Цель урока - познакомить учащихся с таблицей умножения и деления на 9, научить работать с выражениями на умножение и деление на 9.
1) совершенствовать навыки устных вычислений умножения числа 9, умений использовать изученные случаи умножения;
3) коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный момент 2 мин. | Беседа «Кто такие разведчики?» - Чем они занимаются? Как вы думаете, интересно быть разведчиком? Предлагаю ребятам попробовать себя в роли разведчиков. Для этого предлагаю им задания-испытания. | Беседа. Ответы на вопросы | Цель: формирование положительного настроя на работу. Коммуникативные: -умение вступать в диалог; -умение слушать других Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
II.Актуализация знаний 1.Устный счет 4 мин. | Решение задач в стихах (на слайде зачитываем текст задачи) Отгадывание ребусов в картинках (на слайде) Сегодня мы - разведчики. А разведчики должны быть умными и внимательными. | Проговаривают решение задач Отгадывают ребусы | Цель: закрепление знаний, полученных раннее, подготовка к изучению нового материала Познавательные: -анализ, синтез, сравнение Регулятивные: -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
2. Игра «Кто быстрее» 3 мин. | Как вы думаете, люди сразу становятся разведчиками? Настоящий разведчик должен уметь логически мыслить и находить верный ответ. Раздаю карточки по рядам 54:6 28:4 20:5 7*8 24:6 30:6 36:4 8*8 8*3 9:3 40:5 6*6 4*4 6*7 7*8 | Ответы уч-ся взаимопроверка в парах кто справился поднимают в паре руки домиком | Регулятивные: - выбирать средства достижения цели в в парах Личностные: -аргументированно оценивать свои поступки, адекватно понимать причины успеха/неуспеха |
III.Постановка учебной задачи. 2 мин. | Ребята, что вы можете сказать о числе 9? Где встречается это число? Число 9 обладает таинственной силой. В одни времена – доброй, в другие - недоброй. «У девяти не будет пути» - говорили в древности. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», в «тридесятом государстве». У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Наверное, потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в науке о числах – нумерологии-символом материального успеха. | 9 месяцев длится учебный год. В сказках. Сказка «Девять жизней одного кота» | Цель: формирование интеллектуальной активности Познавательные: - подведение под понятие – определение основной и второстепенной информации – постановка и формулирование проблемы |
IV.Открытие детьми новых знаний 5 мин. | Разведчики должны уметь предвидеть, предполагать, догадываться и логически мыслить. - Продолжите ряд чисел. 9, 18, 27, 36, 45, …, …, …, …., …. - Что можете сказать об этом ряде чисел? - Что общего у всех чисел данного ряда? Сформулируйте тему и задачи урока. Что такое умножение? Зачем нам знания таблицы умножения? Как называются числа при умножении? Что показывает первое число в записи? Второе? Пользуясь рядом чисел – составим произведения, первый множитель которых равен 9 9 х 2 = 18 9 х 6 = 54 9 х 3 = 27 9 х 7 = 63 9 х 4 = 36 9 х 8 = 72 9 х 5 = 45 9 х 9 = 81 9 х 10 = 90 - Что у нас получилось? - Какие произведения вы встречаете впервые? - Что значит 9х9? -Проверяем: (счёт цепочкой) | Ответы уч-ся Будем учиться составлять таблицу умножения и деления с числом 9 Ответы уч-ся таблица умножения 9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90 9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=90 | Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания - умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные: - фомулировка учебной деятельности -волевая саморегуляция в ситуации затруднения - выполнение пробного учебного действия |
V.Работа над новым материалом 8 мин. | А теперь узнаем, кто из разведчиков раскрыл больше преступлений. Задачи ( с записью в тетрадь) 1. Роберт Ханссен в месяц раскрывал по 3 дела. Сколько преступлений он раскрыл за 9 месяцев? 2. Рихард Зорге работал 4 года над сложными делами, раскрывая по 9 дел за год. Сколько им было раскрыто дел за это время? Работа по учебнику. Решение задачи. - Что известно? - Что спрашивается? - Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Что узнаем первым действием? Вторым? Вы справились со всеми испытаниями, значит, можем отправляться дальше. Теперь я вас познакомлю с простым способом запоминания таблицы умножения. Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков. А сейчас ваши пальчики превратятся в калькуляторы. Проверим. Чтобы умножить 9 на число, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывают первую цифру произведения – десятки, а число пальцев справа – вторую цифру – единицы. Предлагаю: 9*2=18, 9*3=27 | Записывают решение Ответы уч-ся Решение с доски, самопроверка Учащиеся практикуются в нахождении нескольких значений произведений | Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала Коммуникативные: -умение слушать других -адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач -формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации Познавательные: -умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей -умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя – осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: -волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
VI.Физкультминутка со счетом 2 мин. | | | Цель: восстановление физических и духовных сил |
VII.Закрепление 6 мин. | Запишите выражения и найди его значение Произведение 5 и 9 Частное чисел 36 и 9 Делимое 54, делитель 9, частное? 72 уменьшить в 9 раз Задача От проволоки длиной 90 см отрезали 9 см. Оставшуюся часть проволоки разделили на 9 кусков. Какова длина каждого куска проволоки? | Самостоятельно записывают и решают (Взаимопроверка в парах) Решение у доски с краткой записью | Цель: усвоение нового способа действий, создание ситуации успеха Коммуникативные: -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение работать в паре Познавательные: -выполнение учебной задачи |
VIII.Самостоятельная работа 5 мин. | Ребята, вы справились со всеми заданиями. А теперь попробуйте сами определить свое мастерство. Дается задание на карточках по 3 уровням: Карточка 1(базовый) Продолжи ряд чисел, затем расположи их в порядке возрастания 81, 72, ..., …, …, …, …, … . Карточка 2(средний) Составить примеры на умножение и деление числа 9, опираясь на связь умножения и деления. а*с=х х:с=а х:а=с Карточка 3(высокий) Запиши выражения и найти значения Из 56 вычесть частное чисел 45 и 9 13 увеличить на произведение чисел 9 и 6 Частное чисел 72 и 8 умножить на частное чисел 63 и 9 | Дифференцированное выполнение самостоятельной работы. Дети сами выбирают себе задание по силам | Цель: формирование отработки действия по алгоритму Регулятивные: -умение работать самостоятельно -контроль, коррекция, оценка -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: – самостоятельное создание алгоритмов деятельности - выполнение действий по алгоритму |
IX..Итог 2 мин. | Вы успешно справились с испытаниями, как настоящие разведчики. Ребята, мы еще не раз встретимся с цифрой 9. Дома вам необходимо выучить таблицу умножения 9 и составить таблицу деления на 9. Сегодня вы были настоящими разведчиками. - С какой таблицей познакомились? - Что узнали нового? Чем занимались? | Работали над темой “Умножение числа 9 и деление на 9”, решали задачи и примеры, выполняли задания | Цель: соотнесение цели урока и результата Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности |
X.Рефлексия 1 мин. | Отметьте на полях кружок зеленым цветом если: Желтым цветом: Красным цветом: | | Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценивание результатов собственной деятельности Личностные: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности |