Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи Методы: рассказ, беседа, иллюстративный, демонстрационный. | Учитель: «Как вы думаете, когда наступает зима?»
«По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными».
«Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?» (Снег) «Из чего состоит снег?» (Из снежинок)
«Рассмотрите разнообразные снежинки». (Рассматривают снежинки, показанные на слайде, говорят, что все снежинки разные)
«Кто расскажет, как образуется снег?». (Проверка домашней работы)
«Ребята, посмотрите на экран, какие явления показаны?» (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь) «Давайте дадим определение, что это такое» «Давайте вспомним, какие зимние явления мы сегодня озвучивали?»
«Хорошо. Запишите эти явления в дневник наблюдений»
«Скажите, нужно ли быть аккуратными зимой? Почему?»
«Гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим».
Работа в парах. «Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой».
Работа с учебником. Чтение учащимися по цепочке текста «Неживая природа зимой» (с.139-131).
«Вспомните, на какие группы делятся все растения?» (Деревья, кустарники, травы.)
«Какие бывают деревья?» (Лиственные и хвойные.)
«Сравните лиственные и хвойные деревья. Подумайте, как они зимуют».
«Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями. Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница».
«Какую роль выполняет снег для этих растений?» (Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
«Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С, чем над ним.»
«На какие группы делятся животные?» (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) «О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами». (Проверка домашней работы)
- Отгадайте загадку: Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)
(Учитель читает о жизни зверей в лесу, если ученики плохо подготовились) «К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето».
«Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун».
«За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом».
«У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название». | Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником | Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Работа с учебником
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
Понимать учебную задачу урока, устанавливать причинно-следственные связи
| Ведут диалог, высказывают свое мнение
Ведут диалог, высказывают свое мнение
Читают доклады
Ведут диалог, высказывают свое мнение. Работа с дневником наблюдений
Ученики работают с учебником
Слушают рассказ учителя, если есть вопросы, то спрашивают, ведут диалог с учителем и учениками
Ученики читают доклады. Слушают рассказ, если есть вопросы, то спрашивают, ведут диалог с учителем и учениками
Слушают рассказ, если есть вопросы, то спрашивают, ведут диалог с учителем и учениками
Слушают рассказ, если есть вопросы, то спрашивают, ведут диалог с учителем и учениками Слушают рассказ, если есть вопросы, то спрашивают, ведут диалог с учителем и учениками
|