Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду. Помочь читателю отличить хорошее от плохого, а неправильный поступок простить и помочь ему впредь такое не совершать.доказать, что трудом не наказывают, а исправляют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, пословицы, снежинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- У нас урок литературного чтения, урок общения. Я очень рада видеть вас и наших гостей на нашем уроке. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь, а теперь садитесь. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
2.Проверка домашнего задания.
* Краткий пересказ рассказа « Живая шляпа»
-Что вы можете сказать о ребятах? Какие они? Какими они показали себя в момент встречи с «живой» шляпой: смелыми;
шутливыми;
любопытными;
находчивыми;
догадливыми;
добрыми?
- Как вы думаете, мог бы произойти такой случай на самом деле? Очень хорошо!
3.Речевая разминка.
Ок- ок –ок –падает снежок
Ип- ип- ип – слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре
- Прочитайте первое предложение с вопросительной интонацией.
-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
-А теперь прочтите ее громко и быстро.
4. Постановка целей урока.
- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?
- Какие это произведения?
- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
А Н К Е Г О Р ( НА ГОРКЕ)
-Что такое горка? Объясните.
- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. Значит, слово « горка» – многозначное.
-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
- Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
-Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Чем можно заниматься на горке?
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
-Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.
- А ещё мы ответим на 2 вопроса:
*Признаваться или не признаваться в совершённом проступке?
*Почему рассказы Носова не стареют?
5. Подготовка к первичному восприятию текста.
-Откройте учебник на стр. 60. Сейчас я буду вам читать это произведение, а вам необходимо внимательно следить и подчеркивать карандашом непонятные слова.
(чтение произведения учителем)
-Ребята, какие непонятные слова вы подчеркнули?
Словарная работа.
Чиркать – быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо. ( В
рассказе – коньками по снегу)
Фанерка – тонкий лист древесины
Дворницкая – помещение для дворника (Найдите толкование этого слова в конце учебника)
Четвереньки – поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.
6. Проверка первичного восприятия текста
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
Физкультминутка
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
Раз, два – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
7. Анализ произведения, выборочное чтение
- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
- Что делали ребята?
- Прочитайте, как они строили горку.
- А что делал Котька, когда ребята трудились?
-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)
-Какой он? (хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)
- Что из этого вышло? Прочитайте.
-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?
(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
- Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста…
- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).
- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой- 3?
- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
- Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:
- «Как сказать правду?»,
- «Признаться или не признаться в совершённом проступке?»
- Как поступил Котька? Как вы относитесь к этому поступку героя?
- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай. Признайся, попроси прощение)
Физкультминутка (Релаксация)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.
8. Деление текста на части, составление цитатного плана.
- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
- Давайте расставим картинки по порядку.
- Какой картинки не хватает?
- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
План
1.Строительство горки ребятами.
2.Хитрец на скользкой горке.
3.Котька посыпает горку песком.
4.Ребята заставили товарища работать.
5.Котьке понравилось трудиться.
-Этот план поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный. Цитата – точная, дословная выдержка из текста.
- Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?
Примерный план:
« Целый день ребята трудились – строили горку во дворе»
« А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой!»
« Только полез на горку – бух носом!»
« Он стал из ящика песок на горку таскать»
«Коньки-то по песку не едут!»
« Тут прибежали ребята»
« Бери сейчас же лопату!»
9. Обобщение материала.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.
-Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:
ДРУЖБА , ЗЛО, ТРУДОЛЮБИЕ, РАДОСТЬ, ЛЕНЬ, ЗАВИСТЬ.
-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?
Чтобы:
- Развеселить читателя ,подшутить над кем- нибудь.
- Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
- Разбудить фантазию.
- Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
- Итак, все выводы верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
10. Рефлексия
-Выберите и продолжите любое предложение
* На сегодняшнем уроке я узнал...
*На этом уроке я похвалил бы себя за...
* После урока мне захотелось...
* Сегодня я сумел....
- Я предлагаю составить синквейн к сегодняшнему рассказу.
1) – сущ. Ребята
2)- прилаг. Дружные, трудолюбивые
3) –3 глаг. Трудились, строили, поливали
4) – фраза: Хорошо работать дружно
5) – сущ. Молодцы!
- Напишите на своей снежинке свое имя, оцените работу на уроке и поставьте себе отметку. А теперь прошу выйти к доске со своими снежинками - оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какая красивая горка у нас получилась! Вам нравится? Вы довольны?
11. Подведение итогов урока.
-Ребята, с творчеством какого автора мы с вами сегодня познакомились?
-Какое произведение мы читали?
-Назовите главных героев этого произведения.
Главные герои рассказа Носова "На горке":
1.Ребята, которые строили горку.
2.Котька Чижов, хитрец из 6 квартиры
-Ребята, хороший ли поступок совершил Котька по отношению к другим? Осуждаете ли вы его?
Какова главная мысль этого рассказа?
На чужой труд смотреть весело и интересно, но и свой труд может быть в радость.
- Вернёмся к началу урока. Каков был второй вопрос?
Почему рассказы Носова не стареют?
- Можем мы ответить на этот вопрос?
- Рассказы Носова учат нескольким вещам. Прежде всего - не отрываться от коллектива и не лениться. Если бы Котька с самого начала работал вместе с ребятами, которые его звали, то глупая идея засыпать горку песком не пришла ему в голову. Второй урок заключается в том, что прежде чем что-то делать, надо подумать, а так ли хорошо это придумано. Ну и третий урок о физическом труде, который может приносить радость и моральное удовлетворение, забывать не следует.
12. Задание на дом.
1.Выразительное чтение всего произведения (стр.60-63)
2. Пересказ от имени Котьки.
3.Подобрать пословицы к рассказам Н. Носова.
Только после доброго труда наступает добрый отдых.