Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта. Методы: беседа | Учитель: «Ребята, как вы понимаете слова М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни»?» (Ответы детей) «Что для вас является сокровищами, богатством?» «Верно, очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. Какие еще вы знаете богатства, кроме перечисленных?» (Ответы детей) «Ребята, чем раньше топили печи в избах, а чем сейчас?» (Каменный уголь, газ) «Из чего делают бензин?» (Нефть) «Какие материалы используют при строительстве, изготовлении памятников?» (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит, гравий) «Что мы употребляем в пищу, а что является «прикормом» для растений?» (Соль, удобрения)
«Подумайте, под каким названием можно объединить все богатства нашей земли?» (Полезные ископаемые) | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | | Отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения |
Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи Методы: рассказ, беседа. Методы: рассказ, беседа, иллюстрационный (показ слайдов), демонстрационный (демонстрация образцов полезных ископаемых). Методы: рассказ, беседа, иллюстрационный (показ слайдов), демонстрационный (демонстрация образцов полезных ископаемых). | Учитель: «Все эти богатства называют полезными ископаемыми. Итак, полезные ископаемые – это все виды природных богатств, которые использует или может использовать человек в своей деятельности»
«Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых» «Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что же такое «недра»?» «Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью» «Как вы думаете, что означает выражение «разработка недр»?» (Добыча полезных ископаемых) «Ребята, как добывают полезные ископаемые? Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?» (Когда человек спускается в шахту) «Как вы думаете, почему?» (В шахте может произойти обвал) «Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь (учитель демонстрирует кусочек угля), руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров» (Показ слайдов, показывающий шахтеров и их работу)
Ребята, сейчас вы открываете ваши тетради и мы составим схему «Виды полезных ископаемых»
Итак, я вас сейчас назову 4 вида полезных ископаемых, вам нужно все полезные ископаемые, озвученные на этом уроке, разбить в эти 4 группы. Итак, первая группа – это топливные полезные ископаемые, что мы можем туда отнести? (Каменный уголь, бурый уголь, нефть, газ) Следующая группа – это рудные полезные ископаемые (Железная и медные руды) Третья группа – строительные полезные ископаемые – учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых (песок, глина, известняк, мрамор, гранит, гравий) Четвертая группа – химические полезные ископаемые (соли, удобрения)
Полезные ископаемые
Топливные Рудные Каменный уголь Железная руда Бурый уголь Медная руда Нефть Газ Строительные Химические Песок Соли Глина Удобрения Известняк Мрамор Гранит Гравий
Ученики выходят и рассказывают заранее подготовленные доклады о полезных ископаемых (проверка домашнего задания). «Ребята, давайте, откроим атлас Ростовской области и откроим карту полезный ископаемых. Найдите на карте полезные ископаемые, обратите внимание, что у каждого полезного ископаемого свое обозначение, и перенесите их на контурную карту. Посмотрите, где расположены большинство полезных ископаемых? (На востоке области) «А какой рельеф на востоке области?» (Возвышенность) | Формируемые УУД: Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. |
Работа с натуральными объектами (образцы полезных ископаемых)
Работа с натуральными объектами (образцы полезных ископаемых)
Картографические умения | Слушают учителя. Слушают учителя, ведут диалог, высказывают свое мнение. Смотрят презентацию. Изучают образцы полезных ископаемых. Слушают учителя, ведут диалог, высказывают свое мнение. Составляют схему. Составляют схему. Изучают образцы полезных ископаемых. Слушают учителя, ведут диалог, высказывают свое мнение. Работают с картой полезных ископаемых Ростовской области. |
Цель этапа: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Методы: практический (Работа с образцами полезных ископаемых), игровой. | Учитель: Работа в парах «Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами-бригадами. Подойдите, возьмите образцы полезных ископаемых (на каждую парту распределяется по 1 кусочку гранита, железной руды, глины, известняка и угля; при ответе на загадку ученики должны показать отгаданное ими полезное ископаемое)» «Отгадайте загадки: Он очень прочен и упруг, Строителям -надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (Газ) Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это? (Нефть) Оно варилось долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. (Железная Руда) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина) Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. (Известняк) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь)» | Формируемые УУД: Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, применять схемы для получения информации, высказывают предположения, применять схемы для получения информации. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Регулятивные УУД: делать выводы. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | Работа с натуральными объектами (образцы полезных ископаемых) | Слушают учителя. Отгадывают загадки, демонстрируя отгаданный ими образец полезного ископаемого. Отгадывают загадки, демонстрируя отгаданный ими образец полезного ископаемого. |
Цель этапа: Осознание и применение знаний, обобщение и закрепление полученных знаний. Методы: беседа. | Учитель: «А теперь, мы все полученные знания запишем в таблицу» (Распечатанные таблицы раздаются ученикам, они ее заполняют используя атлас Ростовской области, картинки полезных ископаемых, показанных на слайдах, и сообщения, подготовленные и озвученные учениками ранее на уроке) Название | Вид | Состояние | Цвет блеск | Вязкость, твердость, сыпучесть, хрупкость | Горючесть | Районы добычи | Форма рельефа | Использование в н\х | | | | | | | | | | | Формируемые УУД: Познавательные УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения Регулятивные УУД: делать выводы. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, применять схемы для получения информации, высказывают предположения, применять схемы для получения информации. | | Дети высказывают своё мнение, ведут беседу. Составляют таблицу. |
Цель этапа: Обобщить полученные знания Методы: беседа | Учитель: «Итак, мы сегодня с вами говорили о полезных ископаемых» «Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые?» «Что вы можете сказать о видах полезных ископаемых?» (озвучивание схемы) «Где больше всего расположено полезных ископаемых в нашей области?» «Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) на востоке области?» | Формируемые УУД: Познавательные УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение. | | Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, ведут беседу |