- Что такое морфема?( морфема – это наименьшая значимая часть слова)
- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)
3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.
Отгадаем загадку:
- Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
МОРФЕМИКА – особый раздел науки о языке
Разберем слово по составу.
1 шаг.
Окончание (сообщение ученика) значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.
Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Вопрос повышенной сложности: в каких частях речи можно обозначить окончание?
2 шаг
Основа (сообщение) – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.
Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?
3 шаг
Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.
Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.
Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание: в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?
березонька - уменьшительно- ласкательное
тараканище - значение преувеличения
футболист - значение лица
5 шаг
Приставка (сообщение) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.
Определите тему текста и озаглавьте его.
Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.
Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания
Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом – к-
Творческое задание
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
Итог урока:
Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков ( смайликов)