке.А в Швеции даже издается детский журнал «Крокодил Гена и Чебурашка»!.
6. Формулировка темы и постановка целей урока. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Кто может сказать, над каким произведением мы сегодня с вами будем работать?
- Какими видами деятельности, опираясь на изучение предмета «Литературное чтение» будем заниматься? (читать текст, анализировать, работать с трудными словами)
- Вспомните, что объединило всех положительных героев мультфильма?
(Стараться помочь друг другу, чувство дружбы, взаимовыручки)
-Значит, что мы ещё можем для себя взять из текста?
(Как нужно уметь дружить и помогать друг другу в трудную минуту)
-Посмотрите, сегодня мы будем читать не всю книгу, а только её отрывок.
- Просмотрите весь текст, и скажите, на сколько частей он разделён?
- Прочитайте слова, выделенные чёрным жирным шрифтом, и давайте предположим, что могут обозначать эти слова?
СЛАЙД
Красная Шапочка – героиня сказки, про Красную шапочку.
- Очевидно, речь пойдёт о сказке «Красная Шапочка», которую кто – то забыл, а вы помните?
СЛАЙД с картинками
-Ой, ребята, а к нам сегодня сама Красная Шапочка пожаловала в гости.
(Вход Красной Шапочки)
СЛАЙД С ПЕСНЕЙ. ФИЗМИНУТКА.
Слова Красной Шапочки: - Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я пришла к вам с загадками, проверить как вы знаете сказку о «Кр.Шапочке» и кто её герои.
Итак, слушаем первую загадку.
В стае серый, словно тень 2.Кто любить не устаёт?
Рыщет по лесу. Лишь день Пироги для нас печёт
Тихо склонится к закату, Вкусные оладушки?
Он начнёт петь серенаду Это наша (бабушка).
Разлетится песнь как вести!- 3. В тёмном лесу
Вмиг замрёт вся жизнь на месте Среди трав и кустов
Заяц в поле не бежит- Ходит с ружьём в перекидку
Под кустом сидит, дрожит. Ловит зайчат, и лисят, и дроздов
И олень, и даже мыши. И прогоняет стаи волков.
Ночь не спят, коль с ветром слышат 4. Бабушка девочку очень любила
Долетевшую волну- Шапочку красную ей подарила
Вой протяжный на луну! Девочка имя забыла своё
Ведь в охоте знает толк А ну, подскажите имя её.
Тот певец – зубастый (волк).
Молодцы, ребята, хорошо помните героев сказки о «Кр. Шапочке», ну, а мне пора уходить, а вам я желаю плодотворной работы на уроке.
Итак, слушаем текст, следим по учебнику и думаем, какой фрагмент взят из мультфильма о «Красной Шапочке»
СЛАЙД С ПРОЧТЕНИЕМ
7. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного.
-Так какой же фрагмент взят из мультфильма?
- Сколько героев действует в 1 –ой части? (Три)
- Сколько нужно человек, чтобы прочитать эту часть по ролям? (Три.) Кто они? (Галя, Гена, рассказчик.)
- Как сначала будем читать за Галю? (Грустным тоном Галя больна и расстроена)
- Как будем читать за Гену? (Уверенно, гордо)
-Чтение детьми 1 – ой части.
-Кто пришёл на помощь Гале?
- Какую он ей предложил помощь?
-Посмотрите, как озаглавил 1 часть Петя Зайцев. Какие заголовки более точно передают содержание 1 – ой части?
СЛАЙД (1 раз и через обсуждение -второй )
Галя плачет.
Спектакль «Красная Шапочка»
Крокодил Гена будет играть внучку.
-Перейдём ко 2- ой части нашего отрывка.
ПРОЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
8.Беседа о театре.
-Где происходят события во второй части? (в театре)
СЛАЙД
- Что такое театр? (Театр – это здание, где происходят театральные представления)
- Что такое детский театр? ( Театр для детей или артисты – дети)
- Какую сцену играет Крокодил Гена в спектакле?
- Самое большое помещение театра – зрительный зал. Артисты работают для того, чтобы зрителям понравился спектакль.
- Как могут выражать свои чувства, своё отношение к спектаклю зрители? (аплодировать, кричать «Браво», молодцы).
- Что происходило в зрительном зале, когда шёл спектакль «Красная Шапочка» с участием Крокодила Гены?
СЛАЙД
- Вова Колесников озаглавил 2 часть текста. Какие заголовки более точно передают содержание?
1) Страшный спектакль.
2) Странный спектакль.
3) Гена забыл сказку.
- Почему это был странный спектакль?
- Почему Гена не смог точно сыграть свою роль? (Гена забыл слова, и волк вообще убежал со сцены)
- А кто играл роль волка? (Мальчик)
- Какое место вам понравилось больше всего?
- Как вы думаете, вышли ли на сцену охотники? Почему?
- В настоящей сказке волк был наказан. А в этой сказке? (Наказанным остался артист) Почему?
- Пригласят ли Гену ещё раз играть в этом спектакле? Почему?
СЛАЙД
- Какой он Крокодил Гена?
1) очень хороший друг;
2) талантливый актёр
3) знаток сказок;
4) не очень хороший актёр;
5) находчивый;
6) с чувством юмора;
7) увлекающая натура.
- Почему Успенский назвал этот рассказ Необычная Красная Шапочка?
- Откройте дневники, и оцените себя, а я дам общую оценку вашей работе на уроке? (Благодарю ребят)
- Ребята, мы ставили на уроке перед собой цель, достигли ли мы её? (Читали текст, анализировали его, работали с трудными словами)
8.Итог урока.
- Как вы думаете, как поступил Крокодил Гена по отношению к Гале?
- Как поступите Вы, если вашему другу будет плохо?
СЛАЙД
«Одно из важнейших свойств настоящей дружбы – есть умение предугадывать просьбы друзей» Сократ
(Заключительная песенка «Если с другом вышел в путь»)