kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мы в ответе за всё живое на планете. Урок по чтению "Ребята и утята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:

 

ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ВЛАДЕЮЩЕГО ПРОЧНЫМИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ, СПОСОБАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

ЗАДАЧА 1.

  Формировать на материале художественных и научно – популярных текстов гражданскую позицию будущего гражданина.

    (Учить видеть, наблюдать и понимать беззащитность природы и её обитателей, не губить живое, а помогать приумножать её богатство. Воспитывать любовь и заботливое отношение к ней, стремление оберегать природу и её обитателей).

 

ЗАДАЧА 2.

 Обучение полноценному восприятию, пониманию и воспроизведению текста М.М.Пришвина «Ребята и утята» через его чтение, работу над ним и ответы на вопросы.  

 

ЗАДАЧА 3.

Совершенствовать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения.

 

Долгожданный дан звонок - начинается урок!

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мы в ответе за всё живое на планете. Урок по чтению "Ребята и утята" »







УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.


ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята».



СОСТАВИЛА: ГЕПТИНГ Л.К.





школа – лицей г.Лисаковска



ЦЕЛЬ:


ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ВЛАДЕЮЩЕГО ПРОЧНЫМИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ, СПОСОБАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


ЗАДАЧА 1.

Формировать на материале художественных и научно – популярных текстов гражданскую позицию будущего гражданина.

(Учить видеть, наблюдать и понимать беззащитность природы и её обитателей, не губить живое, а помогать приумножать её богатство. Воспитывать любовь и заботливое отношение к ней, стремление оберегать природу и её обитателей).


ЗАДАЧА 2.

Обучение полноценному восприятию, пониманию и воспроизведению текста М.М.Пришвина «Ребята и утята» через его чтение, работу над ним и ответы на вопросы.


ЗАДАЧА 3.

Совершенствовать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения.


Долгожданный дан звонок - начинается урок!

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.


1.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.



На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.


Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Зачем? Почему? Задавать вам не лень.

Вопрос за вопросом и так целый день.


Пойдёмте, друзья, по тропинке со мной ответы искать !!!

Я приглашаю всех вас в чудесный мир природы.


-На уроках познания мира вы уже узнали, что природа бывает живая и неживая.

-Что относится к живой природе?

( К живой природе относятся птицы, люди, звери, рыбы).

- Что относится к неживой природе?

(Солнце, воздух, камни и т.д.- это всё неживая природа).


-И сейчас мы с вами отправимся на чудесную полянку, в сказочный лес. Какое время года сейчас? А как вы думаете, глядя на картину, в какой лес мы с вами отправимся: зимний, весенний, летний, осенний?

( Мы отправимся в летний лес.)


-Давайте закроем глазки и помечтаем, что мы оказались в летнем лесу, на чудесной полянке.

Послушайте. Вы слышите? Вам песня не слышна? Поёт, звенит таинственно, лесная тишина.

-Что же вы слышите и представляете?

(Ответы детей).


-Мой друг, когда ты входишь в лес, один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без – закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук, так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг, пугать их нет причин.


-АНАГРАММЫ.


Но мы с вами не просто будем гулять по лесу, но и ещё что-то делать. Переставьте слоги, буквы так, чтобы получились красивые слова, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.


ТАТЬЧИ 

Читать

ДАТЬЛЮНАБ      

Наблюдать

НАТЬМИВСПО    

Вспоминать

МАТЬДУ

Думать


2.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


1ГРУППА.

-Первая группа ребят получила государственный заказ по составлению и оформлению правил поведения в природе, которые будут предложены для оформления общественных мест для отдыха людей. Каждый участник приготовил рисунок по своему правилу, читает правило и защищает свой проект (несколько предложений).


А вот это и есть та природа и те общественные места, где отдыхают наши люди. И это не где – то, а фотографии нашей речки, наших мест отдыха.




-Вы увидели на самом деле во что можно превратить “кусочек” природы. Я уверена, что вам никогда не захочется разорять муравейники или гнезда, разрушать красоту природы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к ней после нашего сегодняшнего разговора?


-Родная природа, родной дом. Нет, недаром у этих двух существительных одно прилагательное. Так как не без рода мы, не без племени, то должны думать о нашем будущем, о будущем наших детей, внуков, правнуков.


-Что мы, люди, можем сделать для природы доброго и полезного? Кто поделится своими рассуждениями?

Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!


2 ГРУППА.

Мини – сочинения:

-За что лес мог бы сказать тебе: спасибо?

-За что лес мог рассердиться на тебя?


-МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И ТАИНСТВЕННОГО В ПРИРОДЕ!

-ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЕЩЁ УЗНАТЬ ИЛИ СПРОСИТЬ У ЛЕСА?

-ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ:

Мини – тест:

А)Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

Б)В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!


А)Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

Б)Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.


А)Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Б)Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.


САМОПРОВЕРКА.

А Б Б СПАСИБО!!!

-Вывод. Как вы понимаете эти слова?

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
.
( В. Берестов)


3.ФИЗМИНУТКА.


4.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Продолжаем нашу прогулку. И сегодня мы познакомимся с вами с творчеством ещё одного писателя

МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА ПРИШВИНА.

Михаил Михайлович родом из Орловщины - зелёного, щедрого края. Был одним из певцов природы, завещавший детям любить ее, познавать тайны, не стремясь что- то в ней ломать и переделывать. Написал очень много рассказов про природу, животных и сказку-быль « Кладовая солнца».

(Выставка книг)- рассмотреть.



Посмотрите, какие у него добрые глаза. Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша.

В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. (биографию рассказывает ученик)


А вот как вспоминал сын М.Пришвина Пётр Михайлович о своём отце ( по ролям готовят дети).


1.Что, по его мнению, является самым главным в характере Михаила Михайловича?


Мечтательность, пристальное внимание ко всему, что его окружало. Он всегда носил с собой записную книжку и карандаш, чтобы записывать свои наблюдения. А работал он так: изредка, прерывая запись, смотрел в небо, шевелил губами, улыбался и опять спешно что-то записывал... “Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский!»- говорил он сыну.


 2.Скажите, какой случай произошёл с Пришвиным в детстве, имевший большое значение в его творческой судьбе?


Он хотел убежать в далёкую, неведомую страну. И оказалось, что “неведомая страна” – это творчество. Значит, он всю жизнь совершал удивительные путешествия.


(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДЕТСТВА). (В роли Пришвина рассказывает ученик).


Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы отправиться на охоту. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем!

Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь - в находках.

Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.


-И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:



Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.

( Утка с утятами.)


-Прочитайте как называется произведение, над которым мы сегодня будем работать.



СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

При чтении этого произведения попадутся новые слова. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – русская мера длины.

ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место.

КУЗНИЦА – там работает кузнец.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.

ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.

ОЗЕРО – естественный, замкнутый в берегах большой водоём.


Как вы понимаете эти слова?

ОЗЕРО РАЗЛИВАЛОСЬ – стало больше в размере.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали, забросали.

В ВЕЛИЧАЙШЕМ ВОЛНЕНИИ – в большом, сильном.

ГЛУПЫШИ – неразумные, многого ещё не знают.

В ОБХОД ДЕРЕВНИ – кругом деревни.

Самый главный персонаж нового рассказа – это уточка чирок-свистунок (звуковое сопровождение).

Кто же она такая? Что интересного рассказывается о ней в энциклопедии. (рассказывают дети)



Чирок-свистунок - одна из самых распространенных уток в нашей местности. Обычно больше встречается в лесной зоне. Ранней весной на лесных болотах всегда можно встретить этих самых маленьких наших уток. С наступлением темноты чирки - папы совершают быстрые полеты. С необыкновенной скоростью проносятся над лесом с мелодичным свистом "фри- фри".

Полет легкий, красивый. С воды может подняться вверх и также быстро сесть даже на любую лужу в лесу, столбом спускаясь меж деревьев.

Чирок – свистунок гнездится на земле, на кочках, вблизи водоёмов, лесных ручьёв, озер, болот и даже придорожных канав. Гнезда хорошо укрыты.

Уточка – мама выводит до 10 птенцов. Утята в выводках растут быстро, и в конце июля можно встретить по вечерам летающих над родным болотом молодых свистунков. Из всех речных уток чирок –свистунок наиболее осторожная птица. Осенью чирок-свистунок становится упитанным, жирным. Может весить до полкилограмма. Осенний отлет на зимовки поздний - в конце сентября - октябре. Улетают ночью стаями от 6 до 15 штук.


5.ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

Сейчас мы будем читать рассказ, все внимательно следите и ответьте на проблемный вопрос:

Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?

(Чтение текста).


6.РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.


1.Какие трудности пришлось перенести утке, которая вывела утят?

(Перевести утят из леса в обход деревни к озеру)


2.Как она вела утят?

(В местах, скрытых от глаз человека, лисицы и ястреба).


3.Опишите, что произошло около кузницы?


4.Прочитайте диалог писателя с ребятами.


5.Почему они «струсили»?


6.Почему обрадовались приказанию?


7.Какое действие писателя вызвало у ребят смех?


8.Как автор объяснил своё поведение?


9.Почему он пожелал утятам счастливого пути?


10.Вывод по прочитанному.Что хотел сказать и показать автор этим рассказом?


Берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело –

вырастить своих птенцов.

-ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу:
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
-
Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать, будет переживать?

-Что делала мать, когда ребята ловили утят?

-Как мать встретила утят после их возвращения?


-ЧТЕНИЕ ТЕКСТА И СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЛАНА РАССКАЗА.

1.В озеро, на свободу.

2.Мать позади.

3.И тут их увидели ребята.

4.Возвратить утке всех утят!...

5.До свидания, утята!...


-ВЫВОД.

Каким событием закончился рассказ? Отчего писателю и ребятам стало радостно?


-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся этот рассказ?


Рассказчик – человек, понимающий и любящий природу, заботится о судьбе маленьких утят и их матери. Он не прошёл молча мимо, а остановился и исправил то, что натворили ребята. Автор отнесся к ним, как к «братьям нашим меньшим», по – дружески и очень чутко. Сколько доброты в его словах, обращенных к утятам, бегущим на волю: «Счастливого пути, утята!»


-Есть хорошие слова:

Ты пришёл в гости к природе, не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях”.

-Как вы понимаете эти слова?


Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.


Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.


Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.

И надо постараться,
Нам с этим не расстаться !


Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А Земля без зверей – не Земля!


7.ИТОГ УРОКА.

-Как называется наша большая тема, по которой мы продолжали работать на уроке?

-Какой вывод вы сделали для себя?

-Что понравилось на уроке больше всего или что вам запомнилось?


8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мы в ответе за всё живое на планете. Урок по чтению "Ребята и утята"

Автор: Гептинг Любовь Константиновна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства