Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме:
Н.Носов «Ступеньки» (УМК «Начальная школа XXI века»)
Клименко Ирина Николаевна
Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н.Н. Носова «Ступеньки», навыков правильного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н.Носов "Ступеньки"-урок чтения 1класс »
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме:
Н.Носов «Ступеньки» (УМК «Начальная школа XXI века»)
Клименко Ирина Николаевна
Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н.Н. Носова «Ступеньки», навыков правильного чтения.
Планируемые результаты
Личностные
Метопредметные
Предметные
Применение правил делового сотрудничества; проявление в конкретных ситуациях взаимовыручки, доброжелательности
Регулятивные: анализ собственной работы: соотнесение плана и совершенных операций, выделение этапов и оценивание меры освоения каждого, нахождение ошибок, установление их причин. Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить информацию, необходимую для её решения; строить речевое высказывание, используя выразительные средства языка; сотрудничать с одноклассниками при работе в парах, группах. Познавательные: овладение приёмами понимания прочитанного произведения; осознанное построение речевых высказываний, рассуждений; выделение информации из текста
Содействовать развитию умения отвечать на вопросы, по содержанию текста; оценивать героев произведения по поступкам; пересказывать отрывки из произведения; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Глаза смотрят и всё видят
Уши слушают и всё слышат
Сначала думаю потом говорю.
Помню что в классе я не один
Умею слушать мнение других.
-Чему учимся на уроках чтения? (читать, рассуждать, говорить, слушать)
Пожелаем друг другу успехов на уроке.(работа в парах, желают успеха встречаются пальчиками по очереди)
II. Актуализация знаний
Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие в мир литературы. Нам понадобятся: знания, жизненный опыт, терпение, уважение к мнению друг друга. А, сейчас нам нужен опыт предыдущего урока.
Работа в парах. Задания на карточках разного цвета:
(таким цветом будем делать самооценку на листах самооценивания,у каждого уч-ся лист самооценки-лесенка)
III. Мотивация к учебной деятельности.
1) – А хотелось бы вам ещё познакомиться с произведениями о детях? (Выслушиваются ответы)
2) Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на выставку книг, есть ли здесь знакомые вам произведения?
-Какие?
-Кто автор?
-Что вы знаете о Н.Н. Носове?
IV.Открытие новых знаний
1) Знакомство с биографией писателя. (Демонстрация портрета Н.Носова)
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Носову. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И так, Носов, стал сочинять для него забавные рассказы. Первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. В дальнейшем появились другие рассказы.
2) Постановка учебной цели и задач
(На доске записана тема урока Н.Н.Носов «Ступеньки»)
- Назовите план нашей работы при изучении произведения.
(Чтение, определение жанра и темы, осознание своей и авторской позиции к прочитанному, оценка своей работы).
-Какие задачи поставим перед собой на урок?
3) Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки» учителем.
4) Беседа по вопросам.
- О ком этот рассказ?
-Что Вы узнали о Пете?
- Что произошло с мальчиком на лестнице?
- Кто помог Пете?
- Как?
5)Работа в парах - определение темы и жанра произведения
6) Взаимопроверка с опорой на слайд.
-Кто не допустил ошибок?
7) Физкультминутка.
- Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.Учащиеся выполняют движения под музыку.
V. Первичное закрепление знаний и способов действий
1) Беседа по вопросам.
- До какого числа Петя научился хорошо считать?
- А какое число он забыл?
- Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получится?
2) Работа с произведением (аналитическое чтение).
-Как начинает рассказ? Прочитайте.
- Как именно вы себе представляете Петю? (Словесное рисование)
-Что рассказал Петя сестре, придя из детского сада? (прочтите по ролям).
- Какая проблема возникла у Пети?
- Какое решение принял мальчик? (Спуститься вниз и начать всё с начала)
- Сколько раз спускались вниз дети?
- Как себя вела Валя в данной ситуации? (Она пыталась помочь брату)
- Смог ли Петя сам вспомнить число, следующее за числом «пять»?
- Кто ему помог?
- Найдите и прочитайте как? (чтение по ролям)
-Как к Пете относится Н.Носов?
- А к Вале?
-А как к героям относитесь вы?
-С кем из них вы бы хотели дружить?
-Почему?
4)Физкультминутка для глаз( Мячики,часики,кукла,жмурки)
VI.Применение полученных знаний.
Оживите иллюстрацию-прочитать в тексте
1) Работа в группах с деформированным планом текста.
-Ребята, воспроизведите последовательность событий рассказа и соберите предложения по порядку.
-Ну что ты остановился?
-Ну –ка, лучше снова начнем сначала.
-А, я уже считать умею!
-Может быть, двадцать пять.
- Хорошо, что лестница кончилась…
- А дальше «шесть», сказала мама.
- А я не пойду дальше, пока не вспомню.
2) Самопроверка по слайду.
-Обратите внимание на слайд, проверьте свою работу.
3) Выбор заглавия рассказа. (слайд).
- Выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа Н.Носова «Ступеньки»:
1.«Терпение и труд, все перетрут»;
2.«Глаза бояться, а руки делают»;
3.«Умел начать, умей и закончить».
4. «Всякое уменье трудом даётся».
VII. Итог урока.
-Как звали сестрёнку Пети?
-На какой ступеньке застрял Петя?
-Кто был старше Петя или Варя?
-Сколько всего было ступенек?
-Что вам понравилось в характере Пети?
-Можно ли научиться новому делу без настойчивости?
VIII.Рефлексия
На сегодняшнем уроке мы с вами узнали о мальчике Пете, который проявил настойчивость в достижении цели. А каких высот достигли сегодня вы? Проанализируйте результаты своей работы, на уроке и покажите, на какую ступеньку познаний вы поднялись. (Дети объясняют свой выбор)