ФГОС «Традиции и обряды нашего народа» 3 кл, Васильева С.С.
Тема занятия: Малочисленные народы Хабаровского края. Нанайцы.
Цель занятия: формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися этнонациональными традициями коренных народов Хабаровского края.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с малочисленным народом нашего края;
Познакомить учащихся с их национальными традициями, культурой и фольклором;
Расширение кругозора учащихся;
Создать у учащихся чувство причастности каждого к судьбе своей Родины и другим национальностям нашей страны.
Развивающие:
Продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность;
развивать творческое мышление, эстетические чувства, познавательный интерес;
Развивать интерес к истории России;
Развивать самообразовательные навыки;
Развивать инициативу, творческие способности.
Воспитательные:
Формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, бережное и экономное отношение к материалам, умение рационально организовать свою деятельность.
Воспитывать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству.
Воспитание достойных граждан своей страны;
Воспитывать уважение к людям других национальностей.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование:
План занятия:
1. Организационный момент (3-5 мин.).
2. Актуализация знаний (7-10 мин.).
3. Объяснение нового материала (15 мин.).
4. Динамические паузы (2-3 мин.)
5. Творческое задание (3 мин.)
6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учителя и учащихся, обращение к гостям.
Актуализация знаний.
Учитель:
Ребята, послушайте стихотворение, которое вам прочитает Наташа и попробуйте определить тему нашего занятия.
Ученик (чтение стихотворения «Хабаровский край»)
Антонина Кухтина – Бруштунова
Хабаровский край! Он почти бесконечный,
Живая частица ушедших времен,
Той жизни суровой, неспешной и вечной
Великих народов и малых племен.
Тут люди мудры, и добры, и степенны,
Не зря уважал их бедовый казак.
Осталось в веках его имя нетленно,
Теперь этот край называется так.
Играют в Амуре и лосось, и калуга,
И зреет в распадках лесной виноград,
Здесь север и юг дополняют друг друга.
Хабаровский край чудесами богат.
Здесь ходят медведи, скользят кабарожки,
Изюбрь и сохатый зовут здесь весну,
Бесшумно гуляют огромные кошки
И зорко хранят эту чудо-страну.
Цветут рододендроны в мае на склонах,
Все сопки укутав в сиреневый цвет,
И только у нас в уголках затаенных
Так чисто и нежно цветет бересклет.
И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то,
Не сможет забыть Мяо-Чановых гор,
Прекрасных амурских волшебных закатов,
Влюбившись навек в этот вольный простор.
Хабаровский край! Он почти бесконечный,
Живая частица ушедших времен,
Той жизни суровой, неспешной и вечной
Великих народов и малых племен.
Учитель:
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
(Делаю акцент на последние строки стихотворения)
Ответы детей.
Учитель:
Все правильно, сегодня мы будем говорить о народах и племенах. Чтобы правильно сформулировать тему урока, давайте соберем рассыпанные слова. (На доске слова в разброс: НАРОДЫ, ХАБАРОВСКОГО, МАЛОЧИСЛЕННЫЕ, КРАЯ, НАНАЙЦЫ). Теперь, когда мы определились с темой, скажите для чего мы ее будем изучать, т.е. назовите мне цель нашего занятия. Познакомиться с коренными жителями Хабаровского края, их традициями, обычаями и культурой.
Объяснение нового материала.
Нанайцы. Самоназвание нанайцев – «нани» в переводе означает здешний человек. (Приложение) (Слайд № 2) Среди всех народностей, населяющих наш край, нанайцы считаются многочисленной народностью, в Хабаровском крае их насчитывается более 10 тысяч человек. (Слайд № 3)
Нанайцы (прежнее название – гольды) – народ, проживающий в основном в нижнем течении реки Амур в стойбищах Джуен, Ачан, (Слайд № 4)
Хозяйственная деятельность нанайцев разнообразна: это рыболовство и охота, женщины и дети занимались еще собирательством. Рыбу добывали круглогодично, при помощи различных сетей, неводов, удочек, острог. (Слайд № 5)
Охотничий промысел также производился круглый год. При охоте на крупных животных применялись луки, стрелы, копья, самострелы. Пушного зверя добывали ловушками, петлями, сетками. (Слайд № 5)
Нанайцы вели оседлый образ жизни. Зимние и летние жилища и хозяйственные постройки были хорошо приспособлены к местным климатическим условиям (Слайд № 6)
Религиозные верования нанайцев основывалось на анимизме: небо, земля, горы, вода, тайга населялись всевозможными духами, которые могут влиять на жизнь людей. Существовали различные культы: культ тигра, культ медведя (им поклонялись, почитали и боялись). Встретить тигра на тропе в лесу на охоте – к беде.
За помощью больные обращались к шаманам (Слайд № 7). У шамана были помощники тотемы или сэвэны. Они помогали вызывать шаману дождь в засушливый год или солнце во время непогоды.
Труд был четко разделен на женский и мужской, значимость каждого труда была равной. При отсутствии мужчины, женщина могла и рыбачить и ходить на охоту, кроме этого она выделывала шкуры и кожи рыб, готовила, изготовляла кухонную утварь, шила одежду, заготавливала припасы на зиму. Она была хранительницей очага.
Традиционная одежда – распашная, халатообразная. Изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, ровдуги, различных мехов. Одежда классифицировалась на мужскую, женскую, детскую, рабочую, праздничную, ритуальную. (Слайд № 8, 9).
Вся одежда (повседневная, праздничная, верхняя и т.д.), кухонная утварь, ковры и коврики расписывались красивыми узорами, которые женщины и девушки вышивали сами, а их образы придумывали из жизни. Сейчас ребята продемонстрируют вам народные нанайские повседневные костюмы и расскажут, как и каким образом их шили.
Прикладное искусство – это орнаментация интерьера, утвари, одежды и обуви. Узорами или орнаментом украшали все, дабы защитить себя и семью от злых духов. Если присмотреться, то можно увидеть, что все орнаменты похожи либо на какое – то животное, растение, птицу.
Все узоры любого изделия симметричны, низ и верх ковра тоже симметричен, так же как и правая и левая половины изделия. Многие изделия обшивались по периметру или по кругу меховыми опушками, что тоже означало оберег себя и своего дома (Слайд № 10).
Учитель: Ребята, добрые духи мне нашептали, что у вас для моих ребят есть еще один сюрприз. Если я правильно их поняла, то вы нам будете задавать каке-то вопросы.
Все верно, мы хотим немного вам рассказать о нанайском фольклоре.
Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видел о том и говорил. И если сравнить наше устное народное творчество и их, мы увидим очень много отличительных моментов. Сегодня мы вам будем загадывать загадки, вы их постараетесь отгадать и скажете, чем они отличаются от нашего русского фольклора.
Прежде чем вы услышите наши загадки, вы их должны будете найти. Найдите под партой загадку и отгадайте ее.
Читать загадки будем по порядку. Начнем с первого ряда.
«Два брата друг друга не могут догнать» (Слайд № 11) Лыжи.
«Зимой надевает шапку, летом снимает» (Слайд № 12) Пень
«Два брата живут, а в гости друг к другу не ходят» (Слайд № 13) ножи.
«Ест, ест – не насытится» (Слайд № 14) Огонь.
«Великое множество стариков с белыми трубками во всю длину Амура стоят» (Слайд № 15) Телеграфные столбы.
«На одном пне две змеи замотаны» (Слайд № 16) Две косы вокруг головы у женщины.
Учитель: - Молодцы, ребята! Скажите, чем нанайский фольклор отличается от нашего, в частности загадки? (Ответы детей)
А с каким нанайским творчеством вы еще знакомы из уроков литературного чтения? Верно, нанайская народная сказка «Айога», о девочке, которая ничего не хотела делать по дому, а затем превратилась в лебедя. (Слайд № 17).
Динамическая пауза.
- Ребята, мы с вами познакомились с бытом нанайского народа, их устным народным творчеством – загадки и вспомнили народную сказку «Айога». А какой еще вид фольклора есть у всех народностей мира? Конечно, это их песни. У нанайского народа тоже есть свои знаменитые исполнители, и одним из них является Кола Бельды. У него есть известнейшая песня и для нас, русских людей. Называется она «Мы поедем, мы помчимся…». Сейчас мы ее с вами послушаем. (Звучит песня)
5. Рефлексия.
- Загляните в конверты, которые лежат у вас на столах. В них вы видите полоску, на которой что-то изображено. Что это, как вы думаете? (Ответы детей). Это традиционны орнамент, которым украшают одежду, обувь, ковры, головные уборы и многие другие вещи. Вот и сегодня этой нарядной повязкой, которую нанайские девушки надевают себе на голову, мы украсим наши смайлы, которые тоже лежат у вас в конвертах. Как вы думаете, почему смайла по два? Сейчас вы наклеите повязки на того человечка, какое впечатление у вас оставил прошедший урок.
6. Заключение.
Скажите, с какой народностью мы сегодня познакомились? На какой территории они проживают? Давайте вспомним цель нашего занятия? Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?
Поблагодарите наших гостей. Всем спасибо за урок!