kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мой край -родная Белгородчина

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящий период педагогические коллективы, решая задачи ФГОС, большое внимание уделяют теме воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе. Эта задача  является главной целью  воспитания. Как указывается в Письме Министерства образования  «О гражданском  образовании  учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», гражданская компетентность личности - это совокупность таких ее способностей, которые позволяют реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием  гражданского самосознания, воспитанием ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран. Таким образом, гражданское образование представляет собой целостный комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, нравственное, патриотическое воспитание и образование, реализуемое через классную и внеурочную деятельность.
На ступени начального образования закладываются основные нормы поведения, моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. На этом этапе развиваются коммуникативные способности ребенка, развивается творческий потенциал младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой край -родная Белгородчина »

В настоящий период педагогические коллективы, решая задачи ФГОС, большое внимание уделяют теме воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе. Эта задача является главной целью воспитания. Как указывается в Письме Министерства образования «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», гражданская компетентность личности - это совокупность таких ее способностей, которые позволяют реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием гражданского самосознания, воспитанием ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран. Таким образом, гражданское образование представляет собой целостный комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, нравственное, патриотическое воспитание и образование, реализуемое через классную и внеурочную деятельность.

На ступени начального образования закладываются основные нормы поведения, моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. На этом этапе развиваются коммуникативные способности ребенка, развивается творческий потенциал младшего школьника.


Методическая разработка урока нравственности «Мой край – родная Белгородчина» в 4в классе

Учитель МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области Дмитриева Любовь Егоровна

«Родной земле, как матери, желаю только лучшего». Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко

Цели: способствовать созданию и поддержанию у детей праздничного настроения от встречи со школой.
Закрепить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном крае, его прошлом, истории его образования. Формировать доверительную атмосферу в классе. Задачи: формировать чувство патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни; способствовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны; развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать мысли. Формируемые УУД: Регулятивные: умение определять и формулировать цель занятия. Личностные: создание условий для воспитания любви к родному краю, потребности в охране природы малой родины, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность. Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию. Обеспечение воспитательного процесса: фотографии красивейших уголков городов Валуйки и Белгород, выставка книг и о городах, буклеты, картинки для раскрашивания «Берегите Землю!», слайды с видами города, шары, плакаты, фотографии, шаблоны, карточки с текстом и стихами, плакат «Здравствуй, школа!». Оборудование: компьютер, проектор.

Ход занятия Вступительное слово учителя. Беседа. - 1 сентября в нашей стране отмечают всенародный праздник - День знаний. Поздравляю Вас с праздником, желаю Вам радостных и счастливых школьных дней, хочу, чтобы вы за партами сделали много открытий, выросли умными, здоровыми, чтобы любили свою малую родину, прославили её своими добрыми делами. Любовь к своему городу, его жителям – это любовь к своей малой родине. Это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть свой исток – маленький ручеёк, с которого всё начинается. Так пусть же и ваши чувства к нашей огромной, могущественной Родине опираются на любовь к своему краю, нашим главным городам. Назовите их и покажите на каре и на фотографиях. Сформулируйте тему и цели нашего занятия. Сегодня, в этот торжественный день, мы поговорим о нашем любимом городе, об областном центре Белгороде, прочитаем стихи о большой Родине, России, о её частичке – Валуйках. Послушаем стихи валуйских поэтов, которые горячо любят и прославляют в стихах неповторимую красоту нашей природы. И сегодня нам, ребята, представилась возможность взглянуть на родные, знакомые места. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений (ученики отмечают многозначность слова, определяют его значения): это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни человек вспоминает место, где он родился, вырос, то есть свою малую Родину. Ученик 1. Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Род. Работа в парах. (Чтение текста К. Д. Ушинского друг другу выразительно).

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина». (К. Д. Ушинский). Расскажите, что вы знаете о нашем городе. Ученик 2. Н. Бояренцева. «Валуйки».

Немало таких городов на планете, Которыми Родина наша сильна, Но ты, город наш, самый лучший на свете, Для нас ты дороже, чем все города.

Ты добрый и славный, простой и веселый. Как солнце, как небо, как ветер вокруг. Тут рядом и дом, и любимая школа, Тут рядом ватага друзей и подруг.

Я так люблю валуйские просторы – Поля, леса, росистые луга, Живи в веках, старинный русский город, Земля отцов – ты сердцу дорога.

Ученик 3. И. Овчинников. Кварталы, мосты, занавески, Да гул новостроек окрест, Да шум поездов на железке – Вот это Валуйки и есть.

Валуйки – ворота Донбасса, Подсолнечно - сахарный край, Еще кукурузы и мяса, Да яблок и груш – собирай!

Валуйки пока что не терем. В рабочую форму одет. Ему, если метрикам верить, Пятая сотня лет!

В Валуйках хорошие люди. Умеют трудиться и петь, Так пусть же им счастье прибудет И ныне, и завтра и впредь.

Ученик 4. Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по- другому.

Куда бы нас мечты ни завели,

Дорога приведет к родному дому.

Ученик 5. Где ничего не надо объяснять,

Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,

И слушать тишину родного дома.

Ученик 6. Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,

Любые беды сможешь превозмочь.

Понятно только после этих встреч,

Как важно свою родину беречь.

Учитель. О нашей стране можно сказать, что она великая, красивая. И многие поэты воспевали нашу Родину, находили точные и образные слова. А какие бы слова вы сказали о России? Какая она для вас? (Большая, величественная, любимая, родная, светлая, необъятная, бескрайняя, могучая, белоствольная).

Рассказ учителя о Белгородской области.

В 1727 году была создана Белгородская губерния, которая раскинулась по южным склонам среднерусской возвышенности. Наша область расположена, в основном, в лесостепной полосе. Она богата полезными ископаемыми, плодородными почвами, растительным и животным миром, промышленностью, сельским хозяйством. (слайд 3)

Славную историю имеет наш край. Белгородские полки участвовали в Полтавской битве, сражались под знамёнами Суворова и Кутузова; во время Крымской войны 48 Белгородская дружина защищала Севастопольские бастионы; в период русско-турецкой войны на Балканском полуострове сражался 12 уланский Белгородский полк.

С Белгородчиной связаны имена: великого русского актёра М.С. Щепкина, поэта-декабриста В.Ф. Раевского, философа-просветителя Н.В. Станкевича, инженера-конструктора и изобретателя В.Г. Шухова, выдающегося полководца Н.Ф. Ватутина и многих других славных сынов Отчизны.


Вступая в жизнь, вы познаёте не только реальный мир, в котором живёте, но и учитесь понимать мир условностей, знаки и символы, обозначающие эти реальные вещи и явления. Что обозначает слово «символ»? А какие символы вы знаете? (Голубь – символ мира. Солнце – символ добра. Сердце – символ любви. Сова – символ мудрости)

Вот как в словаре С.И. Ожегова толкуется слово «символ»: «То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи, чего-нибудь отвлечённого». А символика – это «совокупность каких-либо символов».

Мы повторим сегодня символы России, Валуек, поговорим о геральдике области.

Флаг – символ государства, области, города. Важно не только знать цвета флагов, но и уметь правильно их расположить, так как у Франции, например, флаг тоже имеет такие цвета, как флаг Российской Федерации.

Три цвета выбраны не случайно. Издавна наши предки предпочитали красный, синий, белый всем остальным. Одно из значений слова «красный» – красивый, прекрасный. Например, говорили: «красное солнышко», «красное крыльцо», «красный угол». Красный цвет – символизирует храбрость, удаль, красоту, мужество, кровь, огонь. Синий цвет – цвет неба, означает величие, красоту, ясность, а также верность и честность. Белый цвет – это мир, чистые помыслы, чистота и святость, правда, откровенность.

Какими цветами отличается флаг Белгородской области от флага РФ. Какие цвета добавились? Как вы думаете, что они могут обозначать?

Крест возник как символ Солнца и произошел от изображения перекладин, спиц солнечного колеса (то есть двух перпендикулярных друг другу диаметров круга). В солнечных культах крест или перекрещенное колесо служат знаками Солнца, символами жизни, ибо Солнце, свет – это жизнь. Круг, включающий в себя крест, или круг, описываемый около средоточия перекладин, стали символом Древа Жизни (Древа Миров). Крест является одним из основных символов в православии.

В геральдике крест является символом спокойствия, равновесия, позитивности.

Символ креста используется как национальный знак в государственных флагах и гербах многих государств. Равносторонний крест лежал в основе исторического (первоначально кресто­вого) флага России.

Флаг Белгородской области.

. Флаг нашей области, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года. Полотно состоит из четырёх равных частей белого, зелёного, красного и чёрного цветов, разделённых синим крестом. Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в XVI – XX вв., чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра. День флага Белгородской области -14 октября, совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Синий цвет – цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России.

Ученик 7. Синий цвет креста флага Белгородской области геральдически символизирует согласно классической традиции такие качества значения, как слава, честь, верность, искренность, безупречность, целомудрие, мягкость, красота.

Ученик 8. Белый цвет одного из полей флага Белгородской области, на котором помещен цветной герб области, передает цвет полковых знамен белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков XVIII века и геральдически символизирует такие качества значения, как чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость (безмятежность), мир, правдивость, откровенность, благородство, белизна.

В условиях Белгородской области белый цвет дополнительно символизирует богатые залежи и добычу мела, значительное производство в крае молока и сахара.

Ученик 9. Красный цвет одного из полей флага Белгородской области геральдически символизирует такие качества-значения, как право, сила, мужество, храбрость, неустрашимость, смелость, любовь, великодушие.

Для Белгородской области красный цвет также символизирует кровь, пролитую защитниками Отечества на земле Белгородской.

Ученик 10. Зеленый цвет одного из полей флага Белгородской области передает один из цветов ротных знамен Белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков 1712 года и геральдически символизирует такие качества-значения, как свобода, надежда, радость (ликование), здоровье.

В условиях Белгородской области зеленый цвет символизирует изобилие и плодородие белгородской земли, её полей и лесов.

Ученик 11. Черный цвет одного из полей флага Белгородской области передает один из цветов ротных знамен Белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков 1712 года и геральдически символизирует такие качества-значения, как благоразумие, осторожность, постоянство, скромность, печаль, покой.

Для Белгородской области черный цвет дополнительно символизирует основное богатство края – чернозем, значительный промышленный потенциал и богатство недр земли Белгородской.

Ученик 12. Белогорье … Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Ученик 13.  Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Ученик 14.  Звёзд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье … Поле отчее – Что зовут своей судьбой!



Гербы страны и Белгородской области.

Учитель. Послушайте отрывки из текста и догадайтесь, о каком символе идёт речь.

«Впервые это появилось в Средние века среди рыцарей. Это нужно было для того, чтобы отличить друг друга в битве или на турнире». (Герб) Да, действительно, сначала они появились у рыцарей, потом у отдельных людей, которые гордились прошлым своих предков, затем у городов и государств. Герб – это главный символ России.

Наше государство имеет свой герб, и Белгородская область тоже имеет свой герб.

Щит защищал воина в боях. И у каждого воина для отличия от других на щите был изображен свой рисунок. Если воин чувствовал себя храбрым как тигр, он рисовал на щите изображение тигра. Если грозным и непобедимым, то рисовал льва. Если быстрым и зорким, как орел, то рисовал орла.  Щит бережно оберегали и предавали по наследству сыновьям и внукам. Щитом гордились и старались не опозорить семью трусостью на поле боя. Сейчас солдаты не используют в боях щиты, но их изображение и стало гербом страны. А что изображено на гербе России?

Ученик 15. Герб Белгородской области воссоздан и утвержден в 1996 году на основе герба Белгородской губернии 1730 года. На нем золотой лев и над ним одноглавый орел. Это изображение связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях Северной войны и проявленным мужеством пехотинцев белгородцев в Полтавской битве 1709 года, окончившейся полным разгромом шведов.

Парящий орел – символ победившей России, символ храбрости, силы, победы, веры, величия.

Лежащий золотой лев – символ смирения, справедливости, милосердия. Лазоревое небо – символ славы, чести, искренности. Зеленая земля, трава – символ свободы, надежды, здоровья и обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской.

Учитель. Обобщение. Закрепление информации о геральдике России, Белгорода, Валуек.

Россия, Родина, малая родина. Такие родные слова. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где - бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Ученик 16. Берегите Россию Е. Синицын Берегите Россию –
Нет России другой,
Берегите её! Тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце - В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её, Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - Нет России другой!

Рефлексия. Раскрашивание шаблонов голубя – символа мира, солнца – символа добра и выполнение коллективной объёмной аппликации «Цвети, Земля!» на фоне контура Белгородской области. (Звучит музыка). Учитель. Вот и закончился наш разговор о Белгородской области. Я надеюсь, что вы почерпнули новые знания на этом занятии. Что же нового вы узнали о нашем крае? Что может сделать каждый из нас сегодня, завтра, через неделю, месяц, год для того, чтобы наша малая родина становилась красивее? Что вам сегодня особенно понравилось, запомнилось? Я бы очень хотела, чтобы этот разговор не оставил вас равнодушным, и вы сами узнавали что-то новое о нашем крае и делились своими открытиями на уроках.

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!

Используемые материалы


Белгородоведение в начальных классах: Т.М. Стручаева, И.В. Щиянова, И.Г. Чернова,
Е.А. Соловей, В.В. Стручаев и др. Методическое пособие для учителей начальной школы


Белгородская энциклопедия: Науч. академ. издание / Гл. ред. В.В. Овчинников. – Белгород, 2000. – 464 с.: ил.


Бояренцева Н. В., «Валуйчанка» сборник стихов, Белгород «Везелица», 2009 г.-120 с.

«Классные часы в начальной школе», составитель Попов Г.П., Волгоград: Учитель,2014. http://eti-deti.com/stixi-na-1-sentyabrya-stixi-dlya-pervoklassnikov/ http://zanimatika.narod.ru/Narabotki5_3_2.htm

География Белгородской области / Под ред. Г.Н. Григорьева, А.Н. Петина. – Белгород: Издательство БГУ, 1996. – 142с.

География Белгородской области: Учеб. пособие. В 2 частях. Часть первая. Природа. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 72 с.

Овчинников В.В. Белгород. - Белгород, 2003.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797с.

Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для обучающихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2011.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мой край -родная Белгородчина

Автор: Дмитриева Любовь Егоровна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок - путешествие в 3  классе "Мой край - родная Белгородчина""
    ["seo_title"] => string(65) "urok-putieshiestviie-v-3-klassie-moi-krai-rodnaia-bielghorodchina"
    ["file_id"] => string(6) "277397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452880712"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Мой край родной… "
    ["seo_title"] => string(15) "moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "113307"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1409846615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Мой край - родная Белгородчина "
    ["seo_title"] => string(34) "moi-krai-rodnaia-bielghorodchina-1"
    ["file_id"] => string(6) "228230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441186456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Природа родного края в произведениях земляков"
    ["seo_title"] => string(49) "priroda_rodnogo_kraia_v_proizvedeniiakh_zemliakov"
    ["file_id"] => string(6) "621547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1671999421"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Краеведческая викторина " Белгородчина- мой край родной""
    ["seo_title"] => string(60) "kraieviedchieskaia_viktorina_bielghorodchina_moi_krai_rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "462927"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521707077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства