kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наследники Победы: отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг. 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с героическими страницами отражения нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.

Сформировать чёткое представление о событиях Русской весны в Донбассе и причинах гражданской войны; уяснить фактический материал - начало, этапы и крупнейшие сражения национально-освободительной войны народа Донбасса. 

Создать на уроке условия для усвоения знаний о героических страницах отражения нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг. Расширять круг знаний учащихся о военных событиях на территории нашего края.  Воспитывать патриотические чувства и любовь к своему Отечеству, приобщать к историко-культурному наследию, воспитывать чувство гордости за великое прошлое и настоящее нашего народа.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наследники Победы: отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг. 1-4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОММУНАРОВСКАЯ ШКОЛА»

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА






Лучший урок в рамках

спецкурса «Уроки Победы»






Наследники Победы:

отражение нацистской агрессии Украины

против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.

1-4 класс









Панасенко Галина Николаевна

учитель начальных классов








2 020 год

Оглавление

Введение _____________________________________________

Основная часть_______________________________________

Список использованной литературы______________________






































Введение : Знакомство с героическими страницами отражения нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.

Сформировать чёткое представление о событиях Русской весны в Донбассе и причинах гражданской войны; уяснить фактический материал - начало, этапы и крупнейшие сражения национально-освободительной войны народа Донбасса. 

Создать на уроке условия для усвоения знаний о героических страницах отражения нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг. Расширять круг знаний учащихся о военных событиях на территории нашего края.  Воспитывать патриотические чувства и любовь к своему Отечеству, приобщать к историко-культурному наследию, воспитывать чувство гордости за великое прошлое и настоящее нашего народа.





Тема. Наследники Победы: отражение нацистской агрессии
Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.


Цель урока: содействие духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто стоял, и сейчас защищает, нашу Родину, чувство гордости за свою Республику, уважения к ее истории и героям.

Развитие универсальных учебных действий:

познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из различных

источников (иллюстраций, текстов, видеороликов), обобщать ее; на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение и мнение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в парах;

личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к событию, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задачи:

• способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;

• способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

• формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России и народа Донбасса;

• осознание недопустимости возрождения нацизма и героизации нацистских преступников на современном этапе;

• осознание необходимости сохранения памяти о подвиге народа-победителя и неуклонной борьбы с любыми попытками фальсификации исторической правды о великой Победе советского народа над фашизмом.

Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Сообщение темы

IV. Обсуждение новой темы.

V.Физминутка

VI. Подведение итогов.


Ход урока

I. Организационный момент.

Мы с вами будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на земле. Эта тема близка каждому, будь то ребёнок или взрослый человек, бедняк или богач, житель города или села.

II. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь.

Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

- Разгадайте ребус, и вы узнаете отгадку.

Просмотр презентации.

Слайд 2

Беседа учителя:

Учитель: Родина – родной край, место, где родился человек, где жили и живут его предки, место, по которому он тоскует и которое готов защищать.

- Как называется наша Родина»?

- Наше Отечество, наша Родина – Донбасс, Донецкий край, Донецкая Народная Республика. Отечеством мы зовём Донбасс потому, что в нём жили отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились.

Слайды 3-6

III. Сообщение темы

Прослушайте стихотворение Алины Николаевой г.Енакиево

«Случилось горе, началась война»

Случилось горе ,началась война

И раскололись братства и свобода.

Поруганы героев имена

Недавно дружного единого народа .

И до сих пор Я не могу понять:

Насколько оказались мы слепыми ,

Какие сумели сразу распознать

Предателей ,что обок с нами жили ?!

Обидно то, что к власти прорвались

Тупые и бездарные «герои».

И что больней всего, что собрались

Народ наш русский превратить в изгоев .

И не пошёл урок им , видно, в прок,

Что из покон веков Русь побеждала .

Донбасс ,ты много испытал уже ,

Да, полегло ребят наших немало ,

Но знайте вы- на этой вот меже

Придёт конец кровавого начала.

Фашисты ,хунта ,было всё уже,

Отцы и деды им сломали шеи .

А то, что выпало на долю нам,-

Мы справимся и мы вас одолеем,

И воинам в бою ,что полегли

От всех живых поклон земной вам низкий .

Мы подвиг ваш запомним навсегда ,

Навеки вам воздвигнем обелиск.

Учитель : Какая главная мысль стихотворения ,которое вы прослушали ? (Ответы детей.)

Учитель. На прошлом уроке мы с вами обсуждали тему «Освобождение Донбасса». В течение урока, мы восстановили хронологию событий освобождения Донбасса, говорили о подвиге защитников и тружеников тыла.

Сегодняшняя тема нашего урока опять затрагивает события на Донбассе, но уже касается непосредственно нынешнего времени. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Ответы детей.

Слайд 7

IV. Обсуждение новой темы.

Учитель:Да, верно. Мы сегодня будем говорить о событиях 2014 – 2015 годов. А точнее, об отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг. Так звучит тема нашего урока. Вспомните, что вы знаете об этих событиях? Ответы детей.

Учитель: Вы, молодое поколение нашей Республики, стали непосредственными участниками этих событий. Никто из жителей Украины в 2014 году и в страшном сне не мог представить, что наступит ужас войны. Граждане спокойно трудились, учились и выполняли повседневные обязанности.

Учитель :

Ранней весной 2014 года сотни, тысячи граждан будущей республики, а тогда ещё Донецкой области Украины, отказались принять итоги государственного переворота в Киеве к власти пришли нацисты. Возможно, войны и крови удалось бы избежать, если бы лидеры Майдана услышали справедливые требования юго-востока страны. Попытки подавить гражданский протест жителей юго-восточной части Украины привели к вооружённому сопротивлению.

Учитель:11 мая прошли в Донецкой и Луганской областях так называемые референдумы «о суверенитете». По результатам референдумов были приняты конституции «республик», сформированы «правительства».

Слайд 8

Именно в этот период эскалация конфликта нарастает.

Сепаратизм, экстремизм, терроризм - сегодня эти термины знакомы каждому украинцу .

Военные действия против ДНР и ЛНР были начаты в Славянске. Поначалу безоружное население городов, поселков пыталось остановить продвижение техники и людей. Солдаты срочной службы не понимали, зачем их направили в Донбасс и с кем они должны воевать, и поначалу отказывались от борьбы с мирным населением. Под Славянском 60 украинских военнослужащих десантников перешли на сторону протестующих. Но совершенно иначе вели себя члены Правого сектора, которые шли на Донбасс с осознанным желанием убивать русских, так называемых «сепаратистов».

Слайд 9

Дальше сопротивление только росло. Трагедия в Одессе, оборона аэропорта в Донецке, Дебальцевский котел, бои на Саур-могиле и многие другие места, где прошли ожесточенные схватки с национал – фашистскими формированиями.

Давайте подробнее познакомимся с событиями проходившими в Донбассе .

1. События в Международном аэропорту имени Сергея Прокофьева в Донецке.

Слайд10

26 мая 2014 года с боев в аэропорту Донецка начались боевые действия на востоке Украины. Активные боевые действия продолжалась до февраля 2015-го, когда были подписаны вторые Минские соглашения.

Международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в Донецке стал одним из символов противостояния украинских войск и пророссийских сепаратистов. Аэропорт был перестроен и модернизирован перед чемпионатом Европы по футболу 2012 года. Ожесточенные бои практически уничтожили аэропорт.

В ночь с 25 на 26 мая вооружённые сторонники ДНР осуществили попытку захвата аэропорта. Они собирались установить контроль над диспетчерской вышкой и взлётно-посадочной полосой, чтобы прекратить переброску по воздуху войск и грузов военного назначения. Планировал и руководил операцией командир батальона «Восток» Александр Ходаковский.Он говорил: «Примерно в три часа ночи 26 мая передовой отряд из 80 человек частично занял здание нового терминала. Эта часть операции прошла без боестолкновений. Мы спокойно зашли, поставили перед фактом украинскую сторону, что мы здесь, мы контролируем взлётно-посадочную полосу, у нас для этого есть все силы и средства… Мы понимали, что выдворить их за пределы города можно будет только измором, когда они поймут бессмысленность и нецелесообразность их нахождения в аэропорту, потому что они свои функции не выполняют.

Ходаковский был уверен, что силовики будут соблюдать договорённости и не будут открывать огонь по повстанцам. Он вместе с бойцами бывшей донецкой «Альфы» покинул аэропорт. В здании нового терминала оставалось около 120 вооружённых сторонников ДНР. А в это время спецназовцы оборудовали огневые позиции для миномётов, рассредоточили снайперов.

Примерно в 11 часов утра по новому терминалу был нанесён авиаудар штурмовиками  и вертолётами.   Это привело к потерям среди тех, кто находился на крыше здания. Повстанцы не могли в тот момент организовать оборону от авиаударов.

Завязался ожесточённый бой .В течение двух суток (с 30 ноября по 1 декабря) за аэропорт шли ожесточённые бои. На 8 декабря аэропорт находился под контролем ВСУ, а новый – под контролем представителей ДНР.

Длительное противостояние закончилось тем, что украинские подразделения отошли с территории аэропорта в середине января 2015 года.

С 20 февраля 2015 года представители ДНР начали разбирать завалы аэропорта

Постоянные обстрелы практически полностью уничтожили аэропорт: рухнула диспетчерская вышка и часть нового терминала.

Сам аэропорт не используется по прямому назначению с 26 мая 2014 года.

Слайд 11

V.Физминутка

Слайд 12

2. «Саур - Могила – легендарная битва за Донбасс»

Волей-неволей приходится сравнивать события далеких сороковых годов прошлого века и этой, современной войны. Летом 2014 года украинская армия пыталась отрезать Донецк от границы с Россией, бросила в прорыв тысячи карателей.

Вновь жаркое лето. 2014 год... С 12 июня в районе кургана шли бои между сторонниками ДНР и подразделениями Вооружённых Сил Украины. Против врага поднялось ополчение Донбасса. И опять, как и 75 лет назад, идут тяжелые, кровопролитные бои в тех же местах. Это районы Степановки, Мариновки,

Саур-Могилы.

1.Чем важна эта высота ?(ответы детей.)

2.Что она позволяет контролировать ? (ответы детей.)

Учитель : Правильно , ребята .

-Стратегическая важность высоты в том, что она возвышается над прилегающими степными просторами, позволяет контролировать большой участок границы Украины с Россией. С вершины кургана хорошо видна территория радиусом в 30-40 километров. Высота позволяла контролировать дорогу, которая ведёт на Торез.

Высота 277,9 — самая высокая точка Донбасса. В хорошую погоду с нее даже видно Азовское море. Поэтому украинская армия так упорно штурмовала эту стратегическую высоту.

Слайд 13

Лишь на несколько дней украинским силовикам удалось зацепиться за склоны кургана, да и то не все. На вершину им подняться так и не позволили.

Получив решительный отпор у Саур-Могилы, защитники Украины отходили стремительно, оставляя вооружение. Почти месяц небольшой отряд ополченцев держал здесь оборону. Вершина кургана была размером метров 20 на 20, здесь негде было толком укрыться. Казалось бы, после артиллерийского или ракетного налета украинской армии ничего живого на этих голых склонах остаться не может. Чем только не пыталось командование ВСУ выкурить защитников с вершины Саур-Могилы... Но ополчение держалось. В самый тяжелый момент ополченец с позывным Лис сказал, показывая на памятник: «Ребята, смотрите, Солдат стоит! Значит, и мы будем тут стоять! Они смогли и мы сможем!»

Но поступил приказ оставить высоту.

26 августа ополченцы вернулись на Саур-Могилу.

Лишь на несколько дней украинским силовикам удалось зацепиться за склоны кургана, да и то не все. На вершину им подняться так и не позволили.

Дважды Саур-Могила была освобождена от захватчиков. Ее характер, закалённый на полях боёв Великой Отечественной войны, помог повторить этот славный подвиг в современности.

В сентябре 2016 года ветеран, участник битвы за Саур-Могилу 1943 года Сергей Петрович Надточий, сказал: «Отстояли тогда, отстояли сейчас и не сдадим врагу наш Донбасс».

7 декабря 2014 года на Саур-Могиле силами ДНР была произведена закладка памятной капсулы на месте будущей памятной часовни. 10 сентября 2015 года в Донецке была открыта памятная доска в память о герое ДНР Олеге Гришине, погибшем в ходе боёв за высоту . Ценой собственной жизни Олег отстоял эту высоту, обеспечил успешное наступление и оборону, чем спас жизни сотен ребят. А самое главное – он показал, что дух Донбасса не сломить никому. 

Слайд 14

Торжественные мероприятия на Саур-Могиле

Всемирно известная пианистка Валентина Лисица, приехала в ДНР с концертами, у подножия кургана дала старт культурно-просветительскому проекту «Музей на колесах». Он будет рассказывать об истории Саур-Могилы, начиная от Великой Отечественной и заканчивая современной войной. Музей проедет по всем городам и районам ДНР, чтобы жители и гости республики могли ознакомиться с экспонатами. Выставка создана на базе автобуса, состоит из нескольких частей: в первой представлены оружие и снаряжения периода ВОВ, во второй – фотографии и информация о современной войне. Кроме того, в «Музее на колесах» показана история создания мемориального комплекса на Саур-Могиле.

В торжественных мероприятиях, конечно, приняли участие и ветераны Великой Отечественной войны, среди них – 94-летний участник сражений за Саур-Могилу Владимир Хлапов. Летом 1943 года он получил свою первую награду – медаль «За отвагу». В ходе боев за Донбасс ему удалось отбить у немцев реактивный миномет.

Слайд.15

Каким бы ни был исход боев, ВСУ всегда оставляли после себя выжженную землю. Легендарный курган не стал исключением. В настоящее время здесь ведутся восстановительные работы.

3.Дебальцевский котёл

Город Дебальцево это - один из самых крупнейших железнодорожных узлов Украины.

Части ВСУ и Нацгвардии захватили Дебальцево к 28 июля 2014 года. Этот город находится в 74 километрах от Донецка. Контроль над ним позволял Киеву быстро перебрасывать подкрепления и развивать наступление как в сторону границы с Россией, так и на столицу ДНР с северо-востока. В результате образовался хорошо различимый "карман", зажатый с трёх сторон территориями, которые контролировали ополченцы.

"Крышка" закрывается

Наступление повстанцев на Дебальцевском выступе началось 22 января 2015-го с мощной артподготовки. Под удар попали многие населенные пункты. Дебальцевская группировка ВСУ оказалась в полном окружении: "карман" окончательно превратился в котел.

Но окруженным подразделениям ВСУ дали шанс уйти живыми и невредимыми.

17 февраля силы ДНР вошли в Дебальцево и заняли центральную, северную и восточную части города, в том числе районный отдел милиции и железнодорожный вокзал. На следующий день город был взят под полный контроль.

Более 10 тысяч жителей вернулись в город Дебальцево .

Слайд.16

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Прослушайте стихотворение :

Мы все участники войны —

Старухи, дети и солдаты —

Не все ходили с автоматом,

Но все создатели страны,

Что зарождалась на глазах,

В сердцах, умах и страшных муках,

Что утверждалось силой духа

В нас, ненавидящих врагах.

Мы все участники войны —

Нелепой, грубой, беспощадной.

Донбасс горел неоднократно.

И тут и там следы видны.

И мирный житель и солдат

В единой связке выживали,

Единой жизнью рисковали,

Звучал для всех один набат.

Мы все участники войны —

Как факт сие неоспоримо,

Но разделить необходимо:

Не все защитники страны.

Не все вступились за Донбасс

И взяли в руки автоматы,

Когда нацистские гарматы

Расстреливали правду в нас.

Спасибо тем, кто защитил,

Кто через страх потерь не струсил,

Кто волю сжав свою до хруста,

Богатырей в себе взрастил.

Пред ополченцами в долгу

Склоняем головы в поклоне

За то, что дух Руси исконной

Не сдали на трофей врагу.

Мы все участники войны...

Об этой войне еще напишут книги. Эту войну еще неоднократно воспоют в стихах и песнях. Каждый бой будет описан с точностью до минуты, каждый боец будет назван поименно. Все это будет. Мы точно знаем, что были не напрасны жертвы бойцов и офицеров Донецкой Народной Республики.


Использованные источники


Ловлю счастливые мгновенья…: Стихотворения /Под редацией А.Я.Гросова.-Донецк:»Регина»,2019.-48с.


Не копи обиды, словно золото …: Стихотворения, сказки /Под редацией А.Я.Гросова.-Донецк:»Регина»,2019.-48с.


https://infourok.ru/klassniy-chas-ya-grazhdanin-dnr-3280254.html


https://infourok.ru/klassniy-chas-v-nachalnoy-shkole-den-osvobozhdeniya-donbassa-1177233.html


https://ru.wikipedia.org/wiki/
















14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: галина николаевна панасенко

Дата: 20.04.2020

Номер свидетельства: 547308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства