kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Модель урока русского языка во 2 классе, разработанная в технологии деятельностного метода в соответствии с требованиями ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: научить составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов

Планируемый результат: составить алгоритм и научить детей составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов в соответствии с алгоритмом;

Предметные умения: учить составлять алгоритм и пользоваться им при составлении предложений из слов данных в начальной форме

Метопредметные умения:

Регулятивные: работать по алгоритму, контролировать свое произношение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Модель урока русского языка во 2 классе, разработанная в технологии деятельностного метода в соответствии с требованиями ФГОС»»

















«Модель урока русского языка во 2 классе, разработанная в технологии деятельностного метода в соответствии с требованиями ФГОС»









Работу выполнила:

Черникова Юлия Васильевна

учитель начальных классов

ГОБОУ «АШИ № 4»

Г. Великого Новгорода

Руководитель: Н.П.Федорова











ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2018 год


Государственная итоговая аттестация:

Итоговая работа по теме:

«Модель урока в начальной школе по выбранной технологии

в соответствии с требованиями ФГОС»

Обоснование выбранной темы.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым!

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

На уроках, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В ФГОС НОО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.

Представлены виды УУД:

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Характеристика выбранной технологии.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

При построении урока в технологии деятельностного метода необходимо соблюдать следующие этапы.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) устанавливаются тематические рамки («могу»);

3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Продолжительность этапа данного этапа 1-2 минуты.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Возможно дополнительное включение еще одного-двух способов для организации ситуации выбора учащимися подходящего инструментария для проектирования. Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.

3. Выявление места и причины затруднения. 

Этот этап самый трудный как для учителя, так и для учащихся. Настал момент, когда нужно обдумать сложившуюся ситуацию, найти место и причину затруднения.

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы:

- Какое задание вы выполняли?

- Каким способом?

- Что сделали сначала, потом?

- Где возникло затруднение?

Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа:

  - Почему здесь возникло затруднение?

- Чем это задание отличается от предыдущих?

 В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, как умножить двузначное число на однозначное, - этого случая нет в таблице умножения. И т.д.)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.

- Какую же цель нам надо поставить? (Например: научиться умножать двузначное число на однозначное.)

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? 
(Умножение двузначного числа на однозначное.)

Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с запланированной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);

3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. Реализация третьей цели может происходить в разные моменты. Например, учащиеся могут предложить воспользоваться данным заданием при обдумывании плана реализации проекта. Если способ его построения не предполагает использования исходной задачи, то учитель сам должен предложить вернуться к ее решению с использованием нового способа. Здесь же уточняется, что новый способ можно использовать не только для данного задания, но и для решения всех подобных задач данного типа. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  Цель:

1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности). При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.). Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) выявить границы применимости нового знания;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель так подбирает задания, чтобы, с одной стороны, тренировалось использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно-методических линий курса, а с другой - шла подготовка к введению в будущем новых способов действия.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления 
будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Конспект урока русского языка во 2 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: научить составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов

Планируемый результат: составить алгоритм и научить детей составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов в соответствии с алгоритмом;

Предметные умения: учить составлять алгоритм и пользоваться им при составлении предложений из слов данных в начальной форме

Метопредметные умения:

Регулятивные: работать по алгоритму, контролировать свое произношение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Мотивация.

Посмотрите на доску. На доске несколько карточек

1 карточка: слон, диван, кровать, матрешка.

2 карточка: на столе стоит красива ваза.

3 карточка: мальчик, красивую, поймал, бабочку.

Чем похожи эти группы? найдите лишнюю группу. Почему вы выбрали эту карточку?

Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

Как вы об этом догадались.


Актуализация знаний.

Кто может полностью дать определение предложению?

Речевая разминка.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Как на письме обозначается начало предложения?

Что ставиться в конце предложения?

Когда ставиться вопросительный знак в предложении?

Когда ставиться восклицательный знак в предложении?

Как в устной речи одно предложение отделяется от другого?

Перед вами лежит карточка. Вам необходимо исправить ошибки в предложениях.

собака бежала по дороге. На улице сильный ветер За окном светит солнце. Какой сегодня день недели.

Прочитайте что у вас получилось. Назовите ошибку и объясните как ее исправить.

Из чего состоят предложения?

Давайте с вами сформулируем тему урока. Посмотрите на доску.

На доске:

Составление предложений из слов, ........... с добавлением любых других слов.

Прочитайте тему. Посмотрите в теме урока не хватает нескольких слов. Какие это слова мы узнаем с вами чуть позже и дополним тему урока.



Выявление проблемы. 


-Сейчас мы с вами будем работать в паре. У вас на столах лежат 2 файла с карточками. Из карточек первого файла составьте предложение.

- прочитайте предложение.

-А теперь из карточек второго файла тоже постарайтесь составить предложение. Получилось? В чем затруднение?

Слова которые были даны на карточках во втором файле называются – начальной формой слов.

Давайте вставим эти слова в тему и прочитаем ее целиком. Составление предложений из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов.



Выход из проблемы.

На доску вывешиваются слова ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ СТРАНА ТЕПЛЫЙ

- Чтобы научиться составлять из слов предложение, мы должны вывести правило составления из слов предложение.

- Можем ли мы назвать слова из этой строчки предложением?

Значит первое что мы должны с вами сделать: объединить слова по смыслу.

1 шаг: Объединить слова по смыслу.

Получилось предложение? Что еще надо сделать? Изменить форму некоторых слов.

2 шаг: Изменить форму слова

-Что ещё можно сделать, чтобы получилось предложение?

-3 шаг: Добавить нужное слово.

Прочитайте правило составления из слов предложения.

1. Объединить слова по смыслу.

2. Изменить форму слова.

3. Добавить нужное слово.

-Для чего мы будем использовать это правило? (для составления предложений)


нет, потому что они не имеют законченную мысль и не связаны по смыслу




(добавить ещё слово)

Реализация построенного проекта.

-Попробуйте составить из данных слов предложение, пользуясь эталоном.

-Какое предложение у вас получилось? ( Птицы прилетели из теплых стран.)

-Запишем это предложение в тетрадь.( 1 ученик записывает на доске)

Физкультминутка.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Выполните упражнение, пользуясь эталоном.

- Прочитайте задание. Прочитайте слова.

- Объясните, как составить предложение из данных слов.

1. Объединить слова по смыслу.

2. Изменить форму слова.(Женя – Женю, Саша – Сашу, пригласить – пригласил - пригласила)

2. Добавить нужное слово: в.

- Составьте предложение. (Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль.)

- Запишите предложение. (вызвать 1 ученика к доске)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Самостоятельная работа по карточкам, пользуясь правилом.

1) осенний, играет, с, деревьев, ветерок, листьями.

2) осенние, по, небо, облака, плыли.

Осенний ветерок играет с листьями деревьев.

По небу плыли осенние облака.

- Из данных групп слов составьте предложение и запишите их, пользуясь эталоном.

- Какое 1 предложение вы составили? (Осенний ветерок играет с листьями деревьев.)

- Какое 2 предложение вы составили? (По небу плыли осенние облака.)


Рефлексия.

- Чему мы учились на уроке? (составлять из слов предложение)

- Что значит составить из слов предложение? (правило)

- Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения из слов»?

- Кому еще трудно составить предложение?













Конспект урока русского языка во 2 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «».

Тип урока:

Цель:

Планируемый результат:

Предметные умения:

Метопредметные умения:

Регулятивные:


Ведущие аспекты анализа урока


Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая цель урока

Отобранное содержание полностью соответствует дидактической цели урока.

Дидактическая цель достигнута успешно, этому способствовало грамотно поставленные предметные и метапредметные задачи.

Содержание урока

Содержание урока полностью соответствует содержанию адаптированной программы по русскому языку обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи. Дидактический материал урока дополняет материал учебника по указанной теме.

Методы обучения

Широко используется технология деятельностного обучения. Поисковый и частично исследовательский.

Формы обучения

Для достижения цели и задач урока учебная деятельность запланированная в разных формах - (фронтальная, парная, индивидуальная)

Высокая целесообразность использования предложенных вопросов и заданий с точки зрения мотивации к обучению, на этапе открытия нового, в выполнении пошагового алгоритма, в составлении выводов, на этапе самостоятельной работы, на этапе включения в знания, на этапе рефлексии.

Результативность урока

Основная дидактическая цель и задачи урока достигнуты.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений, предлагаемых для выполнения школьникам очень широка. На всех этапах урока. Теоретический вопрос изучался через выполнение практических действий.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Уровень самостоятельности школьников при решении дидактических задач урока – высокий, носит творческий характер, в устных ответах – репродуктивный. Взаимопомощь учителем приветствуется, особенно в работе в паре.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Предметная задача решалась на этапе выделения проблемы и выхода из проблемной ситуации.

Метапредметные задачи решались на:

этапе реализации проекта, первичном закреплении с проговариванием во внешней речи и самостоятельной работе с самопроверкой по эталону. Даная задача решалась через прием многократного повторения.

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке – работа с презентацией.

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической цели.







































То что ты должна рассказать .

Черникова Юлия Васильевна учитель начальных классов ГОБОУ «АШИ № 4» работаю на классах для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Представляю Конспект урока русского языка во 2 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: научить составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов

Предметные умения: учить составлять алгоритм и пользоваться им при составлении предложений из слов данных в начальной форме

Метопредметные умения:

Регулятивные: работать по алгоритму, контролировать свое произношение.

Предметная задача решалась на этапе выделения проблемы (детям были предложены карточки и задание составить предложение из слов. В первом случае были даны готовые слова для предложения, а во втором слова в начальной форме). И на этапе выхода из проблемной ситуации ( был построен алгоритм для составления предложений).

Метопредметная задача решалась на этапах реализации проекта, первичном закреплении с проговариванием во внешней речи и самостоятельной работе с самопроверкой по эталону. Решалась данная задача через многократное повторение.

И так же на уроке ставилась задача контроля произношения которая решалась с помощью готовых речевых конструкция и речевых образцов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черникова Юлия Васильевна

Дата: 27.05.2018

Номер свидетельства: 471230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства