Просмотр содержимого документа
««На выставке рисунков Юрия Васнецова «По поднебесью, братцы, медведь летит…»»
Тема: «На выставке рисунков Юрия Васнецова
«По поднебесью, братцы, медведь летит…»
1. Постановка учебной задачи.
- Откройте оглавление. С какой главой мы познакомимся сегодня?
(«На выставке рисунков Юрия Васнецова»)
- Какую страницу мы откроем? (стр. 65)
Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто изображён на иллюстрации? ( Маша, Миша, Учёный кот)
- Куда пришли ребята? (В музей)
- Что такое музей?
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением предметов памяти естественной истории.
- Какая выставка проходит в музее волшебного леса?
(Выставка Юрия Васнецова)
-Что же Маша прочитала на плакате?
- О чём нам предстоит узнать сегодня на уроке?
( на доске тема урока: «Юрий Васнецов. Прибаутка и небылица»)
- Что бы вы хотели узнать на уроке, с чем познакомиться?
(Кто такой Юрий Васнецов, какие рисунки он рисовал…)
– Чему вы хотели научиться сегодня на уроке?
2. СЛАЙД №1.
– В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником.
СЛАЙД №2. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Родился он 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника.
Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники бывают в сказках». Конечно, он не мог превратить избушку в хрустальный дворец, оживить убитого богатыря и вершить прочие чудеса, но зато мог всё это нарисовать. И хрустальный дворец, и Царевну-лягушку и всё-всё, о чём рассказывается в сказках и что подсказало художнику его воображение. Да так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство?
- И я предлагаю вам вместе с нашими друзьями окунуться в этот мир волшебства.
3. Чтение авторского текста стр. 65 по частям.
- Итак, наши друзья отправляются на выставку Юрия Васнецова.
1) Чтение интриги учебника на с.65:
- … А прибаутка – это…? Ребята, а вы как думаете, что это?
- Прибаутка – это маленькая история, шуточный небольшой рассказ, сказочка-шутка.
- … то небылица – это… Ребята, кто может продолжить объяснение?
- Небылица - этото, чего не бывает на самом деле; фантастическое; выдумка; нелепица.
4. Первичное знакомство с текстом.
1) чтение учителем стр.66
2) чтение вопросов Кота.
- Это маленькая история, то есть шутка-прибаутка? Или это настоящая небылица?
- Кто ответит Коту?
(Здесь всё невероятно, значит – это небылица- все, о чем рассказывается, невозможно, невероятно, фантастично.
В шутке-прибаутке все происходящее в целом возможно, но лишь какая -то подробность указывает на то, что это шутка.)
- Помогает ли иллюстрация учебника догадаться, что это небылица?
(невероятно, что медведь… летают)
- С каким выражением лица надо говорить этот текст? Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу?
- Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие?
(1) Рассказчик как будто сам ещё раз
удивляется своему видению и повторяет самые важные его
моменты.
(2) Тянутся самые важные слова: те, которые называют самих
персонажей и необычные места их нахождения
3) чтение текста детьми
- Какое слово указывает на то, что у этой истории есть слушатели?
(слово «братцы»)
- Что делает стихотворение похожим на цепочку?
( Повторы. Они обозначены цветными фонами.)
3) — Найдите на «Выставке» иллюстрацию к небылице. Проверьте свой ответ. Откройте учебник на стр. 73 и внимательно рассмотрите иллюстрацию.
— Что вам кажется чудесным, небывалым?
( - солнце и луна одновременно сияют на небе
- по дорожке среди людей идет поросенок на задних ножках
- везде лежит снег, а дорожка - песчаная, летняя
-Нет ветра, дым идет прямо, а из одного домика дым уходит в сторону
- Умный и тонкий художник Васнецов выбирает зимнее время года и создает эффект новогоднего рождественского чуда: это новогодняя елка, украшенная поросятами, а чудеса возможны именно потому, что это – Рождество.
- поросята похожи на новогодние игрушки (подарки), развешанные на елке
- поросята перевязаны лентами, как подарки
- изобразил рождественскую елку, т.к. в это время происходят чудеса)