kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель-конспект урока. Реки и озера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель-конспект урока по окружающему миру 3 класса по программе «Школа России»
Работу выполнила Колиуш Ксения
Тема: «Свойства воды»
Задачи: 

  • Сформировать у детей представление и дать характеристику воды, выявить ее основные свойства и практическую значимость для человека.
  • Продолжить формирование:
  1. Интеллектуально-познавательных УУД (рассуждать, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки, делать выводы). 
  2. Коммуникативные УУД (уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, работа в группах, в парах). 
  3. Регулятивных УУД: (оценивать свою деятельность).
  • Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир, формировать основы экологической культуры на базе природоохранного и практическо-деятельностного аспектов экологического воспитания.

Методы обучения: 

  • Словесные (рассказ, беседа, дискуссия);
  • Наглядные (демонстрационный,  иллюстрационный);
  • Практические (опыты, составление экологических знаков).

Средства обучения: 

  • Плоскостные: иллюстрации учебника, картины.
  • Вербальные: текст учебника

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель-конспект урока. Реки и озера»

Модель-конспект урока по окружающему миру 3 класса по программе «Школа 2100»

Работу выполнила Колиуш Ксения

Тема: «Реки и озера»

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о реке, ввести понятие частей реки (исток, устье, притоки, пойма, русло, коренные берега) и дать им характеристику, сформировать у детей представление об озере, и практическую значимость рек и озер для человека.

  2. Продолжить формирование:

    • Интеллектуально-познавательных УУД (рассуждать, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки, делать выводы).

    • Коммуникативные УУД (уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи).

    • Регулятивных УУД: (оценивать свою деятельность).

  3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир, формировать основы экологической культуры на базе природоохранного и практическо-деятельностного аспектов экологического воспитания.

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа, дискуссия);

  2. Наглядные (демонстрационный, иллюстрационный);

Средства обучения:

  1. Плоскостные: иллюстрации учебника, картинки на слайдах.

  2. Вербальные: текст учебника.

  3. Технические (компьютер, интерактивная доска, проектор);


Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала.

Ход урока

Этапы и методические особенности уроков (формы, методы, приёмы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

УУД

Предметные учебные действия

1 этап: Организационно-мотивационный момент

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке


Методы: рассказ

Учитель:

«Добрый день, ребята!»



«С давних пор из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог…

А с вами мы начнём урок»

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. Уметь организовывать свою работу




Ученики приветствуют учителя, настраиваются на работу

2 этап: Актуализация опорных знаний у детей

Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта.


Методы: рассказ, беседа.

Методы: рассказ, беседа.

Учитель:

«Ребята, а почему нашу планету называют голубой планетой? (большая часть Земли – вода, она голубого, синего цвета)»



«Голубой краской изображена на глобусе и карте вода – все моря и океаны. Они занимают в два раза больше места, чем суша»



«Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки, и множество других водоёмов.

Здесь так много воды:

Глаза тонут в воде,

И синее небо тонет в воде,

И солнце, как рыба, попавшая в сеть,

Плещется, плещется в синей воде».

«Это стихотворение поэта Ювана Шесталова. Наш Край тоже голубой, от множества водоёмов»



«Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с водоёмами. Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Попытаемся исследовать реку и озеро. Познакомимся со способами охраны водоёмов»



«Девиз нашего урока: «Вода – это жизнь, красота и здоровье»»

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.

















Отвечают на вопросы,

формируют и высказывают предположения.








Отвечают на вопросы,

формируют и высказывают предположения.












3 этап: Изучение нового материала

Цель этапа:

Создание условий для решения учебной задачи

Методы: рассказ, беседа.







Методы: рассказ, беседа.






























Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (показ слайдов).




























Методы: рассказ, беседа.






























Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (показ слайдов).




























Методы: рассказ, беседа.

Учитель:

«Итак, в путь! Раз мы сегодня говорим о водоёмах, то кто мне скажет, как вы понимаете это слово, его значение?»



«Хорошо, для того, чтобы понять, правильно ли вы понимаете это слово, вам нужно открыть толковый словарь и посмотреть значение слова «Водоем» (Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой)»



«Кто знает, на какие 2 группы делятся водоёмы? Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно посмотреть на слайды. Что изображено на них? (Естественные и искусственные водоёмы)»



«Те водоёмы, которые создала природа, называются – естественные. К ним относятся океаны, моря, реки, озёра. А те, которые созданы человеком, искусственные. Это пруды, водохранилища. А какие вы знаете реки нашего края? Какие озера? А какие водохранилища?»



«А как вы думаете, какая вода в водоёмах? Какая на вкус вода в морях и океанах? А в реках и озерах? (в морях, океанах – солёная, в реках – пресная, пригодная для питья, но пресной воды очень мало на Земле, поэтому её надо беречь)»

«Помните, в начале урока мы говорили, что большая часть земли – голубого цвета, потому что большая часть нашей планеты занята водой? Хорошо, давайте вспомним, как обозначаются реки на карте? (голубыми линиями). А как обозначаются озера, пруды? (неровными овалами)»

«Угадайте с каким из водоёмов мы начнём с вами знакомиться?»



С горы сбежала без оглядки,

С ручейком играла в прятки,

Широка и глубока – это быстрая (река)



«Река – это водный поток, который течёт в одном направлении (показ на слайде макета реки). Самая чистая вода находится там, где образуется река. А знаете ли вы как она образуется?»



Слайд « Части реки»

«Каждая река начинается родника. Роднику мало места, и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называют истоком»



«Ребята, а почему его так назвали?»

«Исток – это место, откуда начинает течь водный поток»

«Русло – это то место, где течет река»

«Посмотрите на слайде налево, направо на пути нам встретились сестрички нашей реки. Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что одна река впадает в другую. Та река, которая впадает, называется притоком, а та, в которую она впадает – главной»



«Скажите, как бы вы определили, какая река - главная, а какая – приток? (приток обычно короче главной реки и часто бывает узким)»



«Посмотрите, и вот наша река

впадает в озеро. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется – устьем. Устье – конец реки»



«А вот вы могли бы определить берега у реки? Как это сделать? (встать по течению реки (спиной к течению реки): справа будет правый берег, а слева – левый»)

«А какие крупные реки нашей страны вы знаете? (Амур, Дон, Волга, крупнейшие реки Сибири - Обь, Иртыш, Енисей, Лена)»

«Ребята, какие виды рек вы знаете? (Смотрят на слайд) – горные и равнинные реки»

«Кто был в горах, знают, что горные реки очень быстрые и холодные. Давайте вспомним наш Дон: он быстрый или спокойный? А какая река будет шире: горная или равнинная? А берега у кого более крутые, а у кого пологие? Скажите, а охранять нужно все водоемы, в том числе и реки или нет?»



Значение рек

«Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают воду. Издавна служили путями сообщения. На реках были построены самые древние наши города: Владимир, Новгород, Псков, Москва и др. Реки служили границей государства. Очень важную роль в жизни людей играют реки и сейчас. Речная вода необходима сёлам, городам, фабрикам и заводам. По водной глади рек плывут грузовые и пассажирские суда»

«Реки – великое наше богатство. Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек. Наверное, наша планета представляла собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на её берегах, потому что где вода, там и жизнь»

«А наш путь лежит дальше, мы приближаемся к следующему водоёму. Отгадайте из загадки:

Начинается на «о»,оно в горах встречается,

Нигде не повторяется.

И кончается на «о», значит - это (озеро)

«Что же такое озеро?»

«Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоём), заполненный водой. Озёра – это источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья (например соли ), судоходные пути, чудесные места отдыха. Какие крупные озера нашей страны вы знаете?»



Слайды «Озера»

«Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал. Его глубина составляет 1620. Самое большое озеро на Земле –Каспийское море. На севере нашей страны много озёр, покрытых ледниками: Онежское, Ладожское»

«Что же мы с вами можем сделать, чтоб сохранить водоёмы?»



Слайд «Правила по охране водоёмов»

  1. Нельзя загрязнять воду в водоёмах: сливать в неё плохо очищенную воду, мыть автомобили.

  2. Выбрасывать пустые бутылки, вещи.

Ведь мы в ответе за будущее нашей планеты. И это касается не только нашего озера, но и всех водоемов, с которыми мы с вами познакомились.

Ну, а теперь я вам предлагаю порыбачить, ведь мы с вами взяли в своё путешествие удочку, червей. Но наша рыбалка будет особенной. Каждая выловленная вами рыбка будет необычной, она приготовила вам задание.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.



Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.
















Регулятивные УУД:

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.










Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.











Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.


Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.







Ведут диалог, высказывают свое мнение, работают со словарем.







Ведут диалог, высказывают свое мнение.









Ведут диалог, высказывают свое мнение.



Отгадывают загадку.



Ведут диалог, высказывают свое мнение.

Изучают части реки на слайде.







Ведут диалог, высказывают свое мнение.







Ведут диалог, высказывают свое мнение.










Ведут диалог, высказывают свое мнение.





Ведут диалог, высказывают свое мнение.





Изучают слайд.






Изучают правила по охране водоемов.







4 этап: Закрепление нового материала

Цель этапа:

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи


Методы: рассказ, обобщающая беседа.

Учитель:

«Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Водоём – это место отдыха людей. Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд для заводов и фабрик. По воде перевозят грузы»


Ребята, мы сегодня узнали много нового, давайте теперь закрепим наши знания в схемах «Части реки», которую запишем в рабочей тетради

Части реки


Исток Русло Притоки

Правый берег Левый берег Устье


Ребята, а теперь составим таблицу. Помните, мы сравнивали горную реку и равнинную, сейчас мы это запишем:

Признаки

Равнин. реки

Горные реки

Хар-р теч.

Спокойная

Быстрая

Шир. русла

Большая

Маленькая

Хар-р берег.

Пологий

Крутой

Воз-ти с\х исп.

Высокий

Низкий

Необход охраны

+

+


Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД:

применять схемы для получения информации, высказывают предположения.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.









Составляют схему и таблицу, ведут диалог.











Физминутка


Учитель:

Игра «Рыцарь и дракончики»

Учитель – рыцарь, ученики – дракончики. Учитель взмахивает рукой и дети должны уклониться от меча (взмах правой рукой – вправо отклонится, левой – влево, а рукой провести горизонтально - приседание)



Выходят по 1 и выполняют действия рыцаря, остальные, уклоняются.

5 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа:

Обобщить полученные знания


Методы: обобщающая беседа.

Учитель:

«Мы продолжаем разговор о воде. Мы поговорим о бережном отношении к водоемам».


«Многие люди не разумно относятся

к водоемам. Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название –

экологические. Почему их так называют?»


Работа в парах

«Разработайте свои экологически знаки для охраны воды»

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

становление внимания, памяти, мышления.

Коммуникативные УУД:

умение излагать своё мнение.


Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, ведут беседу, разбиваются по парам, составляют экологические.



6 этап: Оценка работы детей

Цель этапа:

оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Методы: беседа

Учитель:

Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас сделал открытия. Все работали плодотворно. Все, молодцы.

«Какой момент урока вам больше всего запомнился?»

«Где нам могут пригодиться новые знания?»


«Понравился ли вам урок?

Поднимите капельки:

Зелёная  – урок понравился;

Желтая  – было скучно

Красная –совсем не понравился»



Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

закрепление положительной мотивации на учебную деятельность, самооценка деятельности на уроке


Дети высказывают своё мнение, поднимают карточки над головой; комментируют урок.


7 этап: Задавание домашнего задания с комментариями

Подготовить доклад о реке нашего региона

8 этап: Логическая завершенность урока

Цель этапа:

учитель возвращается к главной целевой установке урока и подводит итоги урока.

Учитель возвращается к главной целевой установке и подводит итоги урока. Наш урок завершен, но впереди нам предстоит еще много интересного узнать!



Оценивают значимость изученной темы.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модель-конспект урока. Реки и озера

Автор: Колиуш Ксения Игоревна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства