kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель-конспект урока. Равнины и горы России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класса по программе «Школа России»
Тема урока: «Равнины и горы России».
Задачи урока: 
Сформировать у детей представления  о равнинах и горах, познакомить с равнинами и горами, территории России, выявить их существенные характеристики, сформулировать и систематизировать элементарные знания об окружающей среде; 
 Продолжить формирование:
Интеллектуально-познаватиельных УУД (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать);
Коммуникативных УУД (работать с текстом, работа в парах);
Регулятивные (анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности чужой и своей);
Предметные УУД (картографические умения).
Продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между компонентами природы, формировать основы экокультуры на базе природоохранного, этического и практическо-деятельностного аспектов экологического воспитания.
Методы по источникам знаний:
Словесные (рассказ, беседа, дискуссия);
Наглядные (иллюстрационный);
Практические (работа с физической картой России, работа с рабочими тетрадями).
Средства обучения: 
Плоскостные (иллюстрации учебника, физическая карта России);
Технические (компьютер, интерактивная доска, проектор);
Вербальные (текст учебника).
Тип урока по дидактическим целям – комбинированный синтетический урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель-конспект урока. Равнины и горы России.»

Модель-конспект урока по окружающему миру 4 класса по программе «Школа России»

Тема урока: «Равнины и горы России».

Задачи урока:

  • Сформировать у детей представления о равнинах и горах, познакомить с равнинами и горами, территории России, выявить их существенные характеристики, сформулировать и систематизировать элементарные знания об окружающей среде;

  • Продолжить формирование:

  • Интеллектуально-познаватиельных УУД (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать);

  • Коммуникативных УУД (работать с текстом, работа в парах);

  • Регулятивные (анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности чужой и своей);

  • Предметные УУД (картографические умения).

  • Продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между компонентами природы, формировать основы экокультуры на базе природоохранного, этического и практическо-деятельностного аспектов экологического воспитания.

Методы по источникам знаний:

  • Словесные (рассказ, беседа, дискуссия);

  • Наглядные (иллюстрационный);

  • Практические (работа с физической картой России, работа с рабочими тетрадями).

Средства обучения:

  • Плоскостные (иллюстрации учебника, физическая карта России);

  • Технические (компьютер, интерактивная доска, проектор);

  • Вербальные (текст учебника).

Тип урока по дидактическим целям комбинированный синтетический урок.

Ход урока

Этапы и методические особенности уроков (формы, методы, приёмы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Деятельность учащихся



УУД

Предметные учебные действия


1 этап: Организационно-мотивационный момент

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.


Методы: рассказ, беседа, демонстрационный(показ на слайде физической карты России) .

Учитель:

«Добрый день, ребята!

Прозвенел долгожданный звонок, Начинаем, ребята, урок!»


На слайде появляется изображение физической карты России.

«Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!»

«Почему в целом свете нет родней страны?»


«Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Мы увидим как выглядит поверхность нашей Родины. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность».

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. Уметь организовывать свою работу




Ученики приветствуют учителя, настраиваются на работу.









Отвечают на вопрос учителя.






Слушают учителя.

2 этап: Актуализация опорных знаний у детей

Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта.

Методы: беседа.









Методы: беседа, иллюстративный (физическая карта России), работа с учебником.

























Учитель:




«Давайте вспомним, что такое карта?»




«Кто помнит, что такое условные знаки?»


«Ребята, у нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!»


Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.


«Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

Где встает солнышко?»

На экране показан слайд «Физическая карта России»


«С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите?»


«Давайте разберемся в этой цветовой гамме, вам в этом поможет учебник, для этого откройте его на стр. 58».

(Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом, горы - коричневым)


«С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?»




Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.
















































Работа с физической картой России

Дают определение термину «Карта».

(Карта-это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью масштаба и условных знаков)


Дают определение термину «Условные знаки».

(Это знаки, с помощью которых обозначаются объекты на карте)





Слушают стихотворение.

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос.

(Солнышко)



Отвечают на вопросы.

(На востоке).







Отвечают на вопрос учителя.



Работают с физической картой России.



Работают с учебником.









3 этап: Изучение нового материала

Цель этапа:

Создание условий для решения учебной задачи

Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России).
















Методы: рассказ, беседа, дискуссия, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России).





















Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России).





















Методы: рассказ, беседа, дискуссия, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России).





















Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (физическая карта России, слайды), практический (работа с физической картой России).


















Учитель:

Полуостров Камчатка

«Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах».

«Что вы можете сказать о поверхности полуострова?»

(Ответы детей).


«Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Кто знает, а какую он имеет высоту? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно назвать число, в котором 47 сотен и 50 единиц» (4750)

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)


Проверка домашней работы. Кто подготовил материал о полуострове Камчатка?


«Продолжим наше путешествие. Куда переместилось наше солнце?»

(Слайд физической карты России)


Средне – Сибирское плоскогорье.

«Что вы видите на карте?» 

(На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)

«Как вы объясните слово «Плоскогорье»»?

Разберите это слово по составу. Из каких частей состоит это слово.




«Раз мы выяснили, что слово плоскогорье состоит из двух корней, можете теперь мне объяснить его значение?»


«Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря (500-600 м).

Посмотрите еще раз на карту, теперь что вы можете сказать о поверхности?»

(Много возвышенностей).


«А теперь отправимся  на юг нашей страны».

Горы Алтая и Саян.

«Какая здесь земная поверхность?»


«А какие горы?»


«Что вы можете сказать о высоте гор? На Алтае находится гора Белуха, чтобы узнать ее высоту, вам нужно решить пример 900+601*6? (4506 м.)»

«А кто знает, почему Алтай и Саяны называют горами, а не возвышенностью или плоскогорьем?»


«Горы по высоте бывают 3 видов: низкие горы (600 – 1000 м), средние горы (1000 – 2000 м), высокие горы (более 2000 м)»

(Слайд – гора Белуха)


«Как вы считаете, Алтай и Саяны какие горы: высокие, средние или низкие?»


«Продолжаем наше путешествие»


Западно – Сибирская равнина.

«Ребята, посмотрите на карту: где находится солнышко? Где мы оказались?»

«Что нам об этой равнине расскажет карта?»


«Кто расскажет нам об этой равнине, кто сделал домашнюю работу?»

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». Поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской).

«Кто знает, какая максимальная высота над уровнем моря у низменности?»

(не более 200м)

«А где уровень моря равен 0м?»

«На Кронштадте»


Уральские горы.

«А куда мы теперь попали? Что вы видите на карте?»

(Ответы детей)


«Что можно сказать об этих горах?»

(Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. коричневого цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России)

(Показ слайдов «Уральские горы»)


Восточно – Европейская равнина.

«Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?» (Ответы детей)


«Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной. Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5.000.000 квадратных километров).


«А какая высота у возвышенности?»

(От 200 до 500 м над уровнем моря)


«А сейчас держим путь на юго-запад».

(Слайд «Русская равнина»)


Кавказские  горы.


«Что рассказывает нам карта?»

«Как называется самая высокая гора в этой местности? А какая высота у этой горы? Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно самим ее вычислить, для этого нужно найти произведение 806 и 7 (5642)»

(Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.



Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.




Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.









Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.




Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.




Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.



Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.



Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.













Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.



Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.



Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.



Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.



Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.





Картографические умения.





















Картографические умения.





















Картографические умения.








Картографические умения.



























Картографические умения.




















Картографические умения.


















Картографические умения.























Картографические умения.








Ведут диалог, высказывают свое мнение.










Называют число (4750).







Читают доклады.



Смотрят на слайд, отвечают на вопрос учителя.


Отвечают на вопрос учителя.

(На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)


Разбирают по составу слово «Плоскогорье» (В слове плоскогорье 2 корня: первый корень плоск-, -о- разделительная буква между двумя корнями, второй корень –гор, окончание -е).


Объясняют значение слова (Плоские горы - невысокие горы).

Слушают учителя.





Отвечают на вопросы учителя.

(Много возвышенностей).






Отвечают на вопрос учителя, возможна дискуссия
(Горы)


Решают пример, называют высоту горы.







Отвечают на вопрос учителя, смотрят на слайд.





Отвечают на вопрос учителя.

(Высокие: от 800-2000 м)






Смотрят на карту, отвечают на вопросы.



Читают доклады.









Отвечают на вопросы учителя, ведут дискуссию.

(не более 200м)

(На Кронштадте)



Смотрят на карту и говорят свои предположения.



Читают доклады.









Смотрят на карту, говорят свои предположения.




Отвечают на вопрос учителя.










Отвечают на вопрос учителя.

От 200 до 500 м над уровнем моря.



Смотрят на слайд.



Смотрят на карту.

Отвечают на вопрос.

(Это горы)

(Эльбрус)


Вычисляют высоту.

(5642 м.)



Смотрят на слайд.

4 этап: Закрепление нового материала

Цель этапа:

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.


Методы: практический (Работа в рабочей тетради).

Учитель:

«Ребята, сейчас мы будем работать в рабочих тетрадях. Открываем тетради на стр. 29. Выполняете задания 1 и 2».

Формируемые УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение действием анализа, сравнения, классификации










Работают в рабочей тетради











Физминутка


Учитель:

Игра «Рыцарь и дракончики»

Учитель – рыцарь, ученики – дракончики. Учитель взмахивает рукой и дети должны уклониться от меча (взмах правой рукой – вправо отклонится, левой – влево, а рукой провести горизонтально - приседание)



Выходят по 1 и выполняют действия рыцаря, остальные, уклоняются

5 этап: Обобщение и закрепление

Цель этапа:

Осознание и применение знаний, обобщение и закрепление полученных знаний.


Методы: беседа, размышления, упражнение, игра

Учитель:

«Ребята, давайте вспомним что такое равнина?»


«Что вы можете сказать о горах?»


«С какими формами рельефа вы сегодня познакомились?»


«Назовите горы и равнины»


«Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?»

Формируемые УУД:

становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнения.







Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, ведут беседу

Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, ведут беседу

6 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа:

Обобщить полученные знания


Методы: беседа, практический (составление схем).

Учитель:

«Итак, мы сегодня с вами говорили о равнинах и горах, Теперь все полученные знания нужно обобщить в схемах.

Открывает тетради по окружающему миру, записываем дату и тему урока «Равнины и горы России». Сейчас мы с вами составим схемы.


Типы равнин.


Низм. Возвыш. Плоског.

( 200) (200-500) (500-600)


Равнины по хар-ру пов-ти


Плоские Холмистые


Горы по высоте


Низкие Высокие

(600-1000) (более 2000)


Средние

(1000-2000)


Горы по возрасту


Молодые Старые

Формируемые УУД:

становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления,

умение излагать своё мнение, овладение действием анализа, сравнения, классификации


Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, ведут беседу, составляют схемы



7 этап: Оценка работы детей

Цель этапа:

оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Методы: беседа.

Учитель:

«Оцените свои достижения на уроке (выбрать один из 3 смайликов).

Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным/легким?»


Формируемые УУД:

закрепление положительной мотивации на учебную деятельность, самооценка деятельности на уроке.


Дети высказывают своё мнение, поднимают смайлики над головой; комментируют урок.


8 этап: Задавание домашнего задания с комментариями

Прочитать учебник стр.60-64. Рабочая тетрадь стр. 32


9 этап: Логическая завершенность урока

Цель этапа:

учитель возвращается к главной целевой установке урока и подводит итоги урока.

Учитель возвращается к главной целевой установке и подводит итоги урока. Наш урок завершен, но впереди нам предстоит еще много интересного узнать!



Оценивают значимость изученной темы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модель-конспект урока. Равнины и горы России.

Автор: Колиуш Ксения Игоревна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422429


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства