Просмотр содержимого документа
««Национальные игрушки и волшебные сказки якутов(саха)»»
Урок национальной культуры во 2 классе.
Тема урока: «Национальные игрушки и волшебные сказки якутов(саха)»
Цель урока: познакомить детей с традиционными игрушками, их названиями, сравнение традиционных видов игрушек с современными , привитие любви и бережного отношения к животным, культуре своего народа.
Методы и приемы работы учителя:
Рассматривание слайдов, составление рассказов об игрушках, чтение стихотворений, показ сказки.
1 Вступительное слово учителя.
В играх и игрушках якутских детей отражается образ жизни предков, национальный колорит их обычаев. Раньше у якутских детей не было игрушек. Они играли речными камнями ,ветками , берестами из которых сделали и использовали в качестве игрушек – «быков», «лошадей», «людей».
Игрушки для детей делали из природных материалов; из веток тальника –луки и стрелы, лошадей и санки, из шишек- птичек,из березовой бересты сделали коров и быков. Материалом для игр могли служить речные камни.
Дети с малых лет учились мастерить для себя игрушки. При этом их приучали правильно держать нож, правильно подавать его человеку (подавать острым концом , во-первых, означало плохое воспитание , во-вторых , человека нечаянно можно задеть).Не разрешалось держать нож острием в направлении к своей груди, так как если ребенок упадет, то может себя поранить.
Беседа по вопросам (учащиеся принесли на урок по одной любимой игрушке):
- Туох оонньууру а5аллын? Как называется игрушка?
- Хайдах онноо5уй? Какого она цвета?
- Хайда5ый? Какого размера?
- Оноьуута хайда5ый? Из чего сделана?
- Хайдах оонньуулларый? Как в нее играете?
По такому плану каждый рассказывает о своей игрушке. Заслушав ответы учащихся , учитель обобщенно рассказывает об игрушках.
После чтения рассказа учитель задает детям вопросы:
-Кэпсээннэ туох туьунан кэпсэнэрий? О чем говорится в рассказе?
- О5олор тугунан оонньуулларай? Как играли дети?
- Былыргы о5о оонньуура туох уратыный? Чем отличаются игрушки наших предков?
- Оссо ханнык айымньыны билэ5итий? Какие рассказы и стихотворений об игрушках вы знаете?
Затем учитель дает сравнение традиционных игрушек с современными.(показ слайдов).
Вывод: Каков бы ни был наш современный мир , какие бы игрушки в нем ни находились, мы не должны забывать о традициях наших предков.
Затем дети рисуют национальные игрушки, запоминая их названия: хабылык , туоьунан о5ус- бык из бересты, сыар5а- саночки, ох саа-лук, кундуобэй- речные камни.
Дети рисуют эти игрушки в данном порядке и называют их вслух.
Вы узнали , что в древние времена у якутских детей готовых игрушек не было, но они, обладая фантазией, сами делали различные игрушки из природного материала. Кроме того , они не только умели мастерить игрушки, но и играя с этими игрушками вступали в диалоги, сочиняли разные сказки о животных, людях.
Одним из самых распространенных жанров якутского фольклора является жанр сказок- саха остуоруйата.. Якутская сказка- остуоруйа не большая по размеру , очень своеобразна, сильна и глубока по идейности.Герои сказок обыкновенные люди, но когда понадобится им, могут обнаружить иногда чрезвычайно поразительные свойства: исключительную выносливость ,стойкость,силу и даже бессмертие.Героями многих сказок являются животные.В сказках о животных отразилась мораль трудового человека.Они осуждают легкомыслие, обман, злобу, жадность и другие недостатки и пороки людей. Сказки призывают к взаимопомощи и дружбе, верности и справедливости.Поэтому мы до сих пор слушаем , рассказываем и очень любим эти сказки. Итак, слушаем сказку про куропатку.
Сказка про куропатку.
Раньше куропатка , как только наступила зима, улетала с птицами на юг. Но она очень медленно летала . Каждый раз оставливалась на отдых. Птицы все время ждали ее.
-Ох, как я устала! – говорила куропатка. А журавль ей в ответ : «Да , куропаточка, намучились мы с тобой». И гусь присоединился к разговору: «Тебе , куропаточка, лучше придется остаться,так мы и до юга не долетим».
Однажды птицы, собравшись улетать на юг , не взяли куропатку с собой. Куропатка осталась зимовать здесь.
-Ох. как мне одиноко, как я буду зимовать? Как я переживу?
Когда прошла зима, все птицы вернулись из теплых стран. Видят, а куропатка стала очень красивой.Птицы очень удивились, журавль сказал: «Какой у тебя пушистый мех!» а гусь перебивая , а какие у тебя унты ,какие они теплые! Куропатка выглядела очень сытой и жирной. Даже глаза у нее покраснели от жира. Встретив своих друзей , она сказала:
- Я, оставшись здесь, всегда была сытой. Мне очень хорошо было. Хорошо, что вы меня здесь оставили.
С тех пор куропатка перестала улетать в теплые края. Ей здесь хорошо на Севере.
Курупааскы туьунан остуоруйа
Тымныы туьуутэ курупааскы атын котордору кытта итии дойдуга которо. Ол гынан баран кини олус бытааннык которо.Ити баран олорор,бу кэлэн сынньанар. Ол аайы котордор кинини куутэн олороллоро.Биирдэ котордор кинини хаалларан кэбиспиттэр.
- Какие птицы изображены? Ханнык котордор ойууламмыттарый?
-Какое чувство у вас возникло? Аьынныгыт дуо?
- Какие птицы еще к нам прилетают? Оссо ханнык котордор саас кэлэллэрий?
- Какие птицы остаются зимовать? Ханнык котордор кыстыы хаалалларый?
Заслушав ответы детей ,учитель обобщенно рассказывает , что не хорошо друга бросать в беде.Хотя в этой сказке все ведет к лучшему.
Итог урока: сказки бывают разные: о животных, о птицах, о людях- и все они имеют своеобразный смысл. Хорошо,что хорошо кончается. Сказки учат людей быть добрыми, верными, справедливыми,что очень важно в наше время , и что игрушки можно купить но можно и нужно и самим мастерить – шить из лоскутков красикые куклы, национальную одежду, обувь для них. Таким образом, ваши умения помогут вам найти достойную профессию, когда вы вырастите.