Просмотр содержимого документа
«М.Пришвин " Медведь"»
Тема. М. Пришвин «Медведь»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление.
Цель: познакомить с рассказом М Пришвина «Медведь»
Задачи урока:
Обучающие:
· развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;
· формулировать главную мысль текста;
· находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
учить анализировать текст;
совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью
Ориентированные на развитие личности учащегося:
· развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
· развитие творческих аналитических способностей;
· развитие коммуникативной культуры.
Воспитательные:
· содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
· помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
· воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;
· воспитывать чувство толерантности.
Коррекционные:
· корректировать устную речь учащихся.
. Здоровьесберегающие:
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Фонетическая зарядка.
– А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.
Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
Введение в тему. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?
Дети: Мы изучаем раздел учебника «Ребятам о зверятах»
Учитель: Какое произведение из этой главы мы изучили?
Дети: Б.Заходер «Мохнатая Азбука»
Учитель: Чему учит нас это произведение?
Дети: Оно учит нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.
Учитель: А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?
Дети: Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.
Учитель: Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?
Учитель: Какому же человеку она их раскрывает?
Дети: Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.
4. Чтение рассказа М. Пришвина «Медведь»
Учитель: Давайте посмотрим на портрет и прочитаем фамилию автора.
Что вы можете сказать о внешнем облике писателя, о его глазах, очертаниях лица? (Он строгий, серьезный…)
Послушайте рассказ о Пришвине, который подготовила Софья. Эти сведения помогут вам лучше понять произведения автора. Подумайте над вопросом: Какова главная черта характера?
Дети: М.М. Пришвин родился в 1873 году, прожил долгую жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, которая проживала в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.
Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Учитель: Какую черту характера писателя вы выделили? (Любовь к природе, Родине, животным).
Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем»
Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.
Выставка книг
- Вот трудолюбивый дятел продолбил дырок на осине, чтобы извлечь из него червя, и так спас дерево. (“Лесной доктор”)
- О замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером поведал писатель в рассказе “Золотой луг”.
- Сколько открытий для детской души в рассказах “Журка”, “Сметливый беляк”, “Верхоплавки” и других.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением Пришвина.
-Кто герои нашего рассказа, вы узнаете, отгадав загадку
…Вперевалку зверь идет, по малину и по мед
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь).
Учитель: рассмотрите иллюстрацию на стр. 126. Соответствуют ли название и иллюстрация друг другу?
- Как вы думаете, где будут происходить события, описанные в рассказе?
Словарная работа
Соедини стрелочкой слово и его значение
Затаивался еда
Продовольствие обидно
Досадно прятался
Подшумел спугнул
Ускользнул скрылся
РАЗМИНКА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ
Чтобы легче было читать, проведем дыхательную разминку:
вдох носом, выдох через рот
вдох, задержка дыхания, выдох
вдох, выдох по порциям
Прочитайте скороговорку:
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много пчёл.
Прочитайте с вопросительной интонацией, с весёлой, грустной. А сейчас скороговоркой, быстро, ещё быстрее.
Чтение вслух учителем, учащимися и комментирование по ходу чтения
Чтение 1-й части
Вопросы после чтения:
-Какое представление о медведях у многих людей?
-Как к этому мнению относится автор – Михаил Пришвин?
-Что узнали мы о медведе?
Чтение 2-й части
- Зачем рассказчик отправился на то место, где водилось много медведей?
- Как вёл себя рассказчик, выслеживая медведя?
Почему же ему не удалось встретить медведя?
Самостоятельное чтение 3-й части
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им немного отдохнуть.
Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево
Справа – лисья нора,посмотреть направо
Слева – медвежья берлога. налево
Внизу, под осиной – ежиная нора, вниз
А высоко на дереве – беличье дупло.вверх
А далеко – далеко, за лесом – посмотреть вдаль
Наша школа! закрыть глаза
Тест
(«+» или «-»)
1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие. - (спрятана лодка)
2. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. +
3. «Птичка какая-нибудь», - подумал я. – (зверушка)
4. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл. – (мешки)
Чтение 4-й, 5-й частей
- Что значит «вымахнул» из тайги? (Выскочил резко, одним махом, неожиданно)
- Кто же оказался терпеливее – человек или медведь?
Самостоятельное чтение 6-й части
- Почему Михаил Пришвин начал и закончил свой рассказ похожими строчками? (Случай с героем рассказа лишний раз подтвердил эту мысль)
5. Итог урока
- Согласны ли вы с утверждением М. Пришвина, что у зверей есть характер? Какой характер был у медведя?
- Какое впечатление оставил у вас этот рассказ?
- Как вы думаете, почему М. Пришвин решил рассказать нам эту историю?
6. Рефлексия
Закончить урок я хочу словами М. Цуранова, которые он посвятил М. Пришвину