kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моря, реки,озера России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируемые УУД: 

- познавательные

            – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

            - проверять информацию,

            - находить дополнительную информацию, справочную литературу; 

- коммуникативные

             - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 

- регулятивные

             – действовать по плану,

             -  контролировать процесс и результаты деятельности,

             -  вносить необходимые коррективы,

             -  адекватно оценивать свои достижения; 

- личностные

             - проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моря, реки,озера России»


МКОУ «Белоносовская сош»

Бекетова Светлана Михайловна

Учитель нач. классов












Конспект урока окружающего мира


4 класс, УМК А.А. Плешакова «Школа России»








Тема «Моря, озёра, реки России»

















2022г.

Ход урока


Цели: 

- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;

- познакомить с их местонахождением;

- формировать умение работать по карте.


Формируемые УУД: 

- познавательные

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

- проверять информацию,

- находить дополнительную информацию, справочную литературу; 

- коммуникативные

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 

- регулятивные

– действовать по плану,

- контролировать процесс и результаты деятельности,

- вносить необходимые коррективы,

- адекватно оценивать свои достижения; 

- личностные

проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.


Оборудование:

электронное приложение к учебнику, использование компьютерной технологии для показа презентации.

физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, презентация.


Тип урока: изучение новой темы.

1.Организационный момент:


-Прозвенел наш друг звонок,

-Дружно сели на урок.

-Мы сидим за партой стройно

-И ведем себя достойно.


2.Введение в тему урока.

-Ребята как вы думаете для чего мы изучаем этот замечательный предмет «Окружающий

мир» (ответы детей)

-Россия – это наша любимая Родина. Мы живем в ней. И поэтому мы должны знать все о ней.

-Мы продолжаем изучать природу нашей страны.

3.Проверка домашнего задания.

На доске напечатаны слова:


Волга Енисей Кавказ Ладожское Урал


Саяны Байкал Черное Алтай Каспийское Азовское


-Нужно удалить слова, которые обозначают географические объекты, изученные на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы). Покажите их на карте.

-Что такое «каменный пояс» земли



4.Актуализация знаний.

- Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы)

- Какие водоёмы вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)

- А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете.

Отгадайте загадки:


Читаю на карте названия разные:

Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…

А с виду – зелёное, серое, синее,

Когда ни взгляни - оно очень красивое. ( Море)



Давай- ка слово назовём,

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем сами ( Озеро)



Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьётся.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То… ( Река)



- Сформулируйте тему урока? ( Моря, озера и реки России)

- Какие умения и навыки нам пригодятся? ( Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

( Ответы детей)

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

( Ответы детей)



5. Самоопределение к деятельности.

– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. -для нашей исследовательской работы мы разделимся на 3 группы. Вам нужно изучить научное определение понятий «река», «озеро», «море». В конвертах на карточках есть определение

исследуемого объекта и задание .У каждой группы свой конверт.



МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.



ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.



РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.


6. Открытие новых знаний.

а)Интерактивная обзорная экскурсия по данной теме (диск к учебнику)

-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.


б) Будем исследовать водные пространства России.

Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты .В вашем распоряжении презентация Из которой вы выбираете то, что касается вашего объекта.


Дополнительный материал для любознательных:

Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.


Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.


Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.


В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.


Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.


Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.


На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.


Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.


Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.


7. Физминутка.

-Девчонки и мальчишки размяться не хотите ли?

(любая музыкальная видиофизминутка)


8.Первичное закрепление.

Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на контурной карте,

Пользуются слайдами.

План выступления

1. Название моря, озера, реки.

2. Местонахождение ( показ на карте)

3. Интересные сведения.


Сообщение учащихся о морях.

(Обратить внимание на правильный показ объектов)

Во время рассказа идет показ слайдов

- Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?

(Эти моря холодные. Они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно- Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

- Что вы можете сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая)


Сообщение учащихся об озёрах.

Какие крупные озера вы узнали? ( ответы детей)

( Сопровождается показом слайдов)


Сообщение учащихся о реках.

( Сопровождается показом слайдов)


8. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зоркий глаз»


ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х


- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции. (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)



9. Рефлексия.

- Что узнали?

- Чему научились?

- В чём затруднялись?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

- Что захотелось сделать или узнать после сегодняшнего урока?

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?


- Оцените свою работу на уроке (капельками ,вырезанные из цветной бумаги) (Слайд 10)

Голубой – Было легко, интересно, всё понятно.

Синий – Небольшие затруднения, надо ещё поработать.

Фиолетовый – Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.


10. Итог: Мы - россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё, чтобы сберечь и сохранить ее красоту.


11. Домашнее задание:- с.66-70 ответить на ?, на контурной карте в тетради отметить все изученные объекты.

Кому понравилась исследовательская работа:

- Выяснить, в честь кого названо море Лаптевых и Берингово море.















Приложение 1


Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.


Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.


Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.


В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.


Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.


Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.


На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.


Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.


Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.


Приложение 2

План выступления

1. Название моря, озера, реки.

2. Местонахождение ( показ на карте)

3. Интересные сведения.


Приложение 3


ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моря, реки,озера России

Автор: Бекетова Светлана Михайловна

Дата: 17.02.2023

Номер свидетельства: 625933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства