Просмотр содержимого документа
«Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)»
Учитель начальных классов
Карпова Л.В..
МБОУ СОШ № 4 г. Покачи
План-конспект
урока литературного чтения в 1 классе
УМК «Школа 2100»
Раздел I. «Попрыгать, поиграть…»
Тема: Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навык чтения;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события;
- расширять словарный запас.
Развивающие:
-способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- уметь устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Коммуникативные:
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой;
- уметь взаимодействовать в парах и группах;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме( на уровне предложения или небольшого текста);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Ход урока:
Организационный момент – 2 мин.
Литературное чтение –прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ-
Мы учим их, они учат нас!
- Пусть этот урок принесет нам радость общения, улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение.
II. Актуализация знаний – 4 мин.
- Кто помнит, с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? (Яков Аким «Мой конь», С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»).
- Как вы думаете, что объединяет прочитанные стихи?
(Их герои – дети и их любимые игрушки).
- А теперь давайте прочитаем эти стихи выразительно.
- Соотнесите автора и название произведения. (А. Барто – «Я выросла», Я.Аким – «Мой конь», С Чёрный –«Про девочку, которая нашла своего Мишку», В.Берестов – «Про машину»).
III. Постановка целей урока – 6 мин.
- А чтобы продолжить нашу тему, давайте определим, кто сегодня наш собеседник? Как его зовут?
- Взгляните на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (умный взгляд, добрый, приветливый).
-Что вы хотите узнать об авторе?
(Когда родился, кем был по профессии, какие книги написал).
- Сегодня нашим собеседником будет один из любимейших детских писателей. Это Виктор Юзефович Драгунский.
- Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, - мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В.Драгунский, он делал все мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой. Я хочу показать вам книгу из которой авторы учебника взяли произведение. Вот она. Кто узнал эту книгу? (Демонстрация книги с произведениями В.Драгунского).
- Как она называется? («Денискины рассказы»). В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.
- Чему будем учиться?
(Сегодня на уроке мы познакомимся с художественным произведением В.Ю.Драгунского, будем учиться высказывать свое мнение, предположения, будем самостоятельно оценивать поступки героев, говорить о таких понятиях как доброта, милосердие, сострадание, любовь, будем домысливать текст, творческое задание выполним в группах).
IV. Совместное открытие знаний – 25 мин.
1. Работа с текстом до чтения.
1)– Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней нарисован? (Мальчик).
- Как вы думаете, почему он в боксерских перчатках? (Предположения детей).
- А как называется произведение? Кто такой друг? Какими качествам характера должен обладать друг? ( Терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надежный, заботливый).
- Кто может быть другом детства? (Ребята со двора, одноклассники, животное, игрушка).
- Почему художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»? Прочитаем? А перед чтением проведем речевую разминку.
2) Речевая разминка.
1.Упражнения для дыхания:
а) вдох – выдох;
б) вдох, а на выдохе произносим звуки [п], [с],[ш];
в) вдох, а на выдохе произносим слоги за. ша, ва;
2. Чистоговорки:
Ры-ры-ры- в руках шары,
Ра-ра-ра- начинается игра,
Ру-ру-ру-бью рукою по шару,
Ра-ра-ра- работать нам пора.
3) Словарная работа.
- Молодцы, а теперь потренируемся в чтении трудных слов и словосочетаний, которые нам встретятся. (Читают хором).
шесть с половиной лет
хочу тренироваться
обыкновенный день
здоровущий гриб
приспичило погулять
- Какое словосочетание у вас вызвало вопросы? Что оно означает? (Очень захотелось погулять).
- Найдите слово со звездочкой в самом начале рассказа.(Груша).
- Как вы думаете, оно многозначное?
- Где будем искать значение этого слова? (В толковом словаре).
Используются рисунки груши – плода дерева и груша боксерская.
- Узнайте слова с пропущенными буквами и из этих букв составьте новое слово: - тюг
п - - цы
кораб - - (слово утиль)
- Как вы понимаете значение слова «утиль»? (Ветошь, отходы, вещи, которые негодны к употреблению).
2. Работа с текстом во время чтения.
Дети читают текст. На смысловой стадии используется прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации.
1) Часть I, первый абзац. Читает ученик.
- Сколько лет было мальчику?
- Кем мечтал стать Дениска, когда вырастет?
- А что вы слышали об этих профессиях? Что может нравиться в работе астронома, капитана дальнего плавания?
- О чем попросил Дениска папу? (купить боксерскую грушу).
- Как папа отреагировал?
- Почему именно «приспичило», а не «захотелось» стать боксером?
-Почему Дениска обиделся на папу? (отказал со смехом).
- Но папа не хотел обидеть сына. Теперь прочитаем о реакции мамы.
2). Чтение до конца I части. Читает учитель.
- Какой выход нашла мама?
- Что было в старой плетеной корзине? Что же искала мама среди старых игрушек?
- Каким описал автор мишку?
- Почему, по мнению мамы именно мишка, такой хороший, отличный, с большим животом подходит на роль боксерской груши? Правильно ли она поступила, предложив для тренировки старого плюшевого мишку?
- Как по вашему должны были поступить родители Дениса в этой ситуации? (купить грушу, повести ребенка в спортивную секцию…)
- Отчего же мишка был облезлый?
- Мама помогла сыну?
3). Работа в парах.
- Как вы думаете, какой заголовок подойдет к I части?
Старые игрушки.
Дениска решил стать боксером.
- Поработайте в паре и подчеркните в тетрадях на стр. 5 №5 наиболее точное заглавие. Ваши рассуждения?
4) Физминутка.
Быть боксёром хорошо (движения боксёра)
А штангистом лучше,
В волейбол играть легко,
Но учиться нужно.
Спинку прямо ты держи,
Руку вверх всегда тяни.
5) Чтение II части, первый абзац. Читает ученик.
- Как отреагировал Денис на мамино предложение?
- Какие, по вашему мнению, чувства испытывал Дениска в это время?
- Но почему же Дениска отказался от своей мечты?
6) с.18-19,читает учитель.
- О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?
- Какие чувства вызывали эти воспоминания? (любовь, привязанность,
нежность).
- Найдите подтверждение этим словам в учебнике на стр.19.
- Почему Дениска за медведя «тогда жизнь бы отдал»?
- Как называет Дениска мишку? (бывшим, самым лучшим другом).
- Как вы понимаете выражение «бывший самый лучший друг, настоящий
друг»?
- В начале второй части мы видели радость Дениски, а каким стало его
настроение?
- У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась.
Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением
и ответьте на вопросы: «Что Дениска сказал маме? Какое решение
принял?»
7) Самостоятельное чтение стр.19.
- Что ответил Дениска маме?
8) Работа в парах.
- Поработайте в паре и подумайте, какой заголовок ко II части вы считаете
более точным.
Какой был медвежонок.
Настоящий друг детства.
3. Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
- Какой поступок совершил мальчик?(правильный, хороший, верный).
- Каким человеком оказался мальчик?
(Добрым, отзывчивым, милосердным, никогда никого не обидит, не
предаст).
- Мальчик совершил правильный выбор. Его жизнь будет счастливой и
радостной, ведь он поступил по совести.
4. Закрепление пройденного – 5 мин.
1) Определение последовательности событий (работа в тетради).
- В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруйте
предложения.
Мама достала старого плюшевого мишку.
Дениска попросил папу купить боксерскую грушу.
Дениска вспомнил свое детство.
Мальчик никогда не будет боксером.
2) Групповая работа. Построение пословиц из деформированного текста с объяснением смысла.
- Каждый ряд подойдите к своей первой парте. Напомню, что в группе все
должны уважать друг друга, выслушивать каждого.
1 группа – Всякий избирает друга по своему нраву.
2 группа – Дерево держится корнями, а человек друзьями.
3 группа – Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
4. Итог урока. Рефлексия – 2 мин.
- Что мы делали на уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям).
- Продолжите предложения:
- Я сегодня узнал…
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
5. Домашнее задание по желанию – 1 мин.
- Нарисуйте мишку таким, каким вы его представляете по описанию В.Ю.Драгунского.