Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта. Методы: беседа. Методы: беседа, иллюстративный (физическая карта России), работа с учебником. | Учитель: «Давайте вспомним, что такое карта?» «Кто помнит, что такое условные знаки?» «Ребята, у нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!» Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. «Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране. Где встает солнышко?» На экране показан слайд «Физическая карта России» «С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите?» «Давайте разберемся в этой цветовой гамме, вам в этом поможет учебник, для этого откройте его на стр. 58». (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом, горы - коричневым) «С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?» | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. |
Работа с физической картой России | Дают определение термину «Карта». (Карта-это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью масштаба и условных знаков) Дают определение термину «Условные знаки». (Это знаки, с помощью которых обозначаются объекты на карте) Слушают стихотворение. Слушают стихотворение, отвечают на вопрос. (Солнышко) Отвечают на вопросы. (На востоке). Отвечают на вопрос учителя. Работают с физической картой России. Работают с учебником. |
Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России). Методы: рассказ, беседа, дискуссия, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России). Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России). Методы: рассказ, беседа, дискуссия, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России). Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России). | Учитель: Полуостров Камчатка «Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка. Найдите полуостров на ваших картах». «Что вы можете сказать о поверхности полуострова?» (Ответы детей). «Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Кто знает, а какую он имеет высоту? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно назвать число, в котором 47 сотен и 50 единиц» (4750) (Показ слайдов «Вулканы Камчатки») Проверка домашней работы. Кто подготовил материал о полуострове Камчатка? «Продолжим наше путешествие. Куда переместилось наше солнце?» (Слайд физической карты России) Средне – Сибирское плоскогорье. «Что вы видите на карте?» (На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый) «Как вы объясните слово «Плоскогорье»»? Разберите это слово по составу. Из каких частей состоит это слово. «Раз мы выяснили, что слово плоскогорье состоит из двух корней, можете теперь мне объяснить его значение?» «Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря (500-600 м). Посмотрите еще раз на карту, теперь что вы можете сказать о поверхности?» (Много возвышенностей). «А теперь отправимся на юг нашей страны». Горы Алтая и Саян. «Какая здесь земная поверхность?» «А какие горы?» «Что вы можете сказать о высоте гор? На Алтае находится гора Белуха, чтобы узнать ее высоту, вам нужно решить пример 900+601*6? (4506 м.)» «А кто знает, почему Алтай и Саяны называют горами, а не возвышенностью или плоскогорьем?» «Горы по высоте бывают 3 видов: низкие горы (600 – 1000 м), средние горы (1000 – 2000 м), высокие горы (более 2000 м)» (Слайд – гора Белуха) «Как вы считаете, Алтай и Саяны какие горы: высокие, средние или низкие?» «Продолжаем наше путешествие» Западно – Сибирская равнина. «Ребята, посмотрите на карту: где находится солнышко? Где мы оказались?» «Что нам об этой равнине расскажет карта?» «Кто расскажет нам об этой равнине, кто сделал домашнюю работу?» (Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». Поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской). «Кто знает, какая максимальная высота над уровнем моря у низменности?» (не более 200м) «А где уровень моря равен 0м?» «На Кронштадте» Уральские горы. «А куда мы теперь попали? Что вы видите на карте?» (Ответы детей) «Что можно сказать об этих горах?» (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. коричневого цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России) (Показ слайдов «Уральские горы») Восточно – Европейская равнина. «Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?» (Ответы детей) «Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной. Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5.000.000 квадратных километров). «А какая высота у возвышенности?» (От 200 до 500 м над уровнем моря) «А сейчас держим путь на юго-запад». (Слайд «Русская равнина») Кавказские горы. «Что рассказывает нам карта?» «Как называется самая высокая гора в этой местности? А какая высота у этой горы? Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно самим ее вычислить, для этого нужно найти произведение 806 и 7 (5642)» (Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.) (Слайд «Кавказские горы») | Формируемые УУД: Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | Картографические умения. Картографические умения. Картографические умения. Картографические умения. Картографические умения. Картографические умения. Картографические умения. Картографические умения. | Ведут диалог, высказывают свое мнение. Называют число (4750). Читают доклады. Смотрят на слайд, отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. (На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый) Разбирают по составу слово «Плоскогорье» (В слове плоскогорье 2 корня: первый корень плоск-, -о- разделительная буква между двумя корнями, второй корень –гор, окончание -е). Объясняют значение слова (Плоские горы - невысокие горы). Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. (Много возвышенностей). Отвечают на вопрос учителя, возможна дискуссия (Горы) Решают пример, называют высоту горы. Отвечают на вопрос учителя, смотрят на слайд. Отвечают на вопрос учителя. (Высокие: от 800-2000 м) Смотрят на карту, отвечают на вопросы. Читают доклады. Отвечают на вопросы учителя, ведут дискуссию. (не более 200м) (На Кронштадте) Смотрят на карту и говорят свои предположения. Читают доклады. Смотрят на карту, говорят свои предположения. Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. От 200 до 500 м над уровнем моря. Смотрят на слайд. Смотрят на карту. Отвечают на вопрос. (Это горы) (Эльбрус) Вычисляют высоту. (5642 м.) Смотрят на слайд. |