Мы в ответе за всё живое на планете. Урок по чтению "Ребята и утята"
Мы в ответе за всё живое на планете. Урок по чтению "Ребята и утята"
ЦЕЛЬ:
ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ВЛАДЕЮЩЕГО ПРОЧНЫМИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ, СПОСОБАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧА 1.
Формировать на материале художественных и научно – популярных текстов гражданскую позицию будущего гражданина.
(Учить видеть, наблюдать и понимать беззащитность природы и её обитателей, не губить живое, а помогать приумножать её богатство. Воспитывать любовь и заботливое отношение к ней, стремление оберегать природу и её обитателей).
ЗАДАЧА 2.
Обучение полноценному восприятию, пониманию и воспроизведению текста М.М.Пришвина «Ребята и утята» через его чтение, работу над ним и ответы на вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Мы в ответе за всё живое на планете. Урок по чтению "Ребята и утята" »
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.
ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята».
СОСТАВИЛА: ГЕПТИНГ Л.К.
школа – лицей г.Лисаковска
ЦЕЛЬ:
ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ВЛАДЕЮЩЕГО ПРОЧНЫМИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ, СПОСОБАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧА 1.
Формировать на материале художественных и научно – популярных текстов гражданскую позицию будущего гражданина.
(Учить видеть, наблюдать и понимать беззащитность природы и её обитателей, не губить живое, а помогать приумножать её богатство. Воспитывать любовь и заботливое отношение к ней, стремление оберегать природу и её обитателей).
ЗАДАЧА 2.
Обучение полноценному восприятию, пониманию и воспроизведению текста М.М.Пришвина «Ребята и утята» через его чтение, работу над ним и ответы на вопросы.
На нашем шаре на земном, Где мы родились и живём, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Зачем? Почему? Задавать вам не лень.
Вопрос за вопросом и так целый день.
Пойдёмте, друзья, по тропинке со мной ответы искать !!!
Я приглашаю всех вас в чудесный мир природы.
-На уроках познания мира вы уже узнали, что природа бывает живая и неживая.
-Что относится к живой природе?
( К живой природе относятся птицы, люди, звери, рыбы).
- Что относится к неживой природе?
(Солнце, воздух, камни и т.д.- это всё неживая природа).
-И сейчас мы с вами отправимся на чудесную полянку, в сказочный лес. Какое время года сейчас? А как вы думаете, глядя на картину, в какой лес мы с вами отправимся: зимний, весенний, летний, осенний?
( Мы отправимся в летний лес.)
-Давайте закроем глазки и помечтаем, что мы оказались в летнем лесу, на чудесной полянке.
Послушайте. Вы слышите? Вам песня не слышна? Поёт, звенит таинственно, лесная тишина.
-Что же вы слышите и представляете?
(Ответы детей).
-Мой друг, когда ты входишь в лес, один или с толпой, Будь с рюкзаком ты или без – закон для всех простой: Коль хочешь слушать леса звук, так помолчи и не кричи, Зверей и птиц полно вокруг, пугать их нет причин.
-АНАГРАММЫ.
Но мы с вами не просто будем гулять по лесу, но и ещё что-то делать. Переставьте слоги, буквы так, чтобы получились красивые слова, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
ТАТЬЧИ
Читать
ДАТЬЛЮНАБ
Наблюдать
НАТЬМИВСПО
Вспоминать
МАТЬДУ
Думать
2.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1ГРУППА.
-Первая группа ребят получила государственный заказ по составлению и оформлению правил поведения в природе, которые будут предложены для оформления общественных мест для отдыха людей. Каждый участник приготовил рисунок по своему правилу, читает правило и защищает свой проект (несколько предложений).
А вот это и есть та природа и те общественные места, где отдыхают наши люди. И это не где – то, а фотографии нашей речки, наших мест отдыха.
-Вы увидели на самом деле во что можно превратить “кусочек” природы. Я уверена, что вам никогда не захочется разорять муравейники или гнезда, разрушать красоту природы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к ней после нашего сегодняшнего разговора?
-Родная природа, родной дом. Нет, недаром у этих двух существительных одно прилагательное. Так как не без рода мы, не без племени, то должны думать о нашем будущем, о будущем наших детей, внуков, правнуков.
-Что мы, люди, можем сделать для природы доброго и полезного? Кто поделится своими рассуждениями?
Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!
2 ГРУППА.
Мини – сочинения:
-За что лес мог бы сказать тебе: спасибо?
-За что лес мог рассердиться на тебя?
-МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И ТАИНСТВЕННОГО В ПРИРОДЕ!
-ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЕЩЁ УЗНАТЬ ИЛИ СПРОСИТЬ У ЛЕСА?
-ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ:
Мини – тест:
А)Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
Б)В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
А)Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
Б)Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
А)Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Б)Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
САМОПРОВЕРКА.
А Б Б СПАСИБО!!!
-Вывод. Как вы понимаете эти слова?
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. ( В. Берестов)
3.ФИЗМИНУТКА.
4.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Продолжаем нашу прогулку. И сегодня мы познакомимся с вами с творчеством ещё одного писателя
МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА ПРИШВИНА.
Михаил Михайлович родом из Орловщины - зелёного, щедрого края. Был одним из певцов природы, завещавший детям любить ее, познавать тайны, не стремясь что- то в ней ломать и переделывать. Написал очень много рассказов про природу, животных и сказку-быль « Кладовая солнца».
(Выставка книг)- рассмотреть.
Посмотрите, какие у него добрые глаза. Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша.
В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. (биографию рассказывает ученик)
А вот как вспоминал сын М.Пришвина Пётр Михайлович о своём отце ( по ролям готовят дети).
1.Что, по его мнению, является самым главным в характере Михаила Михайловича?
Мечтательность, пристальное внимание ко всему, что его окружало. Он всегда носил с собой записную книжку и карандаш, чтобы записывать свои наблюдения. А работал он так: изредка, прерывая запись, смотрел в небо, шевелил губами, улыбался и опять спешно что-то записывал... “Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский!»- говорил он сыну.
2.Скажите, какой случай произошёл с Пришвиным в детстве, имевший большое значение в его творческой судьбе?
Он хотел убежать в далёкую, неведомую страну. И оказалось, что “неведомая страна” – это творчество. Значит, он всю жизнь совершал удивительные путешествия.
(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДЕТСТВА). (В роли Пришвина рассказывает ученик).
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы отправиться на охоту. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем!
Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь - в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.
-И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:
Вдоль по речке, по водице, Плывет лодок вереница, Впереди корабль идет, За собою всех ведет.
( Утка с утятами.)
-Прочитайте как называется произведение, над которым мы сегодня будем работать.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
При чтении этого произведения попадутся новые слова. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – русская мера длины.
ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место.
КУЗНИЦА – там работает кузнец.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.
ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.
ОЗЕРО – естественный, замкнутый в берегах большой водоём.
Как вы понимаете эти слова?
ОЗЕРО РАЗЛИВАЛОСЬ – стало больше в размере.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали, забросали.
В ВЕЛИЧАЙШЕМ ВОЛНЕНИИ – в большом, сильном.
ГЛУПЫШИ – неразумные, многого ещё не знают.
В ОБХОД ДЕРЕВНИ – кругом деревни.
Самый главный персонаж нового рассказа – это уточка чирок-свистунок (звуковое сопровождение).
Кто же она такая? Что интересного рассказывается о ней в энциклопедии. (рассказывают дети)
Чирок-свистунок - одна из самых распространенных уток в нашей местности. Обычно больше встречается в лесной зоне. Ранней весной на лесных болотах всегда можно встретить этих самых маленьких наших уток. С наступлением темноты чирки - папы совершают быстрые полеты. С необыкновенной скоростью проносятся над лесом с мелодичным свистом "фри- фри".
Полет легкий, красивый. С воды может подняться вверх и также быстро сесть даже на любую лужу в лесу, столбом спускаясь меж деревьев.
Чирок – свистунок гнездится на земле, на кочках, вблизи водоёмов, лесных ручьёв, озер, болот и даже придорожных канав. Гнезда хорошо укрыты.
Уточка – мама выводит до 10 птенцов. Утята в выводках растут быстро, и в конце июля можно встретить по вечерам летающих над родным болотом молодых свистунков. Из всех речных уток чирок –свистунок наиболее осторожная птица. Осенью чирок-свистунок становится упитанным, жирным. Может весить до полкилограмма. Осенний отлет на зимовки поздний - в конце сентября - октябре. Улетают ночью стаями от 6 до 15 штук.
5.ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
Сейчас мы будем читать рассказ, все внимательно следите и ответьте на проблемный вопрос:
Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
(Чтение текста).
6.РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.
1.Какие трудности пришлось перенести утке, которая вывела утят?
(Перевести утят из леса в обход деревни к озеру)
2.Как она вела утят?
(В местах, скрытых от глаз человека, лисицы и ястреба).
3.Опишите, что произошло около кузницы?
4.Прочитайте диалог писателя с ребятами.
5.Почему они «струсили»?
6.Почему обрадовались приказанию?
7.Какое действие писателя вызвало у ребят смех?
8.Как автор объяснил своё поведение?
9.Почему он пожелал утятам счастливого пути?
10.Вывод по прочитанному.Что хотел сказать и показать автор этим рассказом?
Берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело –
вырастить своих птенцов.
-ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу: Дитя плачет, а у матери сердце болит. - Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать, будет переживать?
-Что делала мать, когда ребята ловили утят?
-Как мать встретила утят после их возвращения?
-ЧТЕНИЕ ТЕКСТА И СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЛАНА РАССКАЗА.
1.В озеро, на свободу.
2.Мать позади.
3.И тут их увидели ребята.
4.Возвратить утке всех утят!...
5.До свидания, утята!...
-ВЫВОД.
Каким событием закончился рассказ? Отчего писателю и ребятам стало радостно?
-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся этот рассказ?
Рассказчик – человек, понимающий и любящий природу, заботится о судьбе маленьких утят и их матери. Он не прошёл молча мимо, а остановился и исправил то, что натворили ребята. Автор отнесся к ним, как к «братьям нашим меньшим», по – дружески и очень чутко. Сколько доброты в его словах, обращенных к утятам, бегущим на волю: «Счастливого пути, утята!»
-Есть хорошие слова:
“ Ты пришёл в гости к природе, не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях”.
-Как вы понимаете эти слова?
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке.
Ты – тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет.
И надо постараться, Нам с этим не расстаться !
Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А Земля без зверей – не Земля!
7.ИТОГ УРОКА.
-Как называется наша большая тема, по которой мы продолжали работать на уроке?
-Какой вывод вы сделали для себя?
-Что понравилось на уроке больше всего или что вам запомнилось?
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.