kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«На свет появился - с людьми породнился»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставить их с соответствующей терминологией в культуре народов своего края; научить пользоваться этой терминологией при определении степеней родства в своей семье; дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.

Просмотр содержимого документа
««На свет появился - с людьми породнился»»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «На свет появился - с людьми породнился»

Цели урока: познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставить их с соответствующей терминологией в культуре народов своего края; научить пользоваться этой терминологией при определении степеней родства в своей семье; дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.

Планируемые результаты:

  • Предметные: иметь представление о терминологии родства в применении к членам своей семьи; находить аналоги в терминологии родства народов своего края; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.

  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: Учебник - Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; Рабочая тетрадь; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.














Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Давайте настроимся на работу и проверим, все ли у нас на месте? Руки на месте? Ножки на месте? Глазки все видят? Ушки все слышат? Здорово! Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. Молодцы ! а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь! А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Проверять готовность к уроку.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы.

Иллюстративный: работа с изображениями на слайде.

4 мин.

Актуализация опорных знаний: СЛАЙД

- Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках.

- Как называются жилища  народов нашего края? (Юрта, Яранга, Иглу, Мазанка)

- Соотнесите картинки жилищ, на слайде с их названиями.

- От чего зависят особые черты традиционного жилища разных народов? (От особенностей природы, своеобразия хозяйственной жизни и от различий в религиозных представлениях)

- Как внешне выглядят старинные дома нашего края?

- Как они устроены внутри?

- Где в них находится почётное место?

- Молодцы! Я вижу, что у вас не возникло проблем с изучением этого материала, я надеюсь, что с нашей сегодняшней темой вы тоже справитесь на «ура».


Отвечать на вопросы учителя.


Выполнять задание учителя.


Участвовать в беседе.


Оценивать свои знания.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Проверка домашнего задания

Словесный: ответы учеников.

5 мин.

- Вашим домашним заданием было нарисовать любое жилище народов нашего края. Прикрепите свои рисунки на доску. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась!

- Так же, одна ученица приготовила сообщение о некоторых жилищах. Давайте послушаем и оценим её выступление.

Осматривать выставку.

Слушать выступление.

Оценивать выступление.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать.

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический:

работа с учебником, со спец тетрадью, с кластером;

работа в парах, в группах.

15 мин.

Чтение учителем стихотворения)

Моя семья, моя святыня

Ко мне в наследство перешла.

В ней доброты на всех хватает,

На всех хватает в ней тепла.

Моя семья, тобой горжусь я,

На весь оставшийся мой век.


Ты подарила мне не имя,

Дала мне званье – Человек!

СЛАЙД

? Подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Продолжите «Семья – это ...

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших

поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.


- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Продолжите «Семья – это …

- Давайте обратимся к толковому словарю. Как дается объяснение слову «семья» в толковом словаре Ожегова. Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила, которые вы должны будете соблюдать. Кто из команды получит фишку решит участник №1. На партах у вас лежат словари, в которых закладки лежат на странице с буквойЗа каждый правильный ответ каждый из вас будет получать фишку. В конце урока подведем итог – от количества фишек будет зависеть ваша оценка.

Давайте вспомним пословицы о семье. У вас на столах лежат карточки со словами. Соберите пословицы.

Семья, куче, и, страшна, в, не, туча.

Коли, семья, клад, в, лад, не нужен, и.

Когда, вместе, и, на, душа, месте, семья, так.

(проверка с места) парная работа




Но мы поговорим не просто о семье, а о том, как каждого члена семьи называют.


- Прочитайте предложение на слайде. «На свет появился - с людьми породнился» как вы понимаете значение этой фразы?

- Давайте обратим внимание на слово «породнился». Запишите его себе в тетради. Помогите мне определить корень этого слова. Возьмите в руки карандашики и выделите корень в записанном слове.

- Давайте вспомним, какие слова могут быть производным от корня -род-? (родители, родня, родина и т.д.)СЛАЙД

- Объединитесь в группы, по четыре человека. Приготовьте листочек. По моей команде, за минуту, вы должны записать на листочек, как можно больше слов с корнем -род-.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. СЛАЙД

- Итак, человек в семье живёт среди многих родственных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого и кому называть зависит от степени родства.

- Давайте представим, что в вашей семье – праздник. А какой, нам расскажет АЛИЯ

А у нас сегодня праздник, довольна вся моя семья,

У нас родился братик, вернее у меня!

До чего же он хорош, на кого же он похож?

Папа говорит: «На маму, очень славненький с лица».

Мама говорит: «На папу, вид смешливый у мальца».

Обе бабушки друг дружке уступают битый час:

- Внук похож на вас, не спорьте! Что вы, душенька, на вас!

Я одна сижу, как мышка: пусть потешатся родня!

Я то, знаю, что братишка уродился весь в меня!

- Итак, в семье появился новый человек. И все члены семьи стали по- новому называться, возникли новые семейные связи. Давайте назовем их.

- Например, Кирилл. У тебя из кровных родственников есть ….

( мама, папа, бабушки, дедушки сёстра) Ты им кто? (сын, внук, брат)

Зарина . У тебя из кровных родственников есть (мама, папа, баб., дед., брат) Ты им кто? (дочь, внучка, сестра)

- Давайте посмотрим на доску, кого мы еще забыли?

- Вот как много у одного мальчика и у одной девочки названий по кровному родству!

Для того, что бы в этом разобраться мы посмотрим на доску

СЛАЙД

-А теперь прочитаем  второй и третий абзацы на странице 22. Читаем по цепочке. Все внимательно следим по тексту. Поставили пальчик на слово «мальчик» и начинаем читать по цепочке. Все внимательно следим по тексту

- Посмотрите, у вас на столе лежит кластер, в парах заполните его. Покажите свою готовность. Выполнение кластеров ( НА листочках) СЛАЙД













семье.


…родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и желаем добра и счастья


Обучающиеся собирают пословицы (работа идет в трех группах)






Работа со словарем в парах











Семья в куче – не страшна и туча.

Коли в семье лад, не нужен и клад.

Когда семья вместе, так и душа на месте

Читать предложение на слайде.

Высказывать предположение.

Определять корень слова.

Подбирать однокоренные слова.

Работать в группах.

Читать текст в учебнике.


Отвечать на вопросы учителя.


Высказывать предположения.



Ученица читает стихотворение.
























Разбор кровного родства






Работать в парах.

Заполнять кластер.

Личностные УУД:

положительное отношение к обучению, к познанию нового, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.




Регулятивные УУД: умение работать в группе и распределять функции в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль, планировать и контролировать процесс работы, адекватно оценивать свои достижения.


Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя.

Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;


построение логической цепи рассуждений;

Физ. Минутка

Практический: выполнение двигательных упражнений.


1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.


Работа по теме (продолжение)


- А теперь представьте, живут в разных семьях мальчик и девочка. Кем они являются друг другу? (Друзьями)

- Но друзья - это не родственная связь. Так вот, они выросли, стали юношей и девушкой, полюбили друг друга. Кем они теперь являются друг другу? (Парой)

- Но пара - это тоже ещё не родственники.

- Продолжим, наши молодые люди влюбились и решили пожениться. Теперь они? (Муж и жена)

- Правильно, ребята! Теперь их родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, после свадьбы станут своими. СЛАЙД

-




Решение частных задач

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа с кроссвордом на слайде; со спец тетрадью; с понятием на слайде; работа в парах.

Иллюстративный: работа с изображениями в учебнике.

15 мин.

- А сейчас, давайте разгадаем кроссворд на слайде.

Кроссворд по теме

«На свет появился – с людьми породнился»


11.



1.













2.








3.











4.







5.










6.








7.








8.






9.












10.








  1. Жена сына для свекрови. (Жена сына для его матери)(Невестка)

  2. Отец мужа.

  3. Сестра мужа.( Сестра мужа для его жены) (Золовка)

  4. Муж дочери.

  5. Девочка для дедушки и бабушки.

  6. Брат мужа.

  7. Мальчик для мамы и папы.

  8. Брат жены.

  9. Девочка для брата или сестры своих мамы и папы.

  10. Жена сына для свёкра.

  11. Сестра жены.

3. Мама мужа для его жены. (Свекровь)

4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка)

По горизонтали:

5. Отец жены для её мужа. (Тесть)

6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты)

7. Мальчик для родной сестры. (Брат)

8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин

По вертикали:

1. Сестра мужа для его жены. (Золовка.)

2. Жена сына для его матери. (Невестка.)

3. Мама мужа для его жены. (Свекровь.)

4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка.)

По горизонтали:

5. Отец жены для её мужа. (Тесть.)

6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты.)

7. Мальчик для родной сестры. (Брат.)

8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин.)

- Есть ли у вас желание узнать названия ваших родственников,

чтобы помочь решить кроссворд


Я решала кроссворд «Родственники» и обнаружила задания, на которые не знала ответа. Я хочу обратиться за помощью к вам, попытайтесь помочь мне. Вы пришли к выводу о том, что знаний, которые у вас есть, недостаточно для решения кроссворда. Как быть?

- Как и где можно получить необходимую информацию?

- Какой из перечисленных источников доступен нам в данный момент? Где мы можем получить информацию по интересующему нас вопросу быстрее и точнее?

СЛАЙД обяснение

А теперь вернемся к нашему кроссворду и ответим на вопросы

- Молодцы! Теперь открываем страницу 24. Я предлагаю вам ознакомиться с данными фотографиями.

- На первой и второй фотографиях, как вы могли понять из надписи ниже, представлены два поколения семьи российского императора Николая второго.

- А вы знаете, что значит слово «император»?

-Давайте прочитаем определение на слайде. (Император - глава империи, а империя в свою очередь-это могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.СЛАЙД

- На третьей и четвёртой фотографиях вы можете увидеть целых три поколения российского полковника. А с пятой по восьмую фотографию нам представлены обычные современные семьи.СЛАЙД

- Что вы можете предположить,  внимательно рассмотрев эти фотографии? (Раньше в семьях было большее количество детей и т.п.)


Слушать учителя.


Разгадывать кроссворд.


Отвечать на вопросы учителя.



Работать с учебником.


Рассматривать иллюстрации в учебнике.


Знакомиться с понятием на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание в рабочей тетради.


Работать в парах.


Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя.

Творческая работа.

а) изготовление семейного герба.


- Эти названия степеней родства пришли к нам с давних пор. Во время Средневековья, во времена рыцарей, зародилась традиция изображать герб своей семьи. Герб – это отличительный особый знак, который объединяет членов семьи, помогает рассказать о достижениях и семейных ценностях в формах и символах. Об этом мы с вами уже говорили, вы в группах создавали проекты семейного герба, поэтому сейчас я предлагаю нарисовать макет семейного герба и защитить его.

- На столах у вас фигура чего? Почему? Щит что символизирует?

Работа в группах


Щита

Защита, покровительство



По окончании работы каждая группа помещает на доске макет герба и защищают.

Личностные УУД:

приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные УУД: продуктивно общаться в совместной деятельности, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.






Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.


2 мин.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним:

- Как родители называют рождённых ими мальчика или девочку?

- Как дети называют сестру/брата своих мамы или папы?

- Как дети называют родителей своих мамы и папы?

- Кого называют своими двоюродными братьями/сестрами?

- Кто такие тесть и тёща? Свёкор и свекровь?

- Кто кого называет свояченицей или шурином? Деверем или золовкой?

- В чём заключается разница между кровным родством и родством по свойству?




А сейчас каждый возьмите красное сердечко, лежащее на парте, и напишите пожелание (одно слово) всей семье или кому-то из членов семьи, прикрепите маленькие сердечки в одно большое белое, а затем мы поместим их на доску.


Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Сын, дочь

Тетя, дядя

Бабушки, дедушки

Детей тети, дяди

Родители жены

Родители мужа

Кровное – это родственники внутри своей семьи,

По свойству – это приобретенные родственники после женитьбы молодых.



В это время звучит песня о семье «Моя семья»Дети пишут пожелания и приклеивают сердечки в большое сердечко(получается три больших сердца, внутри которых бьются маленькие сердечки)

Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.














Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

Вспомните все, о чем мы говорили на уроке, какие задания выполняли. Закончите предложения (Слайд 10):

Я узнал(а) на уроке _______________________ .

Я понял(а) _______________________________ .

Я удивлён(а) _____________________________ .

Я работал(а) с ______________ настроением.

Я __________________ своей работой.

Я испытывал(а) затруднения, когда ________ .

Оцените себя. Выберите символ, который соответствует вашим ощущениям от урока.

- Посчитайте количество фишек. Оценки.

- Я желаю вам и вашим семьям добра и солнца.

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«На свет появился - с людьми породнился»

Автор: Нухова Самера Алиловна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531318

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства