kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» Урок по теме: «Дружба » 4 класс УМК «Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствуют достижению образовательных задач урока, стимулируют познавательные интересы обучающихся. Перед обучающимися ставятся посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определённые действия, анализ, сравнение, обобщение, чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности обучающихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» Урок по теме: «Дружба » 4 класс УМК «Школа России»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Лохово




Модуль ОРКСЭ

«Основы светской этики»

Урок по теме: «Дружба »

4 класс

УМК «Школа России


Составитель:

Сутупова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов




2015 г


Тема: Дружба.

Цель урока: создать условия для формирования представления о  дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи урока:  

 образовательные: расширить представление о понятиях « друг», «дружба», показать необходимость и ценность дружбы.  

  развивающие: развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определенных проблем ; развивать коммуникативные навыки.                                    

воспитательные: - воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.                                                 

  Планируемые результаты:                                           

        личностные:

-совершенствовать способности самоопределятся в жизненных ценностях;

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;    

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.                     метапредметные:-      

    -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 -умение осуществлять информационный поиск;                         

 - готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  предметные:

- понимание ценности дружбы и дружеских отношений;          

 - выстраивание конструктивных отношений в обществе.

В области формирвания УУД:

  • познавательные - умение формулировать и оформлять свои мысли в соответствии с темой урока;

  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

  • коммуникативные – умение работать в группах и парах, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование учителя: презентация к уроку ,С.И.Ожегова «Толковый словарь», ВИ. Даль «Толковый словарь», записи детских песен о дружбе, фломастеры, листы.

Ход урока

  1. Организационный момент: песня «Улыбка»

Сегодня на уроке много гостей, а гости  - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Возьмитесь за руки, вспомните о чем-то приятном, радостном, улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и гостям свои улыбки. Спасибо! Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбки ваши располагают к приятному общению, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение, радость.  Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Проверка домашнего задания:

-Скажите, какую тему вы обсуждали дома с родителями?

-Какие термины усвоили?

Проверка по рабочей тетради


3. Актуализация знаний

Я предлагаю вам внимательно прослушать притчу и  определить тему нашего урока. Притчи – краткий иносказательный поучительный рассказ.

Чтение притчи. Обсуждение содержания притчи.

« Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.  Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.

Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи»

- Вам понравилась история? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

4. Постановка задачи

- Сформулируйте тему урока. Тема урока «Дружба»

-Актуальна ли тема урока для класса?

-Что мы должны сегодня узнать? (Что такое дружба?)

-Чему научиться? (Дружить)

-Для чего? (Дружеские отношения были между людьми)

- А как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?

План урока:

  • Что такое дружба?

  • Признаки  дружбы.

  • Настоящий друг – кто он?

  • Правила дружбы

5. Изучение нового материала.

  • Что такое дружба?

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).

- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре.

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. По т.словарю С.И. Ожегова.

Дружба – взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважения. В.И. Даль.

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

- А кто это все на свете? Почему должны дружить все на свете?

  • Признаки  дружбы.

Самостоятельная работа. (В учебнике на стр.32 -33)

Задача – найти отличительные признаки  дружбы.

 *  избирательность

*бескорыстность

*взаимная симпатия

*доверительность

*общность интересов


Физминутка Могут ли руки подружиться?

- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?

- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)

- Какая она на ощупь?

  • Настоящий друг – кто он?

1. Предлагаю конверты для групповой работы.

- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.

Ситуация 1.

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

Ситуация 2.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Ситуация 3.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ситуация 4.

Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.



- По очереди зачитываете ситуацию и комментируете свое мнение – как поступить.

- А сейчас попрошу вашу группу составить «Модель настоящего друга», на основе вашего мнения. (Запись на листочках)

Представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску.



2. Работа в группах.

- На столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

4. Закончи пословицы

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Взаимное доверие - основа дружбы».

« Человек без друзей, что дерево без корней».

« Старый друг, лучше новых двух».

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

  • Правила дружбы

- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели

10 законов дружбы. Прочитайте их глазами.

1. Доверять друг другу.

2. Делится новостями, успехами и неудачами.

3. Уметь хранить чужие секреты.

4. Радоваться вместе с другом его успехам.

5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.

7. Защищать друга.

8. Не критиковать друга в присутствии других людей.

9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.

10. Всегда выполнять свои обещания.



- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы?

- Какие законы вам кажутся легкими?

- А какие трудноватыми?

- Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья?

Это очень здорово!

- Улыбнитесь друг другу.



*Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.









6.  Закрепление изученного материала

- Учебник стр.33(Мудрые мысли о дружбе)

-  Составляем синквейн – белый стих.

1. строка. Тема (дружба)

2. строка. Два прилагательных по теме.

3. строка. Три глагола

4.строка. Предложение (фраза)

5.строка. Существительное

Пример синквейна.    

1. Дружба.

2. Крепкая, верная.

3. Спасает, помогает, утешает.

4. Дружба – сестра любви.

5. Единомыслие.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Я называю одного по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже втроем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова « А самые громкие аплодисменты достаются нашим гостям».

9.Дом. задание: прочитать стр. 32 – 33,выполнить задания по рабочей тетради.

10. Рефлексия.

1. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

2. Возьмите цветной фломастер, изобразите знаком, какой вы представляете дружбу.

Вывод: Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, делай другу только то, что хотел бы получить сам.

Закончите предложения.

Урок заставил задуматься…

Урок дал возможность понять, что…



Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.

Песня «Настоящий друг» Музыка М. Пляцковского. Слова В. Савельева

Дружба крепкая не сломается, 
Не расклеится от дождей и вьюг. 
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - 
Вот что значит настоящий верный друг! 
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - 
Вот что значит настоящий верный друг!


Мы поссоримся - и помиримся. 
"Не разлить водой!" - шутят все вокруг. 
В полдень или в полночь друг придет на помощь - 
Вот что значит настоящий верный друг! 
В полдень или в полночь друг придет на помощь - 
Вот что значит настоящий верный друг!


Друг всегда меня сможет выручить, 
Если что-нибудь приключится вдруг. 
Нужным быть кому-то в трудную минуту - 
Вот что значит настоящий верный друг! 
Нужным быть кому-то в трудную минуту - 
Вот что значит настоящий верный друг! 



Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!



Если есть друзья на свете

Всё прекрасно, всё цветёт,

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим -

Дружбы этой не порвать.




11





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» Урок по теме: «Дружба » 4 класс УМК «Школа России

Автор: Сутупова Татьяна Александровна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства