Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью;
Корректировать свою деятельность, диалоги с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
Вычитывать все виды текстовой информации;
Слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, задавать вопросы;
формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
воспитывать любовь к русской природе;
способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование:
портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, рисунки детей «Как я представляю Мороза», выставка книг с произведениями Н.Некрасова, памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению, листы белой бумаги, цветные карандаши, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.
Ход урока:
Психологический настрой учащихся.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Работа над пословицами о зиме.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середина.
Февраль – месяц лютый, спрашивает как обутый.
- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
Подготовка к восприятию стихотворения Некрасова Н.А. (Мороз - Воевода).
Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения «Мороз-воевода» Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз-воевода».
Некрасов написал поэму «Мороз Красный нос» о женщине крестьянке, о её встрече с Морозом в лесу. Мы познакомимся с отрывком из поэмы - “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Кто может поставить цели перед нами?
(Ознакомиться с новым стихотворением. Найти его особенности).
4.Первичное восприятие текста.
Учитель читает стихотворение.
- Понравилось это стихотворение, чем?
5. Словарная работа (по презентации).
6. Определение темы и жанра произведения.
- Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).
-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).
-Как покоряется Морозу природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).
-Что он может?
-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).
-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).
8. Словесное рисование образа «Мороза - Воеводы».
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
9. Представление сказочного образа Деда мороза.
Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках? (В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стихотворении у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).
-Какова основная мысль стихотворения? (Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н.Некрасов - он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
10. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Индивидуальное и хоровое чтение.
11. Итог урока.
-Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
12. Рефлексия.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?