Автор учебника: Полякова А.В.
Тема урока: «Обстоятельство времени».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создать условия для изучения нового материала.
Задачи: формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять , что оно обозначает и какой частью речи может быть выражено обстоятельство времени; повторить изученные орфограммы;
развивать: устную и письменную речь; способность исследовать, анализировать, делать выводы; обогащать словарный запас;
воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, товарищество и коллективизм, самооценку, самоконтроль
-воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение.
Этапы | Ход урока | |
1.Оргмомент. Настроить на работу | (уч)Где? (дети)Когда? (уч)Куда? (дети)Откуда? (уч)Там, (1ряд)тогда,(2 ряд) туда, (3 ряд)оттуда, (1ряд)Завтра,(2 ряд) утром,(3 ряд) спозаранку, (все)Сверху, снизу, наизнанку. Что проговорили? (рифмовку) Из каких слов состоит рифмовка? ( вопросы и наречия) С какой целью мы её проговорили? (вопросы и наречия нам могут понадобиться на уроке) | Слова по очереди проговаривает учитель и дети |
2.Чистописание. Слайд 1 Слайд2 | Пропишите соединения по образцу, чередуя до конца строки прил сущ гл обст нар Может уже кто догадался, что это за соединения? (Ответ: прилагательное существительное глагол обстоятельство наречие) Что заметили? (части речи и второстепенный член предложения) Проверим: Прилагательное, существительное, наречие, глагол – части речи. Обстоятельство – второстепенный член предложения. | Соединения букв дополнительно нужно обвести в овал |
3. Актуализация знаний. Слайд3 Вопросы читает учитель. Одновременно на слайде они постепенно появляются. Рефлексия. На этом же слайде после ответов детей показать правильный ответ и заполнение таблицы Отключить проектор. | 1.Предлагаю вам проверить свои знания по теме «Обстоятельство» Блиц- опрос. Если вы согласны с утверждением, то цифру , обозначающую номер вопроса, обводите в кружок. Если не согласны с утверждение, то зачеркиваете эту цифру. 1)Обстоятельство – это часть речи. 2)Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? 3)Обстоятельство может быть выражено наречием. 4)Обстоятельство – второстепенный член предложения. 5)Обстоятельство – музыкальный инструмент. 6) В предложении обстоятельство поясняет сказуемое. Назовите правильные ответы. (2,3,4,6) У кого возникло затруднение? 1)Обстоятельство – это часть речи.(нет) 2)Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?(да) 3)Обстоятельство может быть выражено наречием.(Да) 4)Обстоятельство – второстепенный член предложения. (да) 5) Обстоятельство – музыкальный инструмент. (нет) 6) В предложении обстоятельство поясняет сказуемое.(да) 1 | 4 | «5»- нет ошибок и исправлений «4»- 1 ошибка «3» - 2 ошибки Надо постараться – 3 и более ошибок | 2 | 5 | 3 | 6 | Оцените выполнение этого задания с помощью карточки. (дети поднимают карточку, которую выбрали из трех данных) Поставьте отметку на листочке, используя указанные критерии. Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы узнать новое и интересное. 2.Работа в группах. Рассмотрите. В конвертах слова. Ваши предположения, что необходимо выполнить? (составить слова) | У каждого ученика карточка с таблицей номеров и критериями оценки На зелёной – У меня всё получилось! На жёлтой – Я старался! На красной – Было затруднение. Я все повторю! У детей карточки 1 пара у доски |
4. Формулирование и сообщение темы урока. | Что заметили?( слова- выражены наречиями, в трех случаях обстоятельства места, которые выражены сущ, нар., сущ. с предл.) А что вы знаете ещё об обстоятельствах времени?(ничего) Сформулируйте тему урока… (Тему открыть на доске) | На доску: Обстоятельство времени. |
Физкультминутка. | Тренажёр для глаз. | Проговаривает ученик и показывает движения. |
5. Постановка проблемы. | Что хотели бы узнать об обстоятельствах времени? (На какие вопросы отвечают?) (Какой частью речи являются?) Чему хотели бы научиться? (задавать правильно вопрос, находить в предложении, определять части речи…) Итак, ваши предположения на поставленные вопросы…Можно посовещаться в группе полминуты. | На доску: На какие вопросы отвечает? Какой частью речи являются? На правой стороне доски записать все предположения Вопрос:…. Части речи:…. |
6.Решение проблемы. | 1. Работа в парах. Проверим ваши предположения. Ответ начни со слов: «Мы увидели, что обстоятельство времени отвечает на вопрос…, выражено…. 1)Этой осенью ребята были в театре. 2) Мелкий холодный дождь идет с утра. 3)Поход длился недолго. 1)Самолёт прилетел поздним вечером. 2)Ребята работали в поле до обеда. 3)Дети долго стояли на берегу реки. 2. Проверка работы. (по одному человеку по очереди выходят к доске, читает предложение, затем словосочетание, вывод: Мы увидели, что обстоятельства времени отвечает на вопрос…, выражено….) Что заметили слушая одноклассников?(похожие вопросы, части речи) Сформулируйте вывод…. Сравните его с версией до работы. Что нужно убрать или оставить? Применим полученные знания при выполнении упражнения. | Каждая пара получает задание на карточке были когда? осенью идет с каких пор? с утра длился как долго? Недолго прилетел когда? вечером работали до каких пор? до обеда стояли как долго? долго Вопросы и части речи прикрепить на доску слева под темой урока. |
7. Первичное закрепление. | 1)Упр.40 – прочитайте задание, выполните самостоятельно: 1 и 3 предложения – пишут девочки, 2и 4 – мальчики. 2)Проверка. Поменяйтесь тетрадями – мальчик – девочка. Объясните … ( дети проверяют и делают вывод об обстоятельствах времени…) Верните тетради хозяину. Оцените свою работу карточкой. | Выбор синей, красной , зеленой карточки |
| 3)Игра «Вертушка» Выбрать одно слово и передать дальше. 1 группа : (Снег шёл с утра до вечера) 2 группа: (Сегодня ударил сильный мороз) 3 группа: (На деревьях засиял серебристый иней) 4 группа: (Завтра мы отправимся в лес) (1гр: Вчера, шёл, до вечера, снег, с утра Что? Что делал? С каких пор? До каких пор? 2гр: Ударил, сегодня, на улице, мороз, сильный Когда? Что сделал? Какой? Что? 3 гр: Засиял, на деревьях, однажды, иней, серебристый Где? Что сделал? Какой? Что? 4 гр: Мы, в лес, завтра, отправимся, долго Когда? Кто? Что сделаем? Куда? Проверим. Каждая группа зачитывает свое предложение. Что получилось? (связный текст) Какие обстоятельства использовали?( места и времени) | У детей карточки с набором слов и схемой предложения |
8. Подведение итога урока. | Что нового узнали? Чему учились? Оцените свою работу на уроке карточкой. ( сделать обобщение…) | Выбор синей, красной , зеленой карточки |
9. Домашнее задание. | Упр. 42 – творческого характера – нужно составить и записать предложения, используя обстоятельства времени. | |
Заключение. | У вас на столе остался последний листочек Рассмотрите его и решите, что обозначает выделенное слово. Один из группы выйдет с карточкой . Встаньте в порядке , который указан на карточке. Мы сегодня(обст времени) на уроке (обст места) работали (действие) замечательно(?) Прочитаем вместе. Что обозначает твое слово?... А твое?(замечательно – я пока не знаю…) О подобных словах мы продолжим речь на следующем уроке. Спасибо всем за работу. Карточку , которой вы оценили свою работу на уроке, вложите в похожий конверт. | Дети выходят к доске и выстраиваются. На доске конверты красный, синий, зелёный |