kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной разрботки является ознакомление учащихся с загадкой, как с жанром устного народного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.»

Предмет: литературное чтение на родном языке.

Тема урока: «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.

Класс: 1

Цели урока:

  1. Ознакомить с загадкой, как с жанром устного народного творчества.

  2. Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.

  3. Развивать навыки анализа, умения делать выводы.

  4. Воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

- Посмотрите на обложки книг, изображенные на листах, которые я вам раздала. Что там нарисовано? (Разные предметы: животные, овощи, явления природы, домашние предметы.)

- Кто может прочитать название книг? 

- Где вы встречали такие слова? (Это начало загадок. Это слова из загадок.)

Правильно. Сегодня мы будем читать и отгадывать русские народные загадки. Мы узнаем, как придумывал загадки народ, будем учиться их отгадывать. И попробуем сами сочинить загадку.

3. Знакомство с книгой.

Я вам прочитаю загадки из книги «Ни окон, ни дверей». На первой странице книги написано ее название. А внизу есть еще надпись: «Ни окон, ни дверей» – русские народные сказки, загадки.

Это значит, что в книге собраны разные по жанру произведения: сказки и загадки.

- Что же объединяет эти произведения? (Это устное народное творчество русского народа.)

- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились на уроках чтения? (Мы читали сказки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, считалочки.)

А теперь вы познакомитесь с еще одним жанром – загадками.

- Что же такое загадки, как вы думаете? (Это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать.)

- Ребята, темы загадок бывают разные: о явлениях природы; о зиме; о хлебе; об овощах; о домашних животных; о видах транспорта; о лесе и т.д.

Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.

Русские народные загадки удивительно образны, поэтичны. В них вы услышите поэзию народного языка. Очень долго загадки оставались для простого народа единственным средством для развития смекалки, ума. Давайте и мы понаблюдаем за языком русских народных загадок. Поучимся их отгадывать.

(Чтение учителем загадок о животных.)

Отгадаем первую загадку. 

  • Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

Почему вы думаете, что это сова? (В загадке сказано: «Днем спит».)

Но днем спят многие хищники: тигры, насекомоядные ежи, гиены и т.д. (В загадке еще сказано:«... ночью летает».)

Летучая мышь тоже летает ночью. Может это летучая мышь? (Нет. В загадке говорится «...прохожих пугает». А сова ночью кричит, «ухает». Когда слышишь эти звуки, бывает страшно ночью в лесу.)

Значит, можно ли по одному признаку или свойству предмета отгадать его? (Нет, надо выделить из загадки все свойства предмета.)

Вспомните, что такое «рифма»? (Рифма - созвучие конца стихотворных строк).

Я прочитаю вам загадку еще раз. Найдите в тексте рифмующие строчки. (Летает — пугает.)



А сейчас отгадайте вторую загадку:

  • Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи собирает,
    В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)

- Какие свойства, признаки предмета можно выделить в загадке? (Маленький, серенький. Ищет пищу у жилища человека. «Ворует» зерно в полях.)

- О какой птице идет речь? (О воробье, у него оперение серого цвета, он часто добывает пищу вблизи жилища людей. Воробьи стаями слетаются в поля, когда идет уборка зерна.)

- Какие рифмующиеся слова вы заметили? (Мальчишка – в сером армячишке, шныряет – собирает, ночует – ворует.)

- Что такое «армячишко»? (учитель объясняет значение слова: армяк – вид верхней одежды крестьян из толстого сукна.)

(Аналогично ведется работа по тексту других загадок. )

  • Висит сито, не руками свито. (Паутина.)

  • Ни зверь, ни птица, а нос как спица,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)



4. Физкультурная минутка.

5. Самостоятельное чтение.

Прочитайте загадки об овощах. Выучите две-три загадки и докажите отгадку.

  • Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)

  • Сидит Федосья, распустивши волосья. (Лук.)

  • Алый сапог в земле горит. (Свекла.)

  • Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)

  • Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)

  • Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы.)

  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)

  • Желтая курица под тыном дуется. (Тыква.)

  • Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)

  • Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)

  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

6. Беседа о прочитанных произведениях.

Расскажите, какие загадки вы выучили. Выделите свойства предметов и докажите отгадку.

Например:

Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла.

(Это картофель, потому что клубни картофеля растут под землей. Они растут вместе, как будто в одном гнезде. А сами картофелины похожи по форме на яйца птиц.)

- Какие рифмующиеся слова есть в этой загадке? (Свила  нанесла.)

Аналогично ведется работа по тексту других загадок.

7. Творческая работа в группах.

А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в группах иллюстрации предметов.

Рассмотрите предмет. Выделите его свойства, признаки. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

  • Кто это?

  • Что это?

  • Где это можно увидеть?

  • На что похож предмет?

  • Что он может делать?

Детям раздаются иллюстрации: петух, свинья, гусь, корова, кошка, собака. Учитель рассаживает детей в группы, организовывает работу.

Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

8. Подведение итогов урока.

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились? В чем его особенности? (Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.)

- В чем особенность языка русских народных загадок? (В них есть рифмы. Встречаются старинные слова.)

Молодцы, ребята!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.

Автор: Вахрушева Людмила Вячеславовна

Дата: 27.02.2022

Номер свидетельства: 601395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства